По сути, ставшие неактуальными законы «оставляют» миллионы людей в «серой» зоне. Да, сотрудники работают в соответствии с законом, причем, они не просто зарабатывают деньги для себя и своих семей, но и делают успешными торговые площадки. Однако тут есть одно «но»: в случае необходимости они не могут защитить свои права.
Так, для владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) компания Wildberries недавно ввела новые штрафы. Теперь в случае прихода на склад бракованного товара или его подмены недобросовестными сотрудниками или клиентами заплатить за это обязан именно владелец ПВЗ. Данную меру владельцы интернет-магазина ввели, поскольку, по их мнению, в 98% случаев в этом виноваты сами работники пунктов выдачи, поэтому штраф ложится на владельцев ПВЗ.
Примечательно, что механизм оспаривания штрафов в Wildberries почему-то не предусмотрен, а страну уже захлестнула волна забастовок работников этой интернет-компании. Между тем, владельцы пунктов данной популярной торговой площадки посчитали несправедливой систему штрафов, которая поглощает буквально весь их заработок.
Причина конфликта также кроется в обновленной оферте от Wildberries для работников и владельцев ПВЗ. Теперь компания ужесточила условия в части наложения штрафных санкций, вызвавшие настолько бурную реакцию, что многие из партнеров маркетплейса организовали забастовку, участники которой выдвинули следующие требования: «Отменить долги за брак и подмену, убрать операцию «брак-подмена», улучшить инструмент по оспариванию долгов и реализовать возможность переноса ответственности на других лиц, добавить возможность оспаривания всех видов удержания, а также понизить уровень самих удержаний до прежних значений – 25% от замены».
Поначалу к участникам протестов головной офис Wildberries принял жесткие меры. Так, 15 марта были заблокированы 10 пунктов выдачи, а заказы граждан попросили вернуть. Правда, эти уведомления получили только возмутившиеся владельцы точек. Более того, компания начала увольнять всех участников забастовки, установив штраф в 100 тыс. рублей, который будет накладываться в случае выявления фактов распространения пунктами выдачи заказов «недостоверной, подстрекающей к противоправным действиям информации, выражающей неуважительное отношение к заказчику».
Именно это действие привлекло внимание к компании депутатов Госдумы и прокуратуры. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев провел встречу с владельцами ПВЗ и представителями торговой площадки Wildberries, которым были переданы требования работников пунктов выдачи заказов. Гусев считает, что данные проблемы касаются не только этой компании, но и тысяч других предпринимателей и покупателей. По сути, этот скандал выявил более масштабную и серьезную проблему, которая актуализировалась на фоне увеличения числа нетрадиционных сфер бизнеса.
По мнению экспертного сообщества, решить данное «недоразумение» мог бы профсоюз, но его в системе Wildberries попросту не оказалось. Между тем, ситуация в этой компании вышла уже на ещё более высокий уровень, и министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков заявил, что разбирается с ней, а также работает с заявлениями граждан и документами.
Конечно, конфликт между руководством и подчиненными на сроки доставки товаров влиять никак не должен. В соответствии с существующим законодательством потребитель должен получать товар вовремя, а в случае задержки его доставки в ПВЗ необходимо написать претензию к продавцу, у которого был приобретен товар, и непосредственно в Wildberries. Впрочем, в самой компании официально опровергают сообщения о забастовках и гарантируют получение всех заказов.
В Генпрокуратуре РФ сообщили, что в ходе прокурорского расследования ситуации в Wildberries «будет дана принципиальная правовая оценка порядка привлечения работников к осуществлению трудовых функций, выплаты им заработной платы, принятия локальных актов, устанавливающих обжалуемые ими правила начисления штрафных санкций».