В «Российских железных дорогах» обновили смету и проект строительства железнодорожного моста, который соединит Сахалин с материком. В соответствии с проектом, целесообразным является строительство перехода на участке от железнодорожной станции Селихин до пролива Невельского, и оттуда – до сахалинской станции Ныш. Протяженность новой железнодорожной ветки составит 585 км, при этом длина моста составит 6 км.
Сметная стоимость работ в актуальных ценах, без НДС, достигла 540,3 млрд рублей, причем почти половину этой суммы – около 253 млрд рублей, потребуется вложить в строительство моста, пишет «КоммерсантЪ». Предусматривается, что 100 млрд рублей выделит центральная казна, 90 млрд рублей – дальневосточный Фонд развития, а 60 млрд рублей – Корпорация развития Сахалина. Дополнительные инвестиции железнодорожной компании в путевую инфраструктуру Сахалина превысят 92 млрд рублей. На проектирование нового участка и моста потребуется три года, а на строительство – пять. Запустить мост при соблюдении графика удастся в 2023 году.
Дискуссия о необходимости строительства моста на Сахалин периодически активизируется не первый десяток лет, однако впервые о возможности скорой реализации этого проекта президент Владимир Путин заявил в 2017 году, Вскоре проект был внесен в инвестиционную программу железнодорожников, на его разработку в нынешнем году направят 1 млрд рублей. Для того, чтобы новая ветка оправдывала себя, потребуется возвести на Сахалине дополнительный глубоководный порт. Ежегодные объемы перевалки через него составят порядка 38 млн тонн. Сегодня на крупнейшем российском острове действует только один глубоководный порт – Пригородный, который занимается транспортировкой нефти и сжиженного природного газа.
Проектировщики РЖД полагают, что наиболее перспективным является строительство порта неподалеку от поселка Ильинский, к которому примыкает залив Делангля. Его смета составит 100 млрд рублей. Потенциальные инвесторы порта не определены. Впрочем, источники издания в отрасли говорят, что рациональность такой дислокации порта вызывает сомнения. Несомненные преимущества порт в Ильинском будет иметь только для угольщиков. Другие собеседники критикуют и это предположения, указывая, что все угольные месторождения уже располагают портами-партнерами.