Как выяснили эксперты Sberbank CIB, которые каждые три месяца проводят исследование «Индекс Иванова», россияне со средним уровнем доходов не намерены наращивать потребительские расходы до показателей, соразмерным с 2013 годом. Свою позицию они не будут пересматривать даже в случае, если зарплаты будут стабильно увеличиваться. В индексе Sberbank CIB представлен образ среднестатистического представителя среднего класса, который именуется «Ивановым». 27% опрошенных заявили, что в январе-сентябре нынешнего года им увеличили жалованье, либо провели индексацию. Год назад таковых было 25%. При этом в среднем заработок увеличился всего на 1,8%, что на 0,2% выше прошлогоднего показателя.
Участникам исследования задали вопрос о том, как они израсходовали бы деньги в случае существенного повышения зарплаты. Выяснилось, что переходить на продукцию более высокой ценовой категории россияне не собираются. Массовая миграция потребителей из среднего продовольственного сегмента в низкий, которая состоялась в предыдущие два года, противоположной тенденцией пока не сменится. Получив прибавку к зарплате в размере 1 тыс. рублей, опрошенные выразили готовность потратить на продукты только 200 рублей. При этом средний размер затрат россиян на продовольствие составляет 38% от заработка. 130 рублей они направили бы на приобретение одежды либо бытовых товаров, а 120 рублей – отложили бы.
Примечательно, что россияне с более высоким уровнем дохода тратят на еду большую часть заработка. Если граждане, зарабатывающие менее 25 тыс. рублей, оставляют в продовольственных магазинах 35% зарплаты, то те, кто получают от 25 тыс. рублей до 35 тыс. рублей, на пропитание расходуют 37% дохода.
В то же время, за последние три месяца сократилась доля граждан, которые пытаются сэкономить на покупке наименований первой необходимости. Таковых оказалось 68% вместо 71% во втором квартале. Учитывая замедление инфляции, россияне вновь переходят на относительно качественную продукцию, считают авторы исследования. Кроме того, меньше стало россиян, которые пытаются экономить на отдыхе во время отпусках – таковых остается 48%.