По древнему преданию, в этот день властитель Едессы Авгарь исцелился от проказы, приложившись к полотенцу, которым Иисус Христос отер лицо и на котором отпечатался Его лик (нерукотворный образ), отсюда и названия праздника Спас на полотне, Спас нерукотворный, Спас на холсте, Холщовый Спас. Особое почитание этого праздника в Русской православной церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.
Хлебным Спасом называют праздник потому, что накануне отмечают Успение, с которым всегда связывали окончание жатвы хлебов. А зерно и хлеб для славян всегда имели большое значение. Поэтому и третий Спас традиционно связывался с окончанием жатвы яровых, и обставлялось это торжественным сжатием последнего, именинного снопа, хождением с этим снопом, обвитым яркими лентами, по улицам деревни.
В народе в день третьего Спаса святили воду в колодцах, чистили целебные источники. Сегодня впервые начинают печь пироги из муки нового урожая. К этому дню крестьянки заканчивали белить домашние полотна, освящали их святой водой, после чего начинали продавать на ярмарках. Чтобы торговля была успешной, в церквях служили особый молебен. С третьего Спаса так же начиналась заготовка лесных орехов.