Споры про новую методику в России идут уже давно. Если вкратце, то по ней в тариф закладываются стоимость гипотетического строительства нового теплоисточника, подключение и обслуживание. В результате расчетов устанавливается предельный уровень тарифа. В Минэнерго считают такой подход более прогрессивным, поскольку он позволит привлечь в отрасль значительные инвестиции, требующиеся на модернизацию инфраструктуры, которая во многих регионах достигает критических значений. Население же задает резонный вопрос: если ТЭЦ и котельные у нас после реформ переданы в частные руки и мы живем при капитализме, почему собственники не вкладывают в реконструкцию объектов свои личные средства, а постоянно чего-то требуют от государства?
Еще в середине года в регионах Сибири только три населенных пункта перешли на альтернативную котельную: города Рубцовск и Барнаул Алтайского края, а также рабочий поселок Линево Новосибирской области. Под конец года к ним решили присоединиться Красноярск и Канск. Власти городов объясняют необходимость подписания соответствующего соглашения с СГК, например, экологическими соображениями. Дополнительные средства позволят оптимизировать схему теплоснабжения и закрыть небольшие малоэффективные котельные.
По данным Заксобрания Красноярского края, ценообразование в красноярской ценовой зоне предусматривает установление долгосрочных прогнозируемых тарифов на теплоэнергию, основанных на индексе потребительских цен (ИПЦ). По Красноярску, в частности, это увеличение на 2% плюс ИПЦ. Как заявил директор красноярского филиала ООО «Сибирская генерирующая компания» Александр Шлегель, ожидаемое привлечение в отрасль - 15 млрд. рублей. Ценовая зона не отменяет ежегодного предельного ограничения роста тепловых тарифов. И краевые власти еще не озвучили, каким будет новый тариф. Однако теплоэнергетики – читай, Андрей Мельниченко, уже в любом случае в выигрыше. Специалисты указывают на то, что альтернативная котельная позволяет предприятию в пределах установленного тарифа тратить деньги как ему вздумается, «возвращая инвестиции». И механизм предельного индекса позволит СГК за счет налогоплательщиков модернизировать оборудование, а также приобретать новые материальные активы и имущество. А после 10-летнего периода, когда действие тарифного соглашения закончится, прийти за новым тарифом, в котором для налогоплательщика посчитают амортизацию на купленные за его же налоги активы.
«Да и без предельного индекса произошло бы ровно тоже самое, но только напрямую из кошелька потребителя, а не транзитом через бюджет. Сейчас все опять начнут рассуждать хорошо это или плохо - альтернативная котельная для Красноярска. Хотя уже много раз об этом говорили, писали и комментировали. Дополнить все ранее сказанное хочу лишь одним тезисом: если в результате монопольной деятельности предприятия хозяин монополии становится олигархом - у вас совершенно точно что-то идет не так. Сейчас совершенно конкретного человека просто сделали еще богаче. Необходимость, которой оправдывается монополия, это совершенно безумные фантазии. Через предельный индекс компенсируются затраты предприятия на модернизацию и строительство новых материальных активов, которые будут находится в собственности предприятия. За счет наших налогов у СГК будет новое имущество, на которое тоже нужно будет начислять амортизацию, которая окажется в производственной программе и, как следствие, в тарифе», - заявил «Веку» красноярский общественник, руководитель движения «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков.
«Метод альтернативной котельной позволяет установить долгосрочное регулирование тарифа и сделать инвестиционно привлекательной деятельность в этой сфере. Население от излишних расходов будет защищено бюджетом. Если размер повышения платы выходит за пределы, предусмотренные законом о социальной поддержке граждан, то гражданин получает субсидию. Все повышения сверх предельного индекса размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в 4,6% будут покрываться из бюджета края так же, как и раньше. Да, в долгосрочном периоде придется заплатить несколько больше, но качество и надежность теплоснабжения требуют вложения денег. Для Красноярска введение ценовой зоны позволяет закрыть 28 малых котельных, находящихся в центре города, у которых невысокие трубы и нет дорогостоящих эффективных фильтров. Они дымят и загрязняют атмосферу. Я думаю, это то, за что стоит заплатить», - уверен вице-спикер красноярского краевого Заксобрания Алексей Кулеш.