Собянин снова первый - часть 1

Восприятие населением мэров крупных городов (за исключением Москвы) сильно зависит от модели управленческой системы в конкретном муниципалитете. При двуглавой системе, когда есть глава города и глава администрации, население в подавляющем большинстве путается, кто есть кто.

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за октябрь-ноябрь 2017 года.

Московский градоначальник с июня удерживает лидерство в Национальном рейтинге мэров.

Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.

Реклама на веке

Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей в связи с отсутствием у этих регионов собственных административных центров.

Хронологические рамки рейтинга охватывают октябрь-ноябрь месяцы 2017 года.

Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России (как и в стране в целом). Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»).

Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а так же заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.

Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. На основании этих анкет формируются тексты аналитической части «Национального рейтинга».

Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг» получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой на страницах рейтинга одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества.

В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) сделан акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов.

Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).

Максим СУЧКОВ

Политолог, политтехнолог. Руководитель «Бюро политических технологий Максима Сучкова», директор независимого рейтингового агентства «А+».

Особенно запутанной ситуация становится, когда «обе городские головы» обслуживает единая пресс-служба, старающаяся угодить всем. Если город – областной центр, где располагается правительство региона и губернатор, то путаница возрастает. Значительная часть жителей областных центров полагает, что их городом управляет именно губернатор, а городские чиновники – это нечто вроде его помощников, поставленных следить за хозяйством. Впрочем, в некоторых регионах именно так и есть. Губернаторская ротация кадров почти никак не влияет на мысли и поведение населения, зато мэров городов и городской истеблишмент надолго выводит из равновесия. На притирку старой городской и новой областной власти уходит в среднем от полугода до полутора лет. Вновь назначаемые губернаторы приходят в основном из других регионов и первое, что они обычно стараются сделать, – показать кто в доме хозяин. Это приводит к нервозности и скрытым конфликтам. Иногда конфликты выходят в публичное поле (как было недавно в Нижегородской области) и тогда непослушных муниципальных руководителей вызывают в Кремль и дело заканчивается «уходом по собственному желанию». Статус мэров городов и их защищённость от «излишней вертикализации», несомненно, повысит их прямое избрание населением.

Сергей СТАРОВОЙТОВ

Политолог, политтехнолог, генеральный директор федеральной экспертной сети «Клуб регионов»

С выборами мэров, с точки зрения концепции, происходит следующее: главы регионов сообщают местным политическим игрокам то, что единственным источником власти в регионе являются они — губернаторы. Именно губернатор принимает все важные решения, отвечает за все проблемы, казнит и милует, назначает и отправляет в отставку.

В своих действиях губернатор исходит из того, что он, в свою очередь, отвечает лично перед единственным источником власти в стране — перед президентом. Перед президентом, который, если мы не забыли, единоличным своим решением губернатора и назначил «на регион». Назначил так же, как и губернатор назначает мэра, проводя его через формальное согласование конкурсной комиссии и голосование депутатов горсовета — даже без намёка на изучение народного волеизъявления, реализуя лишь главный общественный запрос — запрос на обновление. Теперь губернатор должен этот «кредит доверия» отработать. Таким образом, «вертикаль власти» воспроизводит себя на всех уровнях этой вертикали.

Полагаю, ошибаются те, кто утверждает, что губернатор «теперь будет отвечать за мэра» и это может принести ему репутационный ущерб и даже повредить на выборах. Думаю, это не более, чем аргумент для политических оппонентов, потому что на практике отношения между мэром и губернатором сейчас складываются как между прямыми начальником и подчинённым, такие же как у губернатора с любым его заместителем. Потому что мэры, при нынешней системе назначения, стали полноценными «замами по городу». И если они не будут справляться со своими обязанностями — их просто отправят в отставку (сценариев такой отставки есть несколько — разной степени жёсткости).

Именно поэтому, обсуждать мэров в качестве самостоятельных фигур бессмысленно — с переходом на новую систему назначений через конкурсную комиссию, они перестали быть политиками и стали чиновниками областного правительства, отвечающими за городское хозяйство. Именно так к ним и надо относиться, и в качестве критериев их эффективности применять те же стандарты, что и к любому министру регионального правительства.

Елена РУМЯНЦЕВА

Экономист, руководитель Центра экономической политики и бизнеса, проректор Государственной академии строительства и ЖКК России (2002-2004 гг.)

На мой взгляд, оценивая мэров, важно не только всесторонне учитывать особенности их текущей работы, систему кадровых перестановок, в том числе, ротацию с помощью действий силовых ведомств. Особенно важно говорить о схожих процессах, связанных с проявлением верхушечной коррупции в целом. Везде, где есть власть – реально возможна и коррупция. Мэры, не менее, чем их региональное руководство, сильно подвержены искушению.

Процессы, которые происходят с частыми отставками глав регионов в условиях давления на экономику, на общество коррупции как проблемы № 1 и прямого её следствия – роста «сверхновой» бедности в России уже и среди работающего населения, также протекают и на уровне мэров городов, которые в силу различающейся личной компетентности, возможно, различных нравственных подходов с разной эффективностью управляют экономикой города, по-разному решают социальные задачи и также фигурируют в коррупционных скандалах, нередко демонстрирующих те же виды коррупционных преступлений и правонарушений, что и на уровне губернаторов: взятки, злоупотребление служебными полномочиями, сокрытие или искажение важных сведений от населения и пр. Например, мэру Владивостока вменяют получение взяток на 75 млн руб., бывшему губернатору Марий Эл – правда, в 3 раза больше (сумма взятки 235 млн руб.). Мэр одного из городов Республики Коми приговорён к 12 годам лишения свободы за получение им взяток на общую сумму в 30 миллионов рублей. Примером другого рода распространённых нарушений в реализации властных полномочий может служить обвинение экс-главы кемеровского города Тайга в сокрытии от населения сведений о загрязнении марганцем питьевой воды. Он также назначил в нарушение антикоррупционного законодательства свою супругу директором МФЦ. Мэр Нижнего Новгорода Иван Карнилин подал в отставку по итогам антикоррупционной работы и проверки зарубежных активов в Приволжском федеральном округе. Конечно, проблема заключается не столько в выявлении и пресечении данных типичных уже нарушений во власти, сколько в их предупреждении как недопущении в будущем, а также восполнении ущерба от коррупции, имеющего значимый и масштабный характер.

Дмитрий ГУСЕВ

Политтехнолог, председатель Наблюдательного совета консалтингового агентства «Bakster Group»

Работа мэра — это тяжёлый труд. Тем не менее, дефицита желающих занять эту должность мы не наблюдаем. Обычно в любом городе выдвигается несколько человек. Хотя стремятся занять кресло мэра по разным мотивам. Кем-то правит тщеславие, кто-то хочет людям помочь — у всех разные амбиции и интересы. Кто-то хочет управлять. Несмотря ни на какие экономические и политические кризисы, мэр по-прежнему является знаковой и значимой фигурой, в первую очередь, для горожан. Потому что от городской власти зависит их жизнь. Конечно, люди не всегда понимают, какие функции есть у мэра. Но, если этот городской глава — председатель местной думы, хоть и именуемый в уставе муниципалитета «мэр», мало кто сомневается, что у него в руках лишь часть полномочий и в управленческой работе от него не всё зависит. Там, где градоначальник избранный и единственный — все понимают, что на нём полная ответственность. Поэтому важно, когда градоначальник не только работает, но и выходит на обратную связь с жителями – ведёт блог или устраивает «прямые линии», где горожане могут напрямую что-то спросить или посоветовать.

Смена региональных лидеров, которая коснулась в этом году значительной части регионов, отчасти влияет на работу градоначальников. При этом не важно – назначен градоначальник или избран прямым голосованием. Каждый мэр вынужден выстраивать отношения со своим руководством. Поэтому ротация глав областей вносит небольшие, в основном организационные коррективы. Но, в целом, не думаю, что серьёзные. Муниципалитеты – самостоятельные субъекты государственного устройства, хотя нельзя отрицать их зависимость от губернаторов. Поэтому в большинстве случаев мэры находят общий язык с новыми главами регионов и их командами. Не надо забывать, что проект договорённости муниципалитета и региона, как и некое напряжение между муниципалитетом и региональной властью – обычная общемировая практика. Такая же зависимость как между регионом и федеральной властью. В этом нет ничего особенного. Важно, чтобы чиновники любого уровня находили баланс в своих отношениях, который бы способствовал эффективной деятельности на благо людей. Мэрам тут все карты – в руки.

Максим КОСЕНКОВ

Политик. Заместитель губернатора Тамбовской области (2004—2005 гг.), глава администрации города Тамбова (2005—2008 гг.)

Считаю опасной ситуацию, когда областные центры управляются в ручном режиме из региональных администраций. Если бы у местных администраций было бы больше самостоятельности при принятии решений, то и ответственность бы возросла и качество работы улучшилось. Чрезмерное администрирование работы муниципалитетов региональными властями чревато расхолаживанием и дезорганизацией работы. Несмотря на трудности, должность градоначальника по-прежнему, на мой взгляд, остаётся статусной и важной, поскольку от мэра зависит повседневная жизнь конкретного города, решение текущих хозяйственных вопросов. Я считаю, что пришло время дать возможность людям избирать глав муниципалитетов. Это повысит ответственность самих градоначальников.

Выборы — сложный процесс. Это и согласование, и выдвижение. Не думаю, что сегодня может быть избран главой человек, который не имеет опыта и выстроенного диалога с региональной властью. Да и сами губернаторы, в случае выборности мэров, будут заинтересованы, чтобы в город пришли люди, способные в непростых ситуациях взять на себя ответственность. Сегодня многим главам городов не хватает решительности, поскольку они знают, что за ними стоит региональное руководство и куда важнее не испортить отношения с ними. Хотя, по большому счёту, всё зависит от конкретной личности. Если взаимодействие правильно выстроено, если есть определённость в полномочиях и осуществляется эффективный менеджмент, то для жителей не важно – назначен их градоначальник или избран. Но я считаю, что выборный путь — самый правильный. Но это не означает, что мэр-назначенец – обязательно плохой вариант.

Вопросы местного значения урегулированы действующим законодательством. Но мы знаем, что законодатель позволил в каждом конкретном регионе передавать отдельные полномочия с регионального уровня на местный и наоборот. Но не всегда между политической и хозяйственной целесообразностью можно ставить знак равенства. Если не справляется конкретный руководитель, то надо его менять, а не полномочия отбирать. Я также сторонник того, чтобы за вопросы соцзащиты отвечали муниципалитеты, поскольку проблему определения нуждаемости в социальной поддержке без прямого участия служб, отвечающих за работу с населением, ЖКХ – решить крайне сложно. Человеку надо не просто дать средства, но понимать — в каких он реально находится условиях и живёт и тут необходимо межведомственное взаимодействие. Сегодня вопросы социальной защиты сконцентрированы практически по всей стране на региональном уровне. Дайте деньги муниципалитетам – и спрашивайте с них за это! Излишняя централизация сокращает доступность отдельных видов помощи. Сейчас модно говорить, что мэр – это только хозяйственник. Это не правда. Мэр — должность всё равно политическая. Потому что хозяйственная работа неразрывно связана с принятием либо реализацией политических решений. Мы все в политике, так как политика – это жизнь. Мэр города не должен закрывается от людей и устраняться от диалога. И если ситуация заставляет буквально идти в народ, то надо это делать, а не отсиживаться в кабинете. Любые сложности только закаляют и обязывают идти вперёд. Надо готовить людей к муниципальному управлению, растить и пополнять кадровый резерв. Неверно думать, что те же успешные люди из бизнеса – своеобразный пул готовых градоначальников. Не все бизнесмены способны изменить своё мышление, заточенное на извлечение прибыли. Но чаще бывает наоборот — для определённого круга, но не для простых граждан.

Илья ГРАЩЕНКОВ

Политолог, генеральный директор центра развития региональной политики

В последние годы пост мэра девальвируется, как и пост губернатора. Институт сити-менеджеров, назначенцев, встроенных в «вертикаль власти», исключает электорат из сферы контроля над деятельностью исполнительной власти. Избиратель у такого главы один – и работает он, прежде всего, на него. Там где прямые выборы мэров ещё остаются, народ часто избирает на эти должности оппозиционных политиков, таких, как Локоть в Новосибирске, Ройзман в Екатеринбурге. И, несмотря на всю критику в адрес таких оппозиционных глав, люди их хотя бы знают и даже если не доверяют лично им, уверены, что мэр – это весомая фигура и с его переизбранием можно что-то поменять в общественной жизни. Сегодня разговор о возвращении прямых выборов мэров поутихли, пожалуй, одним из немногих, кто говорит о возврате этого института, является губернатор Иркутской области Сергей Левченко, избранный от КПРФ. Полагаю, что в будущем мы можем вернуться к полноценным выборам мэров, ровно, как и губернаторов. Так как «технократы» хороши во власти лишь тогда, когда надо распределять ресурсы, а не создавать. Сегодня связка мэр – губернатор настолько тесна, что это не просто одна команда, а фактически один аппарат. В этой логике глава региона берёт на себя всю ответственность за МСУ, но при этом он не может стимулировать их работу, нет поля для инициативы, конкуренции. Если кризисные явления будут нарастать, то такие связки могут начать рушиться, так как МСУ станет слабым местом для губернаторов.

Первая группа рейтинга

Собянин снова первый - часть 1

Сергей Собянин (Москва) продолжает занимать первое место в «Национальном рейтинге мэров». Ключевым аргументом в его пользу, по мнению экспертов, явился недавно анонсированный курс на повышение социального стандарта, включающего резкое увеличение в перспективе доплат многим категориям граждан. Здесь отмечается частичное возвращение к практике лужковского периода, когда, по мнению многих экспертов, именно на этом направлении делала акцент московская мэрия, поддерживая лояльность к себе населения.

Данный курс трактуется в свете заявленного Сергеем Собяниным намерения участвовать в следующих выборах мэра Белокаменной. Фактический отказ в этой связи от подтверждения премьерских амбиций выводит Сергея Семёновича из весьма непростого узла противоречий вокруг упомянутого федерального поста, борьба за который чревата значительным риском и труднопрогнозируемым финалом. Подобное ограничение амбиций так же усиливает аппаратные позиции московского мэра. С учётом того, что размеры доплат в некоторых случаях увеличатся в 2018 году более чем в 6 раз, данная попытка легально «подкупить» будущих избирателей может быть признана вполне перспективной и многообещающей, способной ослабить серьёзное раздражение многих горожан действиями мэрии.

Другой значимой инициативой Сергея Собянина, явно выделяющейся на общем информационном фоне, явился проект сквозных маршрутов электричек через центр города.

На информационный вброс о возможной отставке Сергея Собянина после президентских выборов большинство экспертов ЦИК «Рейтинг» не отреагировало.

Константин Полежаев (Белгород) в рассматриваемый период получал в основном положительные оценки. Этому способствовал пуск новой школы в одном из городских районов. Должное впечатление произвела ревизия активистами ОНФ транспортных артерий Белгорода, по качеству которых муниципалитет оказался одним из лидеров в масштабах РФ. Первоначально негативный резонанс вызвала информация о якобы предстоящей дальнейшей застройке Центрального парка. Опровержение мэрии, инициатива мэра по сохранению границ парка, разработка концепции «парка тихого отдыха» разрядили обстановку и укрепили имидж Константина Полежаева.

В пользу отцов города говорит продолжающаяся реконструкция набережной реки Везёлки, планы по оборудованию общественных мест современными системами видеонаблюдения, способными распознавать лица людей. Эксперты отмечают большие объёмы работ по приведению в порядок дворов белгородских многоэтажек. При этом качество проведённых работ удовлетворяет жителей далеко не во всех случаях. Эксперты сообщают о непонятной ситуации, сложившейся вокруг работы детских легкоатлетических секций в спорткомплексе имени Хоркиной из-за проблем с арендой городом крытого манежа. Другой негативной информацией явилась победа компании «Белгородский цемент», отсудившей у города около 20 млн рублей в счёт переплаты за аренду земельного участка.

Текущий год начинался для Ирека Ялалова (Уфа) достаточно напряжённо, но постепенно ему удалось выправить ситуацию, как в информационном пространстве, так и в политическом отношении. Информационное давление на него сегодня относительно невелико, несопоставимо с давлением, которое оказывает оппозиция на главу региона. В региональной блогосфере отношение к главе Уфы тоже можно оценить, как умеренно благожелательное. На руку Иреку Ишмухаметовичу, безусловно, играет то, что большинство крупных инвестиционных проектов и публичных мероприятий в республике связано с Уфой. В этом отношении активность региональной власти выгодна и уфимскому мэру.

Осень характеризовалась повышением внимания муниципальной власти к функционированию городского хозяйства. В частности, Ирек Ялалов озаботился внешним видом города, что давно уже напрашивалось, судя по многочисленным отзывам граждан. Позитивным для Уфы событием должно стать завершение работы по, так называемому, «Восточному выезду» — автодороге, которая соединит трассы М-5 и М-7. Для Уфы это важный инфраструктурный проект, который позволит укрепить позиции города в качестве крупного логистического центра.

При этом, некоторые заявления уфимского градоначальника можно считать неосторожными, что говорит о недостаточной подготовленности его выступлений. В частности, неоднозначную реакцию вызвало желание Ирека Ялалова приступить к сносу «хрущёвок» (по аналогии с программой реновации жилищного фонда в Москве). Часть экспертов указывают, что в Уфе ещё много ветхого и аварийного жилья, чтобы всерьёз обсуждать проекты сноса домов находящихся в более-менее приемлемом состоянии. Впрочем, Ирек Ялалов озвучивал, скорее, общую идею, план на будущее, не уточняя ни сроков, ни объёма финансирования.

Прошедшие два месяца можно считать для Ирека Ялалова достаточно спокойным временем, когда ему удалось сконцентрироваться на решении хозяйственных вопросов. Отношения с региональной элитой также стабилизировались, чему в немалой степени поспособствовало заявление мэра Уфы о том, что он не планирует претендовать на место главы региона. Это, в определённой степени, понизило число спекуляций относительно характера его взаимоотношений с главой Башкорт*остана Рустэмом Хамитовым.

По-прежнему стабильно высокие результаты в «Национальном рейтинге» у Айсена Николаева (Якутск). При этом город в начале октября пережил серьёзные проблемы, вызванные аварийным отключением Якутской ГРЭС. Перебои с подачей электроэнергии и водоснабжением не могли не вызвать недовольства граждан. Однако причины упомянутых катаклизмов заведомо находились за пределами компетенций якутского мэра, поэтому на его положении в исследовании происшедшее не сказалось.

Эксперты ставят в заслуги Айсену Николаеву масштабную работу по ремонту и реконструкции дорожного покрытия; усилия, направленные на формирование комфортной городской среды; грамотно проведённую оптимизацию городского бюджета в непростых экономических условиях.

Привлёк к себе внимание проект «Город без пыли», реализация которого будет включать комплекс мероприятий, от озеленения, до очистки и асфальтирования многих дворов и городских проездов. Одобрили эксперты создание, в рамках муниципальной программы развития столичного агропояса, сельскохозяйственного рынка. Позитивным событием стало открытие детского технопарка «Кванториум».

Желание мэра избавить Якутск от металлических гаражей, которые, по словам Айсена Николаева захламляют город, вызвало более разнонаправленную реакцию экспертов. Причина здесь как в общей нехватке парковочных мест, так и в опасениях, что лишившиеся гаражей автовладельцы не получат альтернативных вариантов для размещения своих транспортных средств. Открытие первой в Якутске пятиэтажной парковки явилось своеобразной демонстрацией того, как предполагает мэр решать данную проблему.

Положительный тренд в исследовании продемонстрировал Константин Горобцов (Калуга). Город успешно реализует приоритетную программу благоустройства «Формирование комфортной городской среды». На конференции региональной организации ОНФ прозвучало много самых благоприятных отзывов о работе, проделанной горожанами и управой в этом направлении. В частности, отмечалось появление в центре города парковой зоны на месте неприглядной толкучки. С учётом того, что ОНФ, как правило, специализируется не на похвалах, а на критике властей, подобная реакция произвела на экспертов тем большее впечатление. Благоприятный резонанс получил опыт внедрения в Калуге энергосберегающих технологий. В данном сегменте муниципального хозяйства калужская администрация считается одной из наиболее эффективных в стране. Завершение программы расселения аварийного жилья затронуло жильцов 102 домов, качественно улучшивших свои жилищные условия. Начало перевода городского транспорта на электронную систему оплату проезда, безусловно, сделает его более комфортным для пассажиров. Как удачную пиар-акцию Константина Горобцова расценили эксперты его личное участие в сдаче норм ГТО, равно как и привлечение к этому мероприятию других представителей городской администрации.

Среди неблагоприятных событий эксперты отмечали определённые проблемы, связанные с подготовкой к отопительному сезону. Резонанс получило появление в центре Калуги памятника Ивану III. Прежде стоявший на этом месте памятник Ленину был неожиданно переставлен на бетонное основание, которое создавали якобы для фигуры Московского князя. Подобная несколько лукавая рокировка, впрочем, была с раздражением воспринята только небольшим числом экспертов «Национального рейтинга».

Евгению Первышову (Краснодар) в рамках «Национального рейтинга», впрочем, как и многим жителям столицы Кубани в реальной жизни, большие неприятности доставили проблемы с отоплением. Несмотря на наступление холодов, мэрия упорно дожидалась планового срока подачи тепла в квартиры горожан, за что Евгению Алексеевичу изрядно досталось от губернатора, пригрозившего, если положение не выправится, отключить отопление уже в самой мэрии. Начало отопительного сезона, тем не менее, принесло новые беды. Коммунальная авария оставила без тепла около 100 многоквартирных домов. К счастью, по сообщениям МЧС, социально значимые объекты ЧП не затронуло, а погода в это время установилась относительно мягкая.

Другим негативным фактором в глазах большинства экспертов «Национального рейтинга» явилСя кредит размером в миллиард рублей, который получила мэрия, с целью рефинансирования прежних заимствований. Одной из ключевых проблем Краснодара остаётся высокий уровень закредитованности.

Эксперты также отмечают нарастающие транспортные затруднения, характерные для Краснодара. Причина заключена в варварской застройке, приведшей к перенаселению. В этой связи крайне благосклонно была воспринята информация о резком сокращении разрешений на строительство, выдаваемых мэрией. В целом благоприятно оценены планы развивать в городе канатное метро. Хотя, часть скептически настроенных наблюдателей полагает, что дальше проектов и разговоров здесь дело не двинется.

В этом году власти, как краевые, так и городские, начали прилагать зримые усилия по решению проблемы обманутых дольщиков. Благодаря достройке домов за год эта категория граждан получила около 3000 квартир. Евгений Первышов заверил, что по всем оставшимся подобным объектам имеется понимание — как и каким образом они должны быть завершены. В этой связи эксперты приводят пример голодовки обманутых недобросовестным застройщиком дольщиков, акция которых прекратилась после конструктивного диалога с местными чиновниками.

Алексей Ладыков (Чебоксары) продолжает уверенно удерживать позиции в группе лидеров. Авторитет мэра столицы Чувашии, выходящий за пределы региона, засвидетельствовало его избрание заместителем председателя Ассоциации городов Поволжья.

В городе сотни семей «переселенцев» из аварийного жилищного фонда получили ключи от новых квартир. В том числе, благодаря работе в Чебоксарах, республика одной из первых в ПФО завершила данную программу. По сообщениям экспертов, отопительный сезон в Чебоксарах открылся без сбоев, хотя и начался раньше запланированного срока. Большинство экспертов, если и без восторга, то, во всяком случае, с пониманием отнеслись к запуску системы платных муниципальных парковок. Отмечается запуск первых предприятий в индустриальном парке; высокие оценки, полученные городом от чиновников Ростуризма; появление современных остановок городского транспорта; проведённое комплексное благоустройство городских территорий. Реализация программы «Безопасные и качественные дороги» повышает удобство пользования транспортными артериями Чебоксар.

Благожелательно настроенные по отношению к Алексею Ладыкову эксперты, подчеркивают его личные качества, помогающие наладить отношения с горожанами: открытость, готовность аргументировано объяснить то или иное своё решение. Помимо регулярных приёмов граждан, организации «горячих» телефонных линий, им проводятся встречи с населением, где получить ответ по актуальным вопросам городской жизни можно напрямую «здесь и сейчас». Болевой точкой муниципального хозяйства остаётся транспортная реформа, в частности, изменение расписания троллейбусов. Первоначальный расчёт на перевод основного пассажиропотока с маршруток на троллейбусы быстро в жизнь не воплотился: перевозчики начали оспаривать действия городской администрации в судебном порядке. Но и здесь ситуация постепенно стала выравниваться: арбитражный суд в пользу мэрии разрешил конфликт с предпринимателями, с которыми были расторгнуты договора на обслуживание городских транспортных маршрутов. Благоприятной, хоть и частной новостью, явилось предоставление республиканскими властями кредита, предназначенного для поддержания троллейбусной сети Чебоксар. Однако, продолжается дискуссия о размерах компенсации, причитающейся троллейбусному управлению за перевоз льготных категорий пассажиров. В целом программу оптимизации в транспортной сфере можно будет оценивать позднее, после того, как она будет проведена в полном объёме.

Ключевым событием, определившим ослабление позиций Андрея Джатдоева (Ставрополь) в «Национальном рейтинге» явился коррупционный скандал в муниципалитете: по обвинению в получении взятки был задержан директор МУП «Водоканал». Негативное влияние этого события лишь отчасти было смягчено победой Ставрополя в номинации «Лучшая система закупок муниципального уровня» по СКФО Национальной премии «Бизнес-успех». К заслугам мэра эксперты относят улучшение в последнее время внешнего вида города, повышение уровня благоустройства, очищение Ставрополя от несанкционированной рекламы. Состоялось открытие первой очереди новой шестиполосной дороги, в котором принял личное участие Андрей Джатдоев. Данный проект в перспективе призван содействовать улучшению транспортной ситуации в городе.

Некоторые эксперты, обоснованно или нет, заявляют о якобы наметившемся росте противоречий Андрея Джатдоева и регионального главы.

В конце октября новым мэром Красноярска стал Сергей Ерёмин. Сразу надо сказать, что события развивались в местном муниципалитете стремительно и по абсолютно неожиданному для экспертов сценарию. Длительное время держалась интрига, связанная с тем, сохранит ли свой пост предыдущий муниципальный глава, Эдхам Акбулатов. Туман здесь нагонял сам Эдхам Шукриевич, длительное время не сообщавший о своих намерениях вновь побороться за кресло мэра и только в последний момент, позволивший себя уговорить. Когда же ситуация казалось безоговорочно сложилась в пользу Эдхама Акбулатова и не осталось абсолютно никаких сомнений в его грядущей победе, в Красноярском крае сменился глава. Причём врио стал председатель краевого Закса Александр Усс, о напряжённых отношениях которого с Эдхамом Акбулатовым эксперты «Национального рейтинга» писали неоднократно. В результате у прежнего мэра не осталось никаких шансов, и он из безоговорочного фаворита превратился в заведомого аутсайдера. Тем не менее, Эдхам Акбулатов предпринял безнадёжную попытку удержаться на плаву, и настало время Александру Уссу, заверяя последнего в дружеских чувствах, демонстрировать некоторую отрешённость и даже как будто безразличие к происходящему. Однако первый же тур конкурса наглядно продемонстрировал, какую позицию занял врио в данном вопросе. Эдхам Акбулатов снял свою кандидатуру, а мэром без особых проблем объявили ставленника нового регионального главы Сергея Ерёмина, — бывшего краевого министра транспорта. Именно этот сюжет в прошедший период приковал основное внимание экспертов. Пока рано говорить о том, насколько эффективной будет работа нового мэра. Можно только констатировать, что его назначение является большой победой врио губернатора, которому удалась провести деликатную и непростую операцию без намёка на публичные скандалы или другие нежелательные эксцессы.

Вячеслав ДАНИЛОВ

Политолог, философ, исполнительный директор Центра политического анализа, старший преподаватель философского факультета МГУ

Рейтинг Сергея Собянина устойчив и не зависит от конъюнктуры. Нижняя планка стабильно держится на приемлемом уровне и не проседает, что позволяет с оптимизмом смотреть на осень 2018 года, когда Собянин второй раз пройдет через выборы. Тем не менее, есть проблемы. Собянин прикладывает огромное количество усилий для апгрейда видимой инфраструктуры города, но именно это и не нравится жителям города. У них отсутствует оптика для понимания трансформаций города. Но на себе они чувствуют, что эти трансформации их не устраивают. Собянин заявил о движении джентрификации в районы за пределами первых двух колец. Это больше пугает, чем радует. Прежде всего — платными парковками, бесконечным ремонтом, перепланировкой привычной транспортной инфраструктуры, уничтожением ларьков и малых магазинов, а начало реализации программы по сносу пятиэтажек — это крайне стрессообразующий фактор. Интересно, что рейтинг Собянина растет именно тогда, когда он ничего такого громкого не делает. У определённого кластера москвичей на Собянина аллергия. Собянин — значит изменения, а многие горожане от них устали.

Константин САФРОНОВ

Политолог, исполнительный директор евразийского центра «Самрау»

Осень ознаменовалась для Ирека Ялалова реализацией ряда имиджевых проектов, а также активными действиями, направленными на повышение эффективности хозяйственной деятельности в столице Башкортостана. В заслугу уфимскому мэру можно поставить успешную реализацию программы по благоустройству дворовых территорий «Формирование современной городской среды», а также успешно выполненные работы по ремонту дорожного полотна в городе. В этом году было отремонтировано более 1 млн квадратных метров дорожного полотна, причём 60% этого объёма приходится на северную часть города. В следующем году предусмотрено выполнить ремонт 51 участка улично-дорожной сети города общей протяженностью 81,26 км на площади 1 097 503,50 квадратных метров.

Ранее Ирек Ялалов неоднократно говорил о необходимости преодоления ассиметричного развития инфраструктуры между северной и южной частями города. Понятно, что полностью этот разрыв преодолеть не получится, однако видно, что мэр сдерживает своё обещание больше внимания уделять северной части Уфы. Об успешной реализации дорожных работ свидетельствует и тот факт, что в этом году было отремонтировано 67 км дорог, на что ушло около 1 млрд руб. из федерального бюджета, 951,31 млн республиканских средств и 51,87 млн — из местных бюджетов. Федеральное финансирование в Уфе в 2018 г. будет увеличено и составит примерно 1 млрд 441 млн руб.

Также к положительным аспектам управленческой деятельности мэра можно отнести успешную реализацию в Уфе республиканской программы капитального ремонта общего имущества в 410 многоквартирных домах.

Эксперты отмечают позитивные изменения и в культурной политике города. Уфимский мэр пригласил уфимцев поучаствовать в наименовании новых улиц и скверов Уфы. В социальных сетях и республиканских СМИ фактически была инициирована дискуссия с широким участием интеллигенции и лидеров общественного мнения. В частности, Ирек Ялалов предложил назвать новые улицы именами знаменитого писателя Сергея Довлатова (уроженец Уфы) и героя войны Даяна Мурзина. По предложению мэра, администрация города в ближайшее время создаст информационную платформу (защищённую от интервенции ботов и троллей) которая позволит уфимцам активно участвовать в выборе названий для улиц, скверов и парков. Первый опыт организации районными администрациями голосования в социальных сетях можно признать относительно успешным (прежде всего по широкому отклику уфимцев), однако эксперты указывают на необходимость более совершенных мер технической поддержки.

В целом, отчётный период характеризуется укреплением позиций Ирека Ялалова и как управленца и как политика. Этому способствует тот факт, что Уфа достойно позиционируется на федеральном уровне. В частности, опубликованные этой осенью рейтинги городов России (Федеральный университет при Правительстве Российской Федерации) свидетельствуют о том, что Уфа улучшает свои показатели. Башкирская столица по таким показателям, как качество оказания медицинских услуг, удовлетворенность население образованием, услугами ЖКХ входит в десятку ведущих городов России. Всё это укрепляет позиции Ирека Ялалова не только на республиканском, но и федеральном уровне, как одного из ведущих мэров России. К тому же, за отчётный период Ирек Ялалов был награждён почётным знаком «За заслуги в развитии местного самоуправления в РФ».

К негативным аспектам можно отнести коррупционный скандал, который связывался с деятельностью уволенного ранее (с формулировкой «в связи с утратой доверия») вице-мэра А. Филиппова. Скандал возник вокруг выделения федеральным центром одного миллиарда рублей на расселение ветхого и аварийного жилья. Однако, в настоящий момент, можно говорить о том, что конфликт исчерпан. По его итогам уфимская мэрия обратилась к застройщикам с требованием вернуть потраченные нецелевым образом средства.

Олег АГАПОВ

Философ, профессор Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), член Общественной палаты Республики Татарстан

Ильсур Метшин – известный общественный и политический деятель, вполне заслуженно пользующийся репутацией мэра, способного разумно сочетать политическую и хозяйственную деятельность; способного ставить и воплощать федеральные и масштабные городские проекты, программы; способного формировать команды профессионалов и общественников. С каждым годом Казань преображается, экономический потенциал города растёт. Устойчивое развитие получают сферы ЖКХ, транспортной инфраструктуры, социального обеспечения. Мэр открыт для предложений со стороны горожан, институтов гражданского общества, как для личного общения, так и в виртуальном «поле». Его интернет-страница довольно полно и объективно отражает стратегические задачи и тактические решения, которые И.Р. Метшин ставит как перед собой, так и своей управленческой командой. Будучи мэром столицы Татарстана И.Р. Метшин успешно взаимодействует со всем сообществом возможных партнёров, способных вывести Казань на ещё более высокий уровень социально-экономического развития: это и федеральные министерства, и республиканская власть, а также муниципальные субъекты.

Афанасий ЛАПТЕВ

Председатель Региональной общественной организации людей с инвалидностью «Движение без барьеров» (г. Якутск)

Мэр Якутска Айсен Сергеевич Николаев много сил вкладывает в развитие города. И, несмотря на суровые климатические условия, многое получается, его работа заметна. Мэр регулярно инспектирует город, выявляет нужды и проверяет сделанные работы. Я в такой комиссии по приёмке работ состою и знаю, как внимательно мэр относится к выполнению необходимых городу работ. Николаев идёт в ногу со временем – развивает IT-проекты, краудфандинг – то есть направление коллективного финансирования, основанное на добровольных взносах. Мысли и идеи народа мэр претворяет в жизнь. С подачи мэра запущен проект «Народный бюджет», в рамках которого выделяются определённые средства на благоустройство силами инициативных горожан. Суть в том, что любой активный человек – физическое лицо или представитель организации может подать заявку на выполнение полезного дела. Если заявка будет обоснована, то хорошее дело тут же городом оплачивается, но реализуется руками знающих и умеющих горожан. Например, так ремонтируются детские и спортивные площадки. Под эту программу попадает и финансирование талантливых детских спортивных и музыкальных коллективов, которым надо выезжать на гастроли и соревнования. Ощутима поддержка городскими властями и общественных объединений города. Могу точно сказать за свою организацию – когда мы зовём Николаева на наши встречи и семинары, он приходит и с собой приводит ещё и заместителей. Я помню случай, когда пригласил его через Фэйсбук в пятницу, а в субботу Айсен Сергеевич с заместителями уже участвовал в нашем мероприятии. Не только я, но и большинство горожан благодарны Николаеву за его работу. Думаю, что у такого мэра должны быть высокие перспективы.

Алексей ПУЧНИН

Юрист, доцент юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссии (2012-2016 гг.)

За видимой размеренностью политической и экономической жизни Санкт-Петербурга, город является маркером гипертрофированного общего и особенного, присущего другим российским политическим мегаполисам. Это довольно выпукло проявляется в периоды общероссийской политической и (или) социально-культурной мобилизации. К событиям подобного рода следует отнести будущий Чемпионат мира 2018 года и, конечно, выборы президента 2018 года. На фоне этих грядущих событий проявляется эффективность и недостатки городского управления, действенности его институтов и значимости политических лидеров. Таких довольно много в Петербурге, который объективно является центром политического притяжения всего Северо-Запада, а по большому ментальному счёту и всего российского Запада. Для губернатора Петербурга Георгия Полтавченко сколь лёгким был вход в городское управление, столь непростым является пребывание в нём. Эксперты полагают, что городские политические и экономические круги довольно органично приняли Полтавченко в роли губернатора в 2011 году. Это помогло ему провести быстрый и для многих неприятный мониторинг крупных инвестиционных проектов предыдущего периода и ряд из них, в духе антикризисного управляющего, просто прекратить. Это позволило сконцентрировать бюджетные средства для поддержания социальной стабильности последующего периода, в том числе в условиях финансово сложных 2014-2017 годов. В первое время «автоматический» испуг губернатора-чекиста отложил коррупционную модель поведения городских чиновников и бизнеса. В большей степени это его личная заслуга. Это не могло не привести к ответной реакции ряда политических акторов. В 2012 году политическое влияние команды губернатора было ограничено — управление базовой партии (Единой России) перенесено в Законодательное собрание, и это привело к росту политической значимости её руководителя В.С. Макарова. Внешне конструктивизм отношений поддерживается усилиями обоих руководителей. Спокойное отношение губернатора к частым и системным оппонированиям его позициям и представителям его команды воспринимается в городе скорее как продолжение его личных качеств, нежели чем позиция слабости. И все иные качества, которые раньше воспринимались как несвойственные губернаторам: недостаточная PR -активность, невосприимчивость к политическим или информационным нападкам со временем перешли в разряд стабильного восприятия «он может себе это позволить». Объективность требует указать и на другое следствие этой позиции – минимальный антирейтинг, фиксируемый за время пребывания в должности. Всплески его случаются, как правило, в связи с неумеренным проявлением публичной активности представителей его команды или Законодательного собрания. Так, процесс передачи РПЦ Исаакиевского собора, превращенный Макаровым и его сторонниками из исполнения федерального закона в «крестовый поход» затруднил собственно передачу и временно снижал рейтинг губернатора, неизбежно находившегося в эпицентре конфликта. Но, давно надо принять, что к Полтавченко не применяется «общий аршин» понятных публике измерений устойчивости. Пожалуй, равно как к московскому мэру и главе Чечни. Проходя через общие для ВДЛ конституционные процедуры выборов, они проходят не менее сложные процедуры личного доверия Путина. Многие другие губернаторы это доверие получают опосредованно Администрацией Президента и затем уже только самого Путина. С Петербургом дела обстоят иначе. Все, кто лично не работал с президентом, могут вернуть себе ровность дыхания и спокойно занимать свои должности, надеясь на доверие самого Полтавченко. Губернатором Санкт-Петербурга им не быть. Это понимает и сам градоначальник, поэтому его не смущает политическая или PR-активность его партнёров или (и) оппонентов. Полтавченко спокойно делегирует полномочия и оставляет простор для действий на политическом поле, которое ему объективно не нравится. Поэтому его вице-губернаторы могут действительно нагружать себя полномочиями по реализации многомиллиардных проектов, понимая, что отвечать всё равно придётся — либо успехом, либо в уголовно-правовой плоскости. Такая стратегия управления персоналом имеет и преимущества, и недостатки. Ряд представителей его команды могут реализовать любую степень собственной энергии. Здесь своевременная активность И. Албина и К.Серова показательны. Но возможна и модель «ничего не деланья», замораживания сферы соответствующего госуправления, как, например, происходит в сфере имущественных отношений, что негативно отражается на коммуникации бизнеса и государства. И руководители этой сферы скорее придерживаются стратегии «незаметен – неуязвим». Решимость И. Албина может приводить к завершению «очень такой… грустной истории» (слова Путина), как строительство Зенит-арены, строительству новых станций метро или музейных комплексов. На фоне продуктивной активности словесных ляпы -«бакланы» смешны, но не безобразны. Так же и новый политический вице-губернатор Серов, сформировав штаб по выборам президента (действие, кстати, довольно очевидное для всех других субъектов Федерации), разбил надежды спикера Законодательного собрания на монополию на политическое господствование над городом. В условиях политической мобилизации городских сил к Президентской кампании, которая практически перманентно перейдёт в его собственную губернаторскую кампанию 2019 года, Полтавченко выравнивает властную вертикаль, изрядно потрёпанную избирательной кампанией 2016 года, предоставленной исключительно Законодательному собранию и его руководителю, объективно сумевшему создать «свой» парламент. Всем ясно, что в предстоящей избирательной кампании по выборам президента надо будет демонстрировать «разморозку» электоральной активности, так как уровень легитимности президента будет оцениваться высоким процентом явки. Стратегия руководства петербургской партии сориентирована, напротив, на так называемую «сушку» явки и не только (исторически низкая явка на выборах 2016 года, более 300 судебных процессов по итогам выборов, возбужденные и не прекращённые до сих пор уголовные дела). Разумеется, это положительным образом ни на президенте, ни на губернаторе не отразится. Поэтому перед мартом 2018 года происходит разумное «стягивание власти» в Смольный. Что положительно отражается и на его начальнике. Формирование «президентского штаба», ориентированного на губернатора в присутствии руководителя внутренней политики страны Кириенко С.В. – основной символический месседж ноября изрядно дезорганизованной политической элите города. Это не помешает Полтавченко в его духе предложить всем, даже недружелюбно настроенным к нему или его команде группам, присоединиться к организации президентских выборов. Его тактические уступки, прекрасно отражающие стиль управления (я не политик, политик – Макаров) даёт возможность реализовываться в строго отведённом условном «просторе» всем, кто покупается на подобные формулы. Кроме того, предоставление свободы действий, и, прежде всего, представительной власти, что вполне себе демократично, приводит к совершенно законному отсеиванию заблудших, толкующих эту стратегию Смольного, как слабость, и накачивающих себя вседозволенностью. Незаступничество за своих, как в случае с М. Оганесяном (экс-вице-губернатор, признал злоупотребления при строительстве стадиона) и уголовные дела близких Макарову депутатов (Нотяг, Нестерова) своевременно свидетельствуют об общем контроле над ситуацией и эффективном взаимодействии с правоохранительной системой. Всё это, наравне с ровной хозяйственной городской деятельностью, делает Полтавченко политиком долгосрочной стратегии.

Илья ДОРХАНОВ

Политолог, магистрант НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Георгий Полтавченко, в отличие от предыдущего губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, до недавних пор в целом не вызывал у горожан ни симпатии, ни антипатии. Его склонность избегать публичности скорее играет ему на руку, позволяя оставаться в глазах многих петербуржцев «чиновником, тихо делающим своё дело». Однако череда скандалов последних двух лет (передача Исаакиевского собора РПЦ, проблемы со строительством стадиона «Санкт-Петербург Арена») негативно отразилась на отношении активной части горожан к губернатору. Многие, впрочем, мало что слышали об этих историях или не склонны винить в них конкретно Полтавченко.

Незадолго до сентябрьских региональных выборов высказывались мнения о том, что Георгия Полтавченко могут снять с должности петербургского градоначальника. Тем не менее, он благополучно пережил осенний «губернаторопад», что может свидетельствовать как о том, что в Кремле удовлетворены его работой на посту, так и об отсутствии адекватной замены ему. Санкт-Петербург – важнейший регион со сложной спецификой, поэтому федеральным властям нелегко найти подходящего кандидата на должность губернатора.

В целом деятельность Полтавченко как губернатора выглядит неоднозначно. С одной стороны, наметилось решение многих проблем города – например, улучшилось состояние сферы ЖКХ, достроен Западный скоростной диаметр, реконструирована Новая Голландия. С другой стороны, недостаточное внимание уделяется проблемам городской среды, строительство метро идёт медленными темпами, продолжаются конфликты с градозащитниками, работниками сферы образования, науки и культуры. Законодательное собрание во главе со спикером Макаровым контролируется «Единой Россией», поэтому ожидать от него конфликтов с Полтавченко вряд ли стоит. Куда более серьёзным испытанием для губернатора может стать Чемпионат мира по футболу, который пройдёт в 2018 году, в том числе и в Петербурге. Если проблемы со стадионом и строительством станций метро возле него не будут вовремя решены или же если какие-то серьёзные неполадки выявятся уже в ходе чемпионата – велика вероятность, что Полтавченко «утратит доверие» президента, а на его место придёт кто-то другой.

Родион МУРТАЗИН

Политолог, член правления Союза журналистов Республики Мордовия

Глава Саранска Пётр Тултаев успешно выстраивает и в целом уже выстроил эффективную коммуникацию как с населением столицы Мордовии, так и с республиканской властью. Во втором случае можно отметить тот факт, что саранское крыло республиканско-муниципальной власти за 5 с половиной лет работы оси «глава Мордовии Владимир Волков — глава Саранска Пётр Тултаев» ни разу не подвергалось публичной критике от региональной администрации, неоднократно подчеркивался тезис о единой команде мэра и губернатора, причём со стороны спикеров как республиканской, так и муниципальной власти и это на фоне подчёркнутой лояльности Петра Тултаева по отношению к главе республики. Гармоничный характер взаимоотношений Тултаева и Волкова особо ярко был заметен во время кампании по выборам губернатора Мордовии, прошедших в сентябре этого года, и в послевыборный период. Возглавляя Ассоциацию финно- угорских народов России мэр Саранска ни разу ни использовал этот ресурс в качестве публичного аргумента во взаимоотношениях с региональной администрацией, оставляя его для риторики в сфере культуры и гармонизации межнациональных отношений, причём в полном согласовании с республиканским министерством культуры и национальной политики. Тем самым подтверждая, что он лояльный и командный участник властной оси. В первом случае, в части осуществления коммуникации с населением Пётр Тултаев не менее эффективно использует как регулярные встречи с населением, например, при субботних посещениях тех или иных жилых комплексов столицы Мордовии, так и собственную информационную площадку — газету «Вечерний Саранск». Он сочетает умеренный популизм (образ «свой парень» для публики) с жёстким и в целом успешным администрированием городского хозяйства. Задачи, стоящие в текущем периоде перед мэром, — подготовка к отопительному сезону, купирование протестных настроений в связи с действиями муниципальной власти и сохранение доверительных отношений с губернатором — были результативно решены. Саранск вошёл в отопительный сезон без существенных проблем, а имеющиеся были возложены на частные компании, занятые в сфере ЖКХ. Проблемой во взаимоотношениях мэра и населения могло стать переименование одной из улиц столицы Мордовии (из пр. Юбилейный в пр. Армии России), что потенциально стало бы основой для формирования негативной повестки в Саранске. Но мэр в очередной раз оперативно проявил качества результативного администратора и талантливого коммуникатора. Как администратору ему удалось решить вопросы, связанные с переоформлением документов жителей, причём став оператором координации между федеральными, региональными и муниципальными ведомствами, а как коммуникатору ему удалось плодотворно транслировать жителям предпринятые действия по минимизации бюрократических неудобств. Тем самым рост протестных и негативных настроений в этом случае был снижен практически до ноля. Использовались как личные встречи градоначальника с населением, так и информационные ресурсы, что продемонстрировало открытость Петра Тултаева и его желание решать проблемы через диалог, а не административное давление. Мэру Саранска удалось убедить население, что издержки от переименования будут минимальны. Он также творчески отработал патриотическую повестку, но без радикально-милитаристской риторики, сосредоточившись на ценностях семьи, родины, истории. Доверительные отношения между губернатором и мэром были продемонстрированы во время открытия вместе с главой республики одного из новых театров в столице Мордовии. Кроме присутствия по протоколу, как полагается главе Саранска, Пётр Тултаев проявил себя и как неофициальный эксперт губернатора в сфере культуры, но это, в общем, и справедливо так как градоначальник до 2012 был министром культуры РМ.

Ольга МАКСИМОВА

Политолог, начальник отдела международных связей Оренбургского государственного аграрного университета

Фигура политического лидера в пространстве власти муниципальной, региональной, федеральной всегда выступает зеркалом общества. Это не философское предположение, ошибочность или достоверность которого следует подвергнуть дискуссии в определённом риторическом поле. Нет. В далёком историческом прошлом разнообразие точек зрения, которые порой принимали непримиримые формы выражения, договорились подчинить праву. Принимая во внимание этот значимый факт, свидетельствующий о развитии общественного сознания, представляется, что и характеристику мэров современных городов стоит начать с той основы, которая предопределила возможность наделения определенного лица функциями политического лидера. В российской Конституции на этот счёт подчеркнуто, что единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.

Мэр Оренбурга Е.С. Арапов занимает этот пост с 2015 г. Молодой, энергичный, харизматичный, говорят одни. Зацикленный на себе, не умеющий работать в команде, деспотичный, говорят другие. Что взять за основу в характеристике мэра: народную молву, данные социологических исследований, биографию, информационный срез публичного портрета, результаты практической деятельности?

Какие бы характеристики не выступали основой для анализа, очевидным является то, что оренбургский городской социум как отражение своей политической позиции имеет мэра Евгения Арапова. В его деятельности в должности мэра Оренбурга, безусловно, есть то, что вызывает уважение и благодарность, как, впрочем, и то, что вызывает недовольство определённой части общества.

В современной политической действительности образ политика конструируется специалистами консалтинговых служб. В борьбе за рейтинг существует множество, отработанных во времени средств. Но если посмотреть в отстранённой от методов политологии и имиджелогии оптике на фигуру Е.С. Арапова в политическом пространстве мэров современных российских городов – Оренбуржцы имеют в качестве главы города человека обладающего как минимум двумя характеристиками, которые не поддаются искусственному конструированию в борьбе за политический имидж, и на которые представляется целесообразным обратить внимание в рейтинговой оценке его деятельности.

Во-первых, это молодой политик в возрасте 46 лет, имеющий желание применить свою внутреннюю энергию для развития городского социума. А это значит, что у него есть время и на политические успехи, и на коррекцию его политических решений, не принятых горожанами и на будущий неудачный опыт, который станет для него уроком, а для исследователей возможно инструментарием в оценке его деятельности.

Во-вторых, это многодетный отец, сам факт этого статуса мэра Арапова свидетельствует о том, что ключ управления сообществом современного российского города в руках человека социально ориентированного.

Павел САЛИН

Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ

Происходящее сейчас в Красноярском крае, вообще, и в самом Красноярске, в частности, можно охарактеризовать всё более актуальным для российской политики термином «транзит власти». Неожиданное назначение Александра Усса губернатором региона привело к столь же неожиданному приходу в мэрию Александра Ерёмина. Буквально ещё за неделю с небольшим до его избрания прежний градоначальник Эдхам Акбулатов был настроен на пролонгацию своих полномочий, но давние напряжённые отношения с г-ном Уссом поставили крест на этих планах.

В итоге новый градоначальник был вынужден входить в курс дела сверхоперативно. На старте в его пользу играет такой фундаментальный фактор, как поддержка губернатора, а против — отсутствие опыта работы в муниципальной сфере. Между тем её специфика серьёзно отличается от особенностей функционирования региональной администрации, откуда пришёл г-н Ерёмин. При этом начал он с того же, с чего начинал его предшественник — кардинального обновления команды городских управленцев. Результаты усилий г-на Акбулатова вряд ли можно назвать очень эффективными, так что резкий старт вряд ли гарантирует высокий результат. Пока за месяц с небольшим, прошедшие после избрания на новый пост, мэр Красноярска успел сделать несколько громких заявлений (прежде всего, о пяти направлениях развития города в 2018 году) и попасть в СМИ, в том числе и федеральные, благодаря двум неоднозначным инициативам. Первая — закупка для мэрии антипрослушивающей аппаратуры, вторая – «косящие снег» коммунальщики. В последнем случае вряд ли можно говорить о личном распоряжении мэра, но в общественном мнении такие инциденты часто связываются с первым лицом города. Конечно, наследство, с которым пришлось столкнуться г-ну Ерёмину, оставляет желать лучшего. Но, во-первых, у него нет времени на раскачку, во-вторых, он демонстрирует, что не желает отказываться от такого наследства даже при наличии возможности. В частности, он публично заявил, что не намерен отказываться от такого вызвавшего серьёзное раздражение горожан начинания своего предшественника, как введение платных парковок. Не очень позитивно был оценен жителями и результат действий городской администрации по борьбе с последствиями масштабного снегопада в конце ноября. Заметный негативный резонанс может вызвать и то, что из-за затянувшихся ремонтных работ, которые являются «наследством» ушедшей команды мэрии, главная магистраль Красноярска, Проспект Мира, впервые может остаться без новогодней иллюминации. Однако самым главным вызовом и одновременно серьёзной возможностью для нового мэра Красноярска станет подготовка и проведение Универсиады-2019. За оставшийся год с небольшим ему необходимо перезапустить процесс подготовки к мероприятию, результативность которого уже вызывает беспокойство вышестоящих инстанций. Так, полпред президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло уже отмечал, что строительство некоторых объектов затягивается на несколько месяцев. Если новый мэр Сергей Ерёмин сможет справиться с этим вызовом, то ему могут простить многое. Если нет, то вспомнят всё, вплоть до «косящих снег» коммунальщиков.

Виктор ПОТУРЕМСКИЙ

Политолог, генеральный директор Центра Стратегического Проектирования (г. Красноярск)

В Красноярске произошла смена главы муниципальной власти. На смену Э. Акбулатову пришёл бывший министр краевого правительства С. Ерёмин. Решение было принято на сессии Городского совета голосованием депутатов.

Ситуация смены власти во многом парадоксальная: запрос на смену главы города со стороны жителей скорее был, а вот вероятность замены всеми экспертами оценивалась не высоко. Достаточно долгое время Э. Акбулатов позиционировался именно как «безальтернативный кандидат», имевший поддержку экс-губернатора В. Толоконского, регионального отделения партии «Единая Россия». Толчком к запуску иного сценария как раз стала смена главы региона. Откуда возникал запрос на смену власти? В первую очередь от горожан — из растущих, видимых проблем города и ухудшения качества жизни в столице края. Экология, пробки, некачественный ремонт улиц, низкое качество управления – это перечень основных проблем и претензий горожан. Городская власть просто устранилась от решения проблем экологии, а по своему значению она находится среди главных проблем для жителей. Во вторую очередь, городская власть демонстрировала некомпетентность в построении коммуникации с горожанами, позволяя просто не реагировать на вопросы о происходящем. Символом этого стала главная улица города – проспект Мира – с некачественным и незаконченным ремонтом, требующим переделки. В 2019 году Красноярск станет столицей Универсиады. Отставание от плана подготовки к Универсиаде стало одной из причин ухода со своего поста и В. Толоконского. Поэтому смена команды города во многом вынужденное решение поиска более эффективного решения для подготовки города к Универсиаде. За сценарием смены власти стояла позиция врио губернатора края А. Усса. Приход в город С. Ерёмина из краевого правительства позволяет говорить, что теперь власть края и власть города будут работать вместе. А. Усс неоднократно заявлял о приоритете развития Красноярска. ВРИО губернатора ставит задачу в течение ближайшего года не просто решить накопившиеся проблемы, а использовать Универсиаду для придания мощного импульса в развитии столицы края. Сейчас давать оценки рано. Проблем очень много. Можно надеяться, что новая власть города сможет их решать, используя поддержку края, возможности, которые возникают в связи с проведением Универсиады-2019.

Максим КОСЕНКОВ

Политик. Заместитель губернатора Тамбовской области (2004—2005 гг.), глава администрации города Тамбова (2005—2008 гг.)

Мэра Тамбова Сергея Алексеевича Чеботарёва я знаю с первого дня его работы в органах власти. Это опытный чиновник, состоящий в кадровом резерве президента. В системе государственного управления он уже без малого 17 лет. Из них 7 лет работал заместителем губернатора области. Главой Тамбова Чеботарёв является последние 8 месяцев, поэтому для оценки эффективности его работы в качестве градоначальника прошло ещё очень мало времени. Это незначительный срок. Что касается этого периода, то могу сказать, первое и главное: ситуация держится под контролем, город вошёл в отопительный сезон без осложнений, не считая локальных аварий, которые случаются во всех городах. Они устраняются. Могу отметить, что в этом году, благодаря президентским, прежде всего, инициативам и выделению федеральных средств, в Тамбове проведена большая работа по благоустройству дворовых территорий, малых скверов, что очень важно, поскольку среда обитания любого человека определяется приближённостью этих мест и их обустроенностью. Люди это замечают. Сейчас, на мой взгляд, для нового главы Тамбова настало время выстраивания коммуникаций с населением. Администрации Тамбова не хватает публичности, и эта нехватка порождает дефицит информации. Могу предположить, что это не случайно. Чеботарёв как опытный чиновник, который отвечал почти 7 лет за внутреннюю политику региона, сознательно устраняется от публичности в нынешнем качестве, чем способствует присутствию в масс-медиа только губернатора и его очень узкого круга. То есть, стремится избежать конфликтов и конкурса рейтингов. Но эффективность управления тогда хороша, когда люди понимают, кто за что отвечает и чем занимается. Когда люди знают, что за трубы, дворы, места общего пользования – несёт ответственность всё-таки местная власть. С моей точки зрения ошибочный путь, когда в информационном пространстве эти направления работы выдаются за деятельность регионального руководства. Тема ЖКХ неблагодарная и не будет таковой в ближайшее время, но нельзя допустить очередного передела в этой сфере. И если с любой проблемой администрация области будет якобы сама разбираться (при этом разбирается-то всё равно город), то неизбежно люди будут все свои житейские проблемы обращать к региональным властям, у которых другой уровень компетенций. Считаю, что мэру надо всё-таки нарушить информационный вакуум, в котором сегодня находится администрация Тамбова. Кроме того, давно пришло время заняться адаптацией структуры администрации к современным реалиям, с учётом полномочий, которые у неё есть сейчас. Структура городской администрации не менялась практически на протяжении 10 лет – а это достаточно большой период. Наведение порядка внутри самой местной власти будет способствовать поддержанию порядка в городе, экономии бюджетных средств. Ещё одна важная задача – работа с бюджетом. Не просто распределением денег: дать — не дать. Главная цель в этом направлении – ежедневная работа с доходной частью и по недопущению роста долговых обязательств, сокращению долгов сложившихся в прошлые годы. А сегодня они практически равны бюджету города. Несомненно, важным звеном успешной деятельности мэра должна стать работа с жителями – в плане коммуникаций. Тамбов на протяжении длительного времени был флагманом лучших практик работы с населением, но они несколько утрачены, стали декоративными и забюрократизированы. Для укрепления авторитета и повышения доверия горожан к местной власти, городской власти Тамбова — это одна из важных задач.

Константин МАЛЫШЕВ

Политтехнолог, директор Центра правовых и избирательных технологий (г.Барнаул)

Сергей Иванович Дугин, в общем-то, начинающий мэр: всего два года как его приняли по контракту на должность сити-менеджера Барнаула. При этом он сумел, несмотря на прошлые трудности, зарекомендовать себя с лучшей стороны, и стал основным кандидатом для переизбрания на пост градоначальника. В этом году состоялись выборы в Барнаульскую городскую Думу, и Сергей Иванович возглавлял список под флагом «Единой России». На него была возложена достаточно большая ответственность: вытащить партию в парламентские лидеры. Ведь итоги прошлого года – выборная кампания в Госдуму для Барнаула были неутешительны. Здесь результат у ЕР был один из худших в Алтайском крае, а сам край показал менее 36% поддержки партии власти. Впрочем, за последние месяцы Дугиным была проведена колоссальная работа. И результаты оказались триумфальными. «Единая Россия» получила большинство в барнаульской Думе – 31 из 40 мандатов. А сам Дугин, как представитель партии, проявлял очень высокую активность на протяжении кампании – как в общении со СМИ, так и в своей рабочей деятельности, сменив в итоге достаточно низкий рейтинг узнаваемости на достаточно высокий рейтинг доверия к нему со стороны людей – свыше 65%. Я думаю, что он будет наращивать свою популярность, как у населения, так и среди городских элит. Этому будут способствовать и запущенные по всей России, в том числе и в Алтайском крае, инфраструктурные и социальные проекты «Единой России». Под это выделяются достаточно серьёзные средства на всех уровнях бюджета — федерального, регионального и городского. Дугин оценен и рекомендован к переизбранию губернатором края, который знает его ещё со времен, когда мэр возглавлял краевое Управление труда и социальной защиты. Дугин сохранил очень тесные связи с губернатором, с правительством края.

Конечно, экономически ситуация в крае развивается не лучшим образом, потому что вообще край имеет низкий экономический потенциал. В Барнауле практически вся промышленность в 2000-е вымерла. Но думаю, что взрывоопасных ситуаций в городе не предвидится. Напряжения у горожан нет и это, конечно, благодаря усилиям администрации города и мэра.

В этом году Барнаул получил колоссальные средства на ремонт дорог и этот факт уже отметили для себя жители — более 1,60 млрд рублей было выделено на ремонт дорожного полотна и уже заявлено, что сумма, запланированная на эти же нужды на следующий год, будет не меньше. Это, конечно, повышает уровень симпатий населения, как к администрации, так и к мэру. Плюсом персоны Дугина является отсутствие каких-либо скандальных ситуаций, связанных с его именем. Вокруг него нет негативной информации, а значит, практически отсутствует антирейтинг. Учитывая двух предыдущих мэров, которые вынуждены были покинуть свою должность в связи с преследованием следственных органов, персона Дугина выглядит весьма выигрышно и симпатично. Думаю, жители Барнаула оценят его честность, неконфликтность и эффективную работу на посту мэра.

Оригинал материала:
http://russia-rating.ru/
*
Общественное объединение «Башкорт» признано экстремистской организацией (запрещена в РФ решением Верховного суда республики Башкортостан от 16.09.2020г.)
Реклама на веке
С космодрома «Восточный» стартовала вторая в истории ракета Собянин снова первый - часть 2