Как рассказали источники издания на банковском рынке, в скором времени кредитные организации вступят в серьезную борьбу за клиентов, которые прежде оформляли ссуды и без затруднений и проволочек возвращали их. Доля таких заемщиков за последнее время существенно сократилась – за время кризиса таковых стало на 13,4% меньше, подсчитали аналитики Объединенного кредитного бюро. Такой вывод был сделан на основании изучения кредитных историй 66,5 млн россиян, которые воспользовались займами в 2014-2017 годах.
В ОКБ отмечают, по состоянию на осень 2014 года отсутствием претензий со стороны банков могли похвастаться почти 58% заемщиков. Сейчас таковых насчитывается всего 44,5%. Начальник управления стратегий взыскания «Бинбанка» Станислав Витвицкий говорит, такая картина стала логичным следствием необдуманной политики финучреждений, которые вплоть до 2013 года активно выдавали кредиты, вплоть до их навязывания. Как следствие, не устоявшие перед соблазном граждане столкнулись с закредитованностью, которая, усугубившись экономическим кризисом, сделала их неплатежеспособными. После этого в 2014-2015 годах статус благополучных утратили заемщики, которые взяли больше кредитов, чем способны выплачивать. Как следствие, банки ужесточили кредитную политику, предоставляя новые займы только проверенным претендентам, которые в оптимальной ситуации получают зарплату через тот же банк.
Ведущий аналитик по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Павел Жолобов отмечает, чаще всего россияне допускают неплатежи по сравнительно малым займам на потребительские нужды. А в Центробанке добавляют, максимальная доля проблемных кредитов была зафиксирована летом прошлого года. После этого в сегменте началось сокращение, и сейчас просрочка отмечается по 7,7% кредитов, что на 0,9% меньше, чем в 2016 году. Также, подсчитали в регуляторе, в январе-июне нынешнего года банки предоставили населению на 3% кредитов больше, чем годом ранее.
По мнению замглавы правления «Локо-банка» Андрея Люшина, доля беспроблемных заемщиков может упасть до 44%, после чего их количество начнет увеличиваться. Но в обозримом будущем такие клиенты смогут рассчитывать на льготные ставки по кредитам, что, в свою очередь, стимулирует переход в группу «идеальных» должников, которые допускают небольшие просрочки в силу невнимательности, а не серьезных материальных проблем.