Правительство подготовило решение, принятие которого расширит основания для изъятия у местных администраций функций, которые одновременно присущи также органам и ведомствам федерального подчинения. Соответствующий законопроект уже внесен в базу данных Госдумы. Рассмотреть его депутаты смогут после возвращения с летних каникул. В комментарии, размещенном на правительственном портале, отмечается, что в документе прописаны универсальные параметры, при соблюдении которых центральные власти смогут утверждать решения об изъятии у регионов определенных полномочий.
По действующему законодательству соответствующие шаги затруднены. Для того, чтобы лишить администрацию области, края или республики той или иной функции, Москва должна доказать, что местное правительство не справляется с ней должным образом либо вовсе игнорирует ее выполнение. По новым правилам изъятию будут подлежать те полномочия, которые в том или ином субъекте РФ одновременно отнесены к компетенции федерального ведомства. При дублировании аналогичных функций центральными и местными органами предпочтение будет отдаваться первым. Главным условием изъятия функций у региональных властей станет экономическая эффективность: суммарные затраты на обеспечение данных полномочий после изъятия должны стать меньше, нежели при дублировании.
Еще одним основанием для лишения местных правительств определенных функций станет нахождение последних в сфере интересов государственной безопасности. Если выяснится, что выполнение той или иной задачи необходимо при проведении оборонных мероприятий и обеспечении национальной безопасности, соответствующую функцию делегируют центральным органам. Такая же практика коснется полномочий, которые задействованы при проведении мероприятий всероссийского и международного масштаба.
Форс-мажорными причинами передачи полномочий, в соответствии с которыми функции также будут передаваться из субъекта в центр, в законопроекте указываются природные и техногенные катастрофы, стихийные бедствия и прочие ЧС, следствием которых стала неспособность местных властей реализовать соответствующие функции.
Прописан в документе и реверсный механизм перераспределения полномочий. Центр сможет делегировать субъектам функции в здравоохранении, соцзащите, борьбе с безработицей, а также обеспечении сохранности объектов, представляющих культурную ценность. Кроме того, регионам могут передавать ответственность за ветеринарное благополучие, сохранение и воспроизводство в животном мире, а также за соблюдение законности при реализации градостроительных проектов.
В законопроекте оговаривается, что средства, полученные в качестве трансфертов из федеральной казны на реализацию изъятых полномочий, субъекты обязаны будут вернуть в центр. Кроме того, местные власти не смогут претендовать на денежную либо иную компенсацию стоимости имущества, которое вместе с полномочиями поступит в федеральную собственность. Решения об изъятии функций будут приниматься индивидуально. Ведать соответствующими вопросами будут глава государства и правительство РФ. Президент будет наделен правом передавать полномочия тем федеральным органам, которые находятся в его подчинении, а правительство – ведомствам, пребывающим в структуре исполнительной власти.
Нынешний законопроект стал уже второй за последний год инициативой правительства по изъятию у местных администраций избыточных полномочий. Минувшей осенью Госдума поддержала разработанный Минюстом документ, в соответствии с которым у регионов начали изымать функции, с выполнением которых они не справляются. Соответствующий вывод должно сделать федеральное ведомство. Кроме того, руководители субъектов были наделены правом добровольного отказа от полномочий путем подачи соответствующего обращения на имя главы государства либо правительства. Отказ разрешается на временной основе – на период до 2 лет. В этом случае регион также должен вернуть Москве деньги, которые были выделены на выполнение данной функции, но не освоены. Как пояснял глава сенатского комитета по региональной политике Дмитрий Азаров, данная норма позволит губернаторам отказаться от выполнения полномочий, на которые предусмотрено значительно меньше средств, нежели реально требуется. Азаров также говорил о необходимости выработки новой формулы подсчета стоимости реализации полномочий. Из-за отсутствия такой формулы, к примеру, субъекты не получают средства, которые позволили бы им эффективно упреждать и тушить пожары в лесах.