О конкурсе на разработку общегородской билетной системы сообщалось еще в ноябре. Как отмечалось, изменения будут введены в связи с необходимостью обновления архитектуры ПО билетных решений столичного метро. Его итоги были подведены в конце года.
Как следует из техзадания по контракту, подрядчик должен предусмотреть в новой билетной системе функционал зональной тарификации. Также должны быть разработаны инструменты управления моделью пересадок и тарифов. Необходимость внедрения новой системы объясняется существенным расширением линий столичного метрополитена.
Победу в тендере одержала компания «Программный продукт», специализирующаяся на разработке программного обеспечения. Цена контракта составила 670 млн. руб. Поэтапное внедрение системы оплаты проезда в столичной подземке начнется с 2020 года. Напомним о том, что примерно в эти сроки планируется запуск Московских центральных диаметров (МЦД) — пригородных электричек, интегрированных с метро.
Как отметили в метрополитене, новая система рассчитана на использование на разных видах общественного транспорта, в том числе наземного, где уже действуют две зоны оплаты. Особо подчеркивалось, что оптимизация транспортных расходов пассажиров является одной из ключевых задач в рамках развития инфраструктуры «умного» города.
Заметим, что тарификация на основе зонирования в метро используется во многих городах мира - Париже, Барселоне, Лондоне и других. Чем больше расстояние от центра до станции, тем дороже обойдется поездка. Например, в Шанхае стоимость напрямую зависит от протяженности маршрута: так, стоимость первых 6 км стоит 3 юаня (около 29 руб.), а затем каждые 10 км — по 1 юаню (9,7 руб.). При этом на ветке, которая идет в развивающийся район города, проезд стоит 2 юаня (19,46 руб.). Таким образом власти города стимулируют жителей чаще посещать этот район.
Впрочем, руководство метрополитена вдруг взялось отрицать, что планирует столь «прогрессивное» нововведение, объясняя, что лишь собирается заложить в свои карты возможность оплаты электричек, где зонирование тарифов действует уже давно.
Правда, обращает на себя внимание уже тот факт, что в столичном метрополитене говорят также о возможности создания отдельной зоны, в которую войдут станции, расположенные на территории Новой Москвы. Ну, а зачем нужна отдельная зона, если брать за нее деньги не планируется?
Разговоры о том, что Московскому метрополитену необходима подобная система тарификации, ведутся уже несколько лет. Еще 10 лет назад экс-глава столичной подземки Дмитрий Гаев заявлял, что тарифные зоны — это будущее метрополитена.
Тем временем, со 2 января столичная подземка уже заставила москвичей еще больше раскошелиться, неограничившись лишь повышением стоимости одной поездки по карте «Тройка», которая подорожала на 2 рубля - до 38 рублей. Одна поездка по билету «Единый» стоит 55 рублей. Поездки по тарифу «90 минут» на карте «Тройка» подорожали на 3 рубля - до 59 рублей. Тариф «Единый» на 60 поездок подорожал на 135 рублей - до 1900 рублей.
Но еще интереснее, что при покупке билетов, кроме уже привычного новогоднего «подарка» от метрополитена в виде повышения стоимости проезда, москвичи получили еще и второй – в виде сокращения срока действия билета сразу в два раза с 90 до 45 дней. При этом в метро отменили и популярные тарифы на 20 и 40 поездок, которые могли бы стать для пассажиров альтернативой.
Решение о сокращение сроков действия тарифа в дептрансе объяснили тем, что большая часть пассажиров используют «Единый» быстрее. Правда, судя по отзывам в Интернете самих москвичей, многие с такой позицией не согласны. «Был 90 дней, стал — 45. Если мы вычтем выходные дни, в которые многие люди не пользуются этим проездным, то получится, чтобы использовать эти 60 поездок за указанный срок, нужно совершать 2 поездки практически каждый рабочий день. Пару отгулов взял за месяц и можно уже не успеть, а если человек еще и заболел, даже на несколько дней, поездки пропадут. Еще нужно учитывать, что эти 45 дней начинают отсчитываться со дня продажи, а не со дня первой поездки, что тоже очень неудобно. Так что надо еще хорошенько подумать, покупать ли такой проездной».
Заметим, что метрополитен лишь вернулся к старым срокам действия тарифов, которые помогали ему безвозмездно забирать средства пассажиров себе. Сколько дополнительных средств метрополитен планирует получить за счет отмены части льготных тарифов, чиновники скромно умалчивают. Кажется, еще ни разу руководители московского метро не отчитывались о нетрудовых доходах, полученных от неоказанных услуг, и о количестве вынужденно потерянных в подземке москвичами и гостями города поездок и денег.
Зато стоит вспомнить, с каким рвением столичная подземка доказывала свое право их присваивать, пройдя несколько судебных инстанций с бесплодными попытками доказать свое право забирать деньги пассажиров за не оказанные услуги. Впрочем, потеряв в одном, московское метро успешно наверстывает в другом. А переход на зонирование поездок открывает для этого поистине неограниченные возможности.
P.S.В ответ на данную публикацию редакция получила официальное разъяснение от Московского метрополитена, которое мы и публикуем ниже:
«В связи с выходом публикации «Столичный метрополитен заставит пассажиров платить больше» направляем официальный комментарий Московского метрополитена.
В московском метро не планируется вводить зональные тарифы на проезд
Метрополитен по поручению Департамента транспорта создает единую билетную систему для всего общественного транспорта Москвы. В наземном городском транспорте и в электричках есть зональные тарифы, поэтому новая единая система оплаты проезда предусматривает технические возможности записи и считывания зональных билетов.
Пресс-служба
ГУП «Московский метрополитен»