Крупный населенный пункт, что в 64 км от Читы, точно посередине разделяет река Ингода. Однопутный мост через реку, который совмещается с путепроводом через Транссиб, построен в 40-е годы. И с тех пор практически ни разу серьезно не ремонтировался. Нетрудно догадаться, в каком состоянии он находится. При том, что стоит на оживленной транспортной артерии.
«Ну, помню, асфальт перекладывали, чего-то латали, а так по нему уже в 90-е годы страшно было ходить, - говорят местные жители. – Когда машины проезжают, мост шатается, дребезжит. Сейчас все по нему проходят и крестятся». В 90-е же годы, кстати, один из пролетов моста, который проходит над железной дорогой, все-таки обрушился, не выдержав веса тяжелого бульдозера, который шел по участку в этот момент. Чудом никто не пострадал: кроме тяжелой техники по мосту больше никто не ехал в этот момент. Пролет подняли с помощью местной военной части и движение «на авось» возобновилось.
Однако предел есть всему. Дарасун ждет реальных действий от краевых властей, поскольку уже несколько поколений жителей поселка живут при аварийном мосте. Но у местных граждан есть опасения, что переправу через Ингоду просто закроют как опасную. Тем более, что формально альтернатива есть. Более 10 лет назад на выезде ниже по течению реки был построен новый капитальный мост. Власти вполне могут заявить: «Пользуйтесь им». Но в таком случае примерно половина населения Дарасуна (2-3 тыс. человек) окажется, мягко говоря, в трудном положении. Ехать в центр поселка через новый мост – это крюк, как минимум, в 10 с лишним километров. А в центре - вся социальная инфраструктура: больница, почта, банк, дом культуры и завод горного оборудования, являющийся градообразующим предприятием. А сам центр Дарасуна останется без пожарной части, которая стоит на противоположном берегу.
Росавтодор, при этом, давно умыл руки. «В связи со строительством нового направления автомобильной дороги А-350 Чита - Забайкальск участок автодороги, на котором находится мост через реку Ингода, в 2012 году передан в собственность Забайкальского края и городского поселения «Дарасунское», - заявили «Веку» в пресс-службе ФКУ Упрдор «Забайкалье». То есть, это проблема исключительно региональных и муниципальных властей, финансовые возможности которых сложно переоценить.
Что двигало правительством Забайкальского края, когда оно соглашалось принимать на свой баланс проблемный участок, можно только догадываться. Все это походит на банальное ротозейство. Ведь сейчас в России наблюдается обратная тенденция. Так, на недавнем Красноярском экономическом форуме в середине апреля первый замминистра транспорта РФ Евгений Дитрих сообщил, что субъекты РФ регулярно обращаются с просьбами о передаче отдельных региональных автомобильных дорог в федеральную собственность. Это дает шанс на дополнительное финансирование. Сейчас Минтранс составил соответствующий план, в который внесены автомобильные дороги, проходящие по территории 53 субъектов РФ. До 2031 года планируется принять в собственность РФ 17,57 тыс. км. И к этому сроку в бюджетах субъектов могут быть высвобождены и направлены на развитие дорожной сети около 21,52 млрд. рублей дополнительно. Видимо, у Забайкалья какой-то свой особенный управленческий путь…
В марте заместитель министра территориального развития Забайкальского края Константин Суздальницкий заявил, что власти региона в курсе проблемы. Разработка проекта нового моста в Дарасуне идет, хотя и с опозданием. Ориентировочна цена – полтора миллиарда рублей. Чиновник пообещал, что работы начнутся уже в этом году. Но верится с трудом, поскольку через месяц опять же Суздальницкий сообщил о серьезных проблемах Дорожного фонда Забайкалья. В 2018 году его размер составил всего 2,6 млрд. рублей (годом ранее – 3,3 млрд. рублей). Фонд «дешевеет» из-за снижения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты и сокращения федеральных субсидий. И в то, что больше половины средств фонда будет направлено на решение проблем одного Дарасуна, верится с трудом. «Дарасунский мост – это известная проблема. Надо что-то делать, но как – непонятно. Министерство территориального развития проводило совещания, где эта тема звучала. Так вот, там было заявлено, что на этот год Дорожный фон ведет работу только по заявленным ранее контрактам. Если перевести на более простой язык: денег нет, нового ничего строить не будем и не ждите», - заявил «Веку» член штаба ОНФ в Забайкальском крае Денис Лукьянов.