РФ в скором времени может заполучить титул мирового экспортера пшеницы №1. По итогам января-октября нынешнего года объемы поставок этой категории зерна за границу увеличились на 23% и составили 106 млн тонн, а с учетом других наименований зерновых объемы экспорта достигли 16,4 млн тонн, что на 28% больше, нежели за аналогичный промежуток 2016 года, подсчитали в сельскохозяйственном ведомстве.
Опрошенные «Известиями» аналитики аграрного рынка отмечают, экспортный потенциал далеко не исчерпан, и общий объем реализованной за рубеж пшеницы может достичь 32 млн тонн, а всех видов зерновых – 45 млн тонн. Основными направлениями экспорта традиционно остаются Египет, Турция и ближневосточные государства. Для сравнения, в 2016 году объем экспорта пшеницы из РФ снизился до 27,1 млн тонн, что позволило США обойти Россию в списке стран-поставщиков зерна.
Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут говорит, выйти на объем поставок 32 млн тонн вполне реально. Спрос на российскую пшеницу увеличился ввиду высокого качества урожая 2017 года. Также отечественные аграрии расширяют рынки сбыта. В последнее время растет число сделок с вьетнамскими, южнокорейскими и индонезийскими покупателями. Президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин уточняет, к примеру, в Индонезии растет потребление пшеницы, и островное государство каждый год закупает на 1 млн тонн зерновых больше. Заполнение этой ниши вполне по силам отечественным производителям.
Из 130 млн тонн нового урожая аграрии готовы поставить за границу треть – 45 млн тонн. По данным Минсельхоза, импортеры готовы приобретать как пшеницу, так и ячмень и кукурузу. Объемы фактически исполненных контрактов по ячменю по сравнению с прошлым годом увеличились в 1,8 раза и достигли 2,5 млн тонн. Экспорт кукурузы увеличился на 19,5% и составил 1,2 млн тонн.
Скурихин говорит, сельскохозяйственные предприятия связывают с ростом экспорта основные надежды на достижение рентабельности, поскольку внутренний рынок продолжает падать.
Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько уточняет, снижение внутренних цен конечные потребители хлеба и хлебобулочных изделий не ощутят, поскольку цена сырья только на 25% формирует стоимость готовой продукции.