Поговорим о том, почему у конкретного партнера (франчайзи), купившего рабочую франшизу, уже растиражированную сотнями других партнеров, «не идут дела», почему бизнес не запускается.
Самая распространенная «причина», которую озвучивают не запустившие бизнес франчайзи: «у нас сложный регион» - маленький город, высокая конкуренция, депрессивный регион… Вывод опровергается наличием успешного партнера в том же или схожем городе, а также детальным разбором сложностей при запуске бизнеса.
Реальных причин неудачного запуска может быть несколько:
1. Недостаток ресурсов.
• Мало денег. По бизнес-модели нужно N денег, а в реальной жизни их в 2 раза меньше. Начинается экономия: берем персонал по-дешевле или «сам буду за всех работать», рекламу давать не будем, подождем «лучших времен». А времена эти долго не наступают. Что делать? Смотреть бизнес-модель до покупки франшизы, выбирать франшизу в соответствии с имеющимися средствами. Если выбранная франшиза подходит по бюджету, то быстрее выходить на точки безубыточности. Ведь дополнительное время увеличивает расходы при запуске. Растягивание «осторожного старта» с целью экономии бюджета, как правило, себя не оправдывает.
• Нехватка времени собственника. Делать все самому «быстрее и интенсивнее» почти невозможно. Если у вас уже есть бизнес, и он требует времени, или есть серьезные обязательства в семье, то до открытия нового направления решите: что из имеющихся дел вы можете делегировать. При запуске сразу ищите помощника.
• Нет профессиональных кадров. Франчайзер, в большинстве случаев, дает рекомендации по подбору персонала, предлагает базу знаний. Но только вы принимаете решение о найме сотрудников и том какими будут эти сотрудники. Если нет опыта в подборе персонала, то безопаснее прислушаться к рекомендациям собственника, чем «развивать интуицию» и проверять метод проб и ошибок.
2. Ожидания и договоренности.
• Информации много, ее сложно изучать. Есть база знаний, есть программные продукты, но прежде, чем разобраться во всех тонкостях, нужно «серьезно попотеть». Сложно на этапе запуска, - это значит, что вы купили «наполненную» реальную франшизу – уже хорошо! Читать материалы необходимо, делать по инструкциям тоже. Именно за них вы платили франчайзеру, и без вашего участия «сам» бизнес работать не будет.
• Мало консультаций и поддержки. Из предыдущего пункта возникает соблазн все спросить лично. Читать и смотреть видео-уроки долго, не интересно, можно «не так понять». Спросить быстрее! И спрашивать нужно, но желательно только то, что уже прочитано и непонятно… и не повторяться с вопросами. Иногда консультации строит заменить посещением обучающих семинаров и тренингов – они выстраивают систему знаний, позволяют уточнить детали индивидуально.
• Скрытые расходы. Не рассматриваем недобросовестные франшизы. Поэтому, как правило, «скрытыми» оказываются расходы, на которые партнер просто не обратил внимания. Запомнить все сразу сложно, бизнес-модели бывают объемные, детали в договорах прописаны сложным языком. Что делать? Спрашивать, читать, считать. К скрытым расходам не стоит относить риски, связанные с принимаемыми вами решениями. Например, 1-2 месяца паузы или выбор более дорогого офиса.
• Требования франчайзера прописаны. Если необходимо сдавать отчеты или обучать сотрудников, то франачайзер эти требования ввел для безопасности сети. Первое, что нужно принять – это требования и порядок работы. Невыполнение требований может привести к негативу, неустойкам, и не поможет двигаться дальше.
• «Я ничего не должен», «нас не догонят». Если вы платите роялти как % от выручки, если партнеров 100+, - то франчайзер уже точно нашел, как измерять вашу выручку. Не нужно пробовать скрыть прибыль и клиентов. Тайное очень быстро становится явным. Работа по франшизе строится на доверии и честности в выполнении обязательств.
3. Пропущенные контрольные точки, ошибки запуска.
В любом бизнесе можно выделить этапы запуска, каждому этапу соответствуют начало, окончание и критерии, на основании которых можно оценить его успешность. Стоит упустить, затянуть с одним этапом - и начинает собираться «снежный ком» проблем, все сложнее развивать бизнес.
Вывод – нужно ознакомиться с контрольными точками и работать по плану, не забывая «мелочей». Например, в бизнесе 1С:БухОбслуживание – это изучение базы знаний, посещение вебинаров, курсов и тренингов, бесплатная сертификация персонала, согласование бизнес-плана и тарифов, работа в облаке 1С и подключение первых 5-и клиентов. Если все это выполнено за 4 мес., то можно сказать, что бизнес запущен, и партнер начал производство услуг по стандарту фирмы 1С, использует маркетинговую поддержку. Абсолютному большинству из 600 партнеров сети это удалось.
Запускайте свой бизнес и передайте рутину бухучета партнерам 1С:БухОбслуживаие.