Следующий год ознаменуется падением спроса на новые железнодорожные вагоны, что позволит ведущим участникам рынка увеличить долю своей продукции в общем количестве сданных в эксплуатацию вагонов, полагают специалисты Института проблем естественных монополий, с докладом которых ознакомился «КоммерсантЪ». Авторы доклада отмечают, прирост строительства вагонов в нынешнем году составит плюс 12-15% к показателям 2017 года, в количественном выражении будет построено 65-67 тыс. единиц. Их стоимость достигнет 192 млрд рублей.
Концентрация заказов на строительство вагонов в пересчете на одного участника рынка сегодня является наименьшей за последние годы. Это означает, что в отрасли отмечается средний уровень конкуренции. Больше всего нарастил портфель заказов «Рузхимммаш», который построит на 2,9 тыс. вагонов больше, чем год назад, «Алтайвагон», прирост заказов которого составил 1,8 тыс. единиц, а также «Завод металлоконструкций», который передаст заказчикам на 1,5 тыс. вагонов больше, чем год назад.
При этом доля крупнейших участников рынка сократилась. «Уралвагонзавод» получил 39,5% заказов, что на 0,7% меньше, чем год назад, а «Объединенная вагоностроительная корпорация» - 26,9%, что на 15% меньше прошлогоднего показателя. При этом среди производителей крытых вагонов первое место занял «Алтайвагон», который получил 49% заказов. Напротив, Армавирский закон тяжелого машиностроения уступил лидерство в данном сегменте.
По мнению замруководителя Института Владимира Савчука, ввиду повышенного спроса выпускать вагоны начали предприятия, которые не работали или были минимально задействованы в предыдущие годы. Но уже в новом году рынок будет перенасыщен – заказчикам потребуется от 58 тыс. до 62 тыс. вагонов. Согласен с оценкой Института и центр социального проектирования «Платформа». Там полагают, что к 2021 году перевозчики устранят дефицит подвижного состава, и труднее всего удержаться на плаву будет вагоностроителям с небольшим пакетом заказов. В Объединении вагоностроителей полагают, что сокращение выпуска произойдет за счет типовых и устаревших моделей вагонов, инновационные же модификации будут производиться и раскупаться в максимально возможных объемах.