В резюме, одобренном по итогам совета улемов духовного управления российских мусульман, а также Совета муфтиев РФ, говорится, что российские граждане, исповедующие мусульманство, не должны присоединяться к деятельности организаций, имеющих признаки финансовых пирамид. Подобные операции категорически возбраняются каноническим исламом, как и другие недозволенные форматы сетевого маркетинга. Мораторий налагается как на участие в функционировании ярко выраженных пирамид, так и их версий, замаскированных под благонадежные организации. Под пирамидами в Совете муфтиев предложили понимать все структуры, участники которых получают деньги не в качестве процента от стоимости реализованных товаров, а за факт привлечение новых участников.
Также пирамидами считаются организации, которые умышленно вводят граждан в заблуждение, добиваясь их вступления в качестве клиентов либо агентов. Статус пирамид получают и структуры, в которых существует вероятность потери средств, уплаченных за ненужные изделия, либо за сам факт членства в организации, которые разрешает вовлекать других агентов и получать за это вознаграждение. Все эти действия сходны с ростовщичеством, которое запрещается исламом, отмечается в резюме.
К разрешенным мусульманам формам сетевого маркетинга Совет отнес реализацию товаров, которые обладают высоким качеством. Добросовестные организации сетевого маркетинга не должны обманывать потребителей, а все сделки должны заключаться только при согласии сторон. Ни один из участников не обязан приобретать либо продавать товары, равно как и приводить в структуру новых потребителей и распространителей. Если предлагаемый товар эксклюзивен и соответствует описанию, его распространение происходит без нарушений канонов ислама, пояснили в организации.
Ранее в Банке России сообщили о достаточно активном функционировании финансовых пирамид. В январе-марте регулятор выявил 31 такую структуру. В прошлом году была пресечена деятельность 180 пирамид, что на 10% меньше, чем по результатам 2015 года. Россияне в минувшем году отнесли в пирамиды 1,5 млрд рублей. Это почти вчетверо меньше показателя 2015 года, когда пирамиды находились на пике популярности, а их организаторы заработали 5,5 млрд рублей.