Уже известно, что изменения коснутся работы тендерной системы, контроля исполнения федеральных целевых программ, а также затронут деятельность всей отрасли.
Поповкин намерен максимально загрузить работой крупные предприятия, научно-исследовательские институты, работающие в отрасли и навести порядок в тендерах, сообщают «Известия» ссылкой на свой источник в Роскосмосе. По мнению собеседника издания, имеет место большая недозагрузка этих предприятий, однако при этом много заказов уходит на сторону и выполняется непонятными ООО, которые не имеют ни обученных кадров, ни базы, чтобы эти заказы исполнять.
Переход на новую схему деятельности позволит экономить в год до 30% бюджетных средств, считают эксперты, а структурные преобразования помогут уйти от разветвленной схемы фирм, аффилированных с Роскосмосом. Предполагается, что различные ОАО и ООО, работающие в системе ведомства, неэффективно используют бюджетные деньги.
«Размещая заказ в этих структурах, агентство не имеет рычагов давления и контроля над их деятельностью. Порой бывает проблематичным попасть на эти предприятия, не говоря о том, чтобы проверить их финансовую деятельность. А в результате бесконтрольности мы видим рост цен. К примеру, на сегодняшний день стоимость простейших космических аппаратов приближается к цене на современные истребители с полной боевой начинкой», — приводят «Известия» слова собеседника.
Федеральное космическое агентство готовится к преобразованию в государственную корпорацию по аналогии с «Росатомом» и ведомстве уверены, что имеющийся уже опыт окажет благотворное влияние на отрасль в целом.
«В «Росатоме» существует строгая система подчиненности, есть руководящий орган, который направляет бюджетные средства на конкретные задачи конкретным исполнителям и имеет рычаги для того, чтобы контролировать как процесс движения средств, так и производство», — уточнил собеседник издания.
Работа по подготовке конкретных предложений для правительства уже идет. Глава пресс-службы ведомства Алексей Кузнецов сообщил, что «готового предложения, окончательно сформулированного, пока нет, в течение месяца руководство нашего ведомства даст предложения, которые и будут обсуждаться».
Эксперты же ожидают, что формирование системы нового Роскосмоса пройдет в течение 2-3 лет. «У Роскосмоса должна быть своя система управления, собственно выстроенная с необходимостью решать проблемы, обозначенные в последнее время: аппараты то летят не туда, то летят не так, как планировалось, то вообще не летят, а это уже системные просчеты. Начинать надо с азов: с уровня производственных технологий, с квалификации персонала, с его подготовки, с бизнес-планирования по коммерческим запускам», — уверен советник института современного развития Никита Масленников.
Масленников не сомневается, что отрасли нужна организационная реформа, но проблема, по его словам, лежит в большей степени в производственно-технологической плоскости. « Поповкин предложил совершенно здравую идею — ввести сквозной контроль на 13 основных технологических стадиях подготовки запуска. До сих пор это было только на двух. И именно под этот контроль и нужно выстраивать управленческую схему, — отметил советник.
«Реформирование Роскосмоса — крупное дело. Поповкин считается прогрессивным менеджером, но получится у него или нет — покажет только время. Всем понятно, что время пришло — надо реформировать», — поделился своим мнением с изданием Дмитрий Александров, начальник отдела аналитических исследований ИК «Универ Капитал».
По мнению специалистов, главное — это повысить прозрачность, а также горизонтальную и вертикальную мобильность внутри отрасли, а уж по какому принципу будет построена работа ведомства — это вопрос вторичный.