По данным издания «Газета.ру», этот проект был разработан в недрах Минэкономразвития. По форме он представляет собой пакет поправок к закону «О государственной службе», который «незаметно» был отправлен в правительство еще в мае, а на портале раскрытия информации оказался уже существенно позже. После чего информация о готовящейся реформе была точечно доведена до сведения журналистов.
Проект предполагает, что договоры с профессиональными кадрами из частного бизнеса будут заключаться на фиксированный срок в расчете на реализацию четко определенных целей. Эти цели, а также соответствующие показатели эффективности деятельности будут прописаны в соглашении. В соответствии с особыми задачами будет формироваться и «особый» фонд заработной платы контрактников. По данным правительства, должностной оклад в его структуре будет составлять далеко не самую важную часть. К нему прилагаются различные доплаты, надбавки и премии.
В этих выплатах потеряется главный козырь госслужбы - выслуга лет. Срок госслужбы - главный критерий, определяющий размеры заработной платы «обычных» чиновников. Он влияет на размеры зарплаты волнообразно. Первая волна (при выслуге от 1 года до 5 лет) прибавляет к должностному окладу до 10%, а после 15 лет выслуги добавка к заработной плате может достигать 30%. Выслуга определяет и возможность занятия определенных мест в карьерной лестнице. Подобная структура формирует определенный тип государственного чиновника, хорошо известного еще из произведений Гоголя. Главным критерием успеха становятся умение «обходить острые углы», держаться в тени и быть последовательным.
Соответственно, на госслужбе формируется экосистема, способствующая выживанию «незаметных» персонажей, которые имеют больше шансов на продвижение вверх на первых этапах службы, когда размеры заработной платы еще невелики. Затем, когда размеры дополнительных выплат становятся уже существенными, поведение чиновника уже мало чем отличается от модели «собирателя ренты». Главным преимуществом этой системы была возможность эффективной борьбы со злоупотреблениями, так как на первых этапах у чиновников не было полномочий, а на «вершинах» риски потерять все становились неприемлемыми. Новые правила игры должны разрушить сложившуюся за последние годы систему. По сути, у правительства нет выхода, так как ему нужны чиновники нового типа, способные стать агентами перемен. Именно поэтому инициатива реформы исходит из Минэкономразвития. Это ведомство является активным сторонником проектного подхода, который пользуется особой поддержкой у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева.
Очевидно, что у перемен есть серьезные административные и политические риски. В условиях, когда чиновники разделятся на две группы - «простых» и «особых», все захотят стать особыми, сохранив за собой прежние привилегии, главной из которых является бессрочный, по сути, контракт. Те же, кто останется на «процессной деятельности», начнут открыто саботировать «проектников». Культурная война в органах административной власти явно не будет способствовать «мягкой» политической кампании по выборам президента. Тем более, что сухим остатком этой инициативы в глазах «аудитории «Одноклассников» станет повышение заработной платы «особым» чиновникам. Рост выплат неизбежно приведет к сопротивлению Минфина. Пока ведомство не озвучило свою позицию по отношению к «креативу» Минэкономразвития, но заблаговременно «подстраховалось», подготовив свой проект - «Постановление об особенностях исполнения бюджета на 2018 – 2020 годы». В нем предлагается запретить увеличение расходов на оплату труда за счет перераспределения других расходов. Таким образом, бюджетные расходы на внедрение проектных методов не предусмотрены, и подыскивать источники дополнительных доходов ведомствам придется в самостоятельном порядке. Видимо, пытаясь сбросить «балласт», что неизбежно приведет к еще одному витку административной войны за выживание.