Как рассказали собеседники агентства в авиационном комплексе, ключевые параметры слияния концернов «Сухой» и «МиГ» заинтересованные ведомства намерены озвучить уже нынешним летом. Но уже сейчас известно, что объединенная компания станет дивизионом (самостоятельной административной единицей) в составе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая в настоящее время напрямую владеет «МиГом», а через дочерние структуры – контрольным пакетом акций «Сухого».
Источники уверяют, что подготовительные работы к слиянию ведутся полным ходом - для этого созданы специальные рабочие группы, которые занимаются отдельными аспектами этой крупнейшей и сложнейшей в российской истории бизнес-комбинации. Оба предприятия не просто играют колоссальную роль в российской военной авиации, они просто являются этой отраслью с учетом того, что внешние связи у российских военных закрыты.
Известно, что одна из таких рабочих групп занимается определением форматов работы проектных подразделений обеих компаний после слияния, другая – прописывает обновленные производственные процессы, третья – вырабатывает механизм эксплуатационного сопровождения разработок. Но все они решают основную стратегическую задачу - оптимизировать структуру будущей компании с целью сокращения расходов. На практике (как российской, так и мировой) это означает, что никакого объединения не будет, а будет поглощение, при котором «оптимизации» подвергнется поглощенная сторона. В данной ситуации главным игроком будет «Сухой». Об этом говорит, например, тот факт, что в настоящее время отрасль военной авиации в Объединенной авиастроительной корпорации курирует Игорь Озар. В феврале нынешнего года он был назначен на пост вице-президента корпорации. Тем не менее, Озар сохранил за собой должность гендиректора «Компании «Сухой». И этим все сказано.
В материалах АИК формат поглощения заявлен на уровне рабочего процесса – РСК «МиГ» прекращает существование, а структуры компании превращаются в подразделения «Сухого». Техническое сопровождение, модернизация и другая поддержка самолетов «Миг-29», а также истребителей «МиГ-31» со всеми их модификациями будут поручены специальному подразделению «Сухого».
В настоящее время у «МиГа» и «Сухого» различаются как структура управления, так и стратегия. «МиГ» специализируется на разработке и выпуске легких истребителей (варианты развития проекта «МиГ-29» разных типов, включая адаптированные на взлет с палубы военного судна «Миг-29К/КУБ»). Разработка в компании ведется по направлению создания обновленной версии высотного перехватчика «МиГ-31». География концерна сконцентрирована в столице и подмосковных Луховицах. География «Сухого» - это география всей России. Предприятия компании расположены в Москве, Новосибирске и Комсомольске-на-Амуре. Ключевые проекты компании – бомбардировщик Су-34 и истребитель Су-35. Разработка - истребитель пятого поколения Т-50.
Теоретически «МиГ» мог бы заняться разработкой легкого истребителя пятого поколения либо новейшего перехватчика (на смену «МиГ-31»). Но денег на это в бюджете нет. И, соответственно, у «МиГа» просто нет внятной перспективы для развития бизнеса, а серийное производство нынешних «МиГов», скорее всего, будет свернуто после 2020 года - после того как будут реализованы имеющиеся экспортные контракты и заказы оборонного ведомства.
Фактически оба концерна уже приступили к совместной работе - разработке тяжелого ударного беспилотника. Но изначально победителем тендера стал «Сухой».
Тем не менее, практическое объединение двух гигантов авиастроения продлится несколько лет. Планируется, что слияние завершится после того, как все производственные программы и наработки в сфере тактических и оперативно-тактических самолетов будут централизованы.
Одним из вопросов, решение которого еще не утверждено, является формат единой акции в ОАК после объединения гигантов. По первому варианту единая акция будет введена только для этих компаний, по второму – и для других структурных единиц корпорации. Юридические аспекты объединения имеют особое значение с учетом того, что государство взяло очевидный курс на приватизацию ВПК, убедившись в том, что частный бизнес способен управлять и развивать современное машиностроение. Но, как показывает опыт США, в современном частном ВПК процесс слияний и поглощений происходит достаточно высокими темпами - прежде всего из-за невероятно высоких издержек на любые НИОКР. Государство вынуждено соглашаться с этой практикой. Но в отличие от США у России нет даже теоретической возможности угрожать национальным производителям закупками «крылатых иномарок». А все попытки заявить об этих возможностях завершились разгромом прошлого состава руководства Минобороны.