21 апреля состоялось совещание оперативного штаба с участием представителей белорусских предприятий «Белнефтехим», «Гомельтранснефть Дружба», «Нафтан» и российской «Транснефти». В присутствии представителя «Транснефти» были проведены испытания проб нефти, которые показали, что в составе превышены предельно допустимые значения хлорорганических соединений. По словам пресс-секретаря «Белнефтехима» Марины Костюченко, хлорорганические соединения в поступающей из России нефти в десятки раз превышают предельные значения по стандарту. «Российский партнер признал данный факт, что подтверждено двусторонним актом, документ подписан», – сообщил «Вестник Нафтана».
22 апреля Мозырский НПЗ (Белоруссия) заявил, что «плохое качество перерабатываемого сырья сказалось на работе оборудования. Так, 20.04.2019 на установке ЛК-6У №2 секции С-100 выявлены пропуски теплообменных трубок воздушного холодильника ХК-105, состоящего из шести секций. Ремонтно-механическое производство предприятия произвело демонтаж указанного оборудования и приступило к его ремонту. Предварительное комиссионное обследование установило признаки коррозионного разрушения теплообменных трубок».
Во вторник, 23 апреля, заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов сообщил «Интерфаксу», что загрязненная российская нефть начала поступать в Евросоюз и на Украину. Поставки нефти из России по нефтепроводу «Дружба» вслед за Белоруссией приостановили Польша, Германия, Словакия, Чехия и Венгрия.
Агентство Reuters со ссылкой на крупных трейдеров сообщило, что загрязненная российская нефть могла поступить в терминал в российском порту Усть-Луга (Ленинградская область). С некачественной нефтью, по данным агентства, из порта Усть-Луга отплыли как минимум пять танкеров. Нефтепродукты купили такие крупные компании и нефтетрейдеры, как Equinor, Vitol, Trafigura, Glencore и Total. Два источника Reuters утверждают, что покупатели российской нефти подали предварительные претензии поставщикам, отметив, что могут потребовать компенсации.
Фото: neftegaz.ru
26 апреля официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил СМИ, что загрязнение нефти в трубопроводе «Дружба» было умышленным и произошло через частный «Самаратранснефть-терминал», который принимает нефть нескольких малых производителей.
«По факту загрязнения нефти силовые ведомства в РФ возбудили уголовное дело. Первые результаты свидетельствуют о том, что это загрязнение было умышленным действием. В данный момент в Самаре в офисах нескольких частных организаций идут следственные действия на предмет определения причастности к произошедшему. Сейчас можно определенно сказать, что вброс хлорорганических соединений осуществлялся через узел учета, принадлежащий частной структуре «Самаратранснефть-терминал», осуществляющей прием нефти и анализ ее качества от нескольких малых производителей», - заявил Демин.
Информация «Транснефти» оказалась неточной, так как первый заместитель генерального директора компании «Самаратранснефть-терминал» Антон Томилов сообщил ТАСС, что указанный терминал в 2017 году был продан фирме «Нефтеперевалка» и другого собственного подключения к трубопроводу «Транснефти» у компании нет.
Таким образом, инфраструктурный госмонополист «Транснефть» не вполне контролирует подключения частников к своим магистралям. Вкупе с тем неоспоримым фактом, что «Транснефть» до сих пор осуществляла входной контроль поступающей в ее магистрали нефти только на содержание серы, игнорируя хлорорганику. Это еще один минус в репутационном досье главы компании, отставного генерала спецслужб Николая Токарева.
Как известно, соединения органических хлоридов используются небольшими частными компаниями при добыче нефти методом гидроразрыва пласта с целью увеличения отдачи скважины. После этого нефть должна подвергаться очистке, иначе она вызовет коррозию и выход из строя катализаторов, которые стоят на входе трубопровода в нефтеперерабатывающий завод.
Концентрированные хлорорганические отходы могут сливаться частниками в отстойники. Из таких отстойников и могло быть осуществлено впрыскивание хлорорганики в трубопровод «Дружба».
Впервые использовать хлорорганику для повышения отдачи нефтяных месторождений додумались «головастые ребята из Уфы» в 70-е годы, напомнил ветеран отрасли Сергей Эйгенсон в своем живом журнале:
«Головастые ребята сообразили, что на химических производствах есть отходы, состоящие из хлорорганических соединений, применения им нет. А эти смеси, кроме всего другого, являются хорошими растворителями. Значит, можно их закачать в пласт на нефтяных месторождениях, они там будут отмывать породу, увеличивать нефтеотдачу. А повышение нефтеотдачи очень приветствуется, за это дают большие премии. Написали соответствующие рацпредложения, выпустили и утвердили регламент. Закачали. Действительно, нефтеотдача повысилась, можно идти в кассу. Тем временем, нефть с примесью этих хлорорганических соединений пришла на заводы. Ну, и начал этот хлор отравлять катализаторы и просто съедать металл в теплообменниках, колоннах и трубах. Начались аварии. Разобрались быстро, тут особой гениальности и не нужно. Головастые ребята были как-то наказаны, но не очень сильно. А по всему нефтяному министерству все заучивали приказ о полном запрете использования хлорорганических соединений в добыче и подготовке нефти».
Как известно, в мае 2012 года министр энергетики Сергей Шматко, экономист по образованию, этот приказ отменил. Таким образом, использование хлорорганики в нефтянке возобновилось, на что обращает внимание профессор РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина Владимир Капустин.
Всего в белорусских резервуарах скопилось более одного миллиона тонн загрязненной нефти из России. Согласно государственному стандарту ГОСТ Р 51858-2002. Нефть [21.05.18] массовая доля органических хлоридов в нефти не должна превышать одной миллионной. То есть в миллионе тонн содержание хлорорганики не должно быть больше одной тонны. Если, в загрязненной нефти ее в десятки раз больше, то это означает, что всего в трубопровод «Дружба» было закачано несколько десятков тонн хлорорганики, по объему – примерно одна нефтеналивная цистерна.
Найти виновного в загрязнении нефти нетрудно. Достаточно выяснить, кому принадлежит терминал, через который были закачаны в нефтепровод органические хлориды. В этом смысле весьма странно, что «Транснефть» сумела оперативно определить «точку вброса», но ошиблась в идентификации владельца этого терминала.
Все мировые СМИ обращают внимание на то, что скандал вокруг загрязнения нефти произошел на фоне кризиса отношений России с Белоруссией. В российских сетях гуляет немало конспирологических версий инцидента. Так, известный бизнесмен Кирилл Лятс пишет в Facebook*: «сегодня уже очевидно, что хлорорганику залили в трубопровод сознательно - она в считанные часы убивает катализаторы на агрегатах нефтепереработки. Хлорорганику нефть изначально не содержит. И в таких объемах случайное попадание исключено. Таким образом, …Николай Токарев (глава Транснефти – ред.) испытал трубопроводное оружие. Оружие сработало, приведя в негодность часть белорусского производства».
Издание «Репортер» обращает внимание на то, что инцидент произошел во время очередного обострения «дружбы» Москвы с Минском и на фоне запрета поставок нефтепродуктов на Украину: «Президент Лукашенко подбодрил Киев обещанием заместить поставки из Российской Федерации. По другому удивительному совпадению специалисты компании «Транснефть» незамедлительно направились в Самару, чтобы провести там «открытый урок» для студентов по «охране труда». И вот надо же, что именно на данном участке «Дружбы» технологи «щедро пересыпали» хлоридов в трубопровод, что привело к невозможности поставлять продукцию в братскую республику, а оттуда на Украину».
Безусловно, совпадения, даже самые удивительные, ничего сами по себе не доказывают, хотя и наводят на мысль об их неслучайности. Что касается следствия по факту загрязнения нефти хлоорганикой, то оно уже идет, однако, участники рынка предполагают, что российские пинкертоны ограничатся лишь поисками «стрелочника», то есть какой-нибудь небольшой компании. Однако трудно представить, чтобы вбросить цистерну хлорорганики в магистраль, снабжающую нефтью пол-Европы, рискнула бы какая-то мелкая фирма. Да и зачем ей это? В данном инциденте виден грубый и размашистый почерк крупного геополитического игрока. И это вряд ли «Транснефть», до сих пор не замеченная в применении «трубопроводного оружия».
Белоруссия оценивает материальный ущерб от загрязненной хлоорганикой российской нефти в $100 млн. А репутационный ущерб для России от этого случайного или не случайного инцидента не измерить в денежных единицах. Но, похоже, что его инициаторов, кем бы они ни были, это волнует меньше всего.