Экспорт газа в Китай. Сможет ли Россия компенсировать потерю европейского рынка

С началом конфликта на Украине российский газовый экспорт в Европу почти сошел на нет, и теперь России нужно сбывать огромные запасы газа в Ямало-Ненецком автономном округе другим покупателям.

Единственная альтернатива европейскому рынку – Китай. Переговоры с КНР о строительстве газопровода из Ямала идут уже два десятилетия, но теперь могут ускориться и даже привести к подписанию соглашения.

Газопровод «Сила Сибири – 2» – рациональный проект, который, однако, точно не сможет компенсировать потерю европейского рынка. В 2019 году Россия экспортировала в Европу и Турцию 165 млрд кубометров газа. Потенциальная мощность «Силы Сибири – 2» – 50 млрд кубометров. До конфликта за 150 млрд кубометров газа, ежегодно поставляемого на Запад, Россия получала $20-30 млрд ресурсной ренты – сверх обычной нормы прибыли от добычи газа. Природная рента от «Силы Сибири – 2» может достичь $2,5–4,3 млрд в год. Это коммерчески оправдано. Однако есть и негативные стороны.

Первое – и по объемам, и по ценам сделка с КНР будет уступать прежним контрактам с ЕС. Второе – «Газпром» попадает в опасную зависимость от одного покупателя, который сможет не только диктовать условия контракта, но и требовать их пересмотра в будущем. Третье – в результате глобального энергоперехода потребления газа снизится и «Сила Сибири – 2» станет бесполезна. И по другим параметрам экономика этого проекта заметно хуже экономики прежних поставок газа в Европу.

Реклама на веке

Доходность. Средняя выручка за газ с поставкой в Китай по «Силе Сибири – 2» – $170 за 1000 кубометров. Стоимость транспортировки – $97 за 1000 кубометров. Т.е. нетбэк (цена за вычетом стоимости доставки до покупателя – прим.) составляет $73 за 1000 кубометров. В случае с Германией этот показатель составлял – $135–155. Тем не менее, при умеренных капзатратах на строительство «Силы Сибири – 2» нетбэк может достичь $100 за 1000 кубометров.

Рента. Под ней понимается разница между экспортной выручкой и суммой затрат в сегментах добычи и транспортировки и разумной нормы прибыли. «Сила Сибири – 2» может приносить ренту в размере $2,5–4,3 млрд в год по сравнению с $20 млрд ренты рамках газовой торговли с Европой. Если НДПИ и экспортная пошлина будут взиматься по стандартной ставке (15% и 30% соответственно), то государство должно будет получать $76,5 c 1000 кубометров экспорта. Это подразумевает изъятие всей природной ренты в пользу государства и даже убыточность для «Газпрома», однако государственные льготы смогут обеспечить разумную рентабельность.

Выгода российских подрядчиков. Строить трубопровод будут российские компании. Трубы придут с российских трубопрокатных заводов и будут изготовлены из стали с российских сталелитейных комбинатов. Причем из железной руды и угля с российских месторождений. После потери этими отраслями своих экспортных рынков это коммерчески выгодная альтернатива для поддержки прежних уровней загрузки.

Проект «Сила Сибири – 2» может быть реализован за пять–шесть лет, а возможно, и быстрее, если строительство разных участков пойдет параллельно. Доступность находящихся в дефиците газоперекачивающих станций и темпы их ввода в эксплуатацию – это ключевые факторы, которые определят темпы выхода трубопровода на плановый уровень.

Китайцы в сильной позиции. У «Газпрома» нет альтернатив формуле с нефтяной привязкой, на которую он согласился применительно к первой «Силе Сибири». Доказать Пекину, что в рамках нового проекта цена должна быть выше, почти невозможно. У Китая, напротив, есть альтернативы, даже помимо относительно дорогого СПГ. Так, в КНР поставляется газ с туркменского месторождения Галкыныш, и есть возможности для наращивания экспорта.

Китай может позволить себе дождаться 2025–2026 годов, когда на рынок поступят значительные объемы СПГ из США и Катара. Это не только снизит цены, но сделает Россию и Туркменистан еще более сговорчивыми.

*Фонд Карнеги за международный мир – частная некоммерческая организация, старейший американский экспертно-аналитический центр в области международных отношений. Московский центр Карнеги прекратил работу в России в соответствии с распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 8 апреля 2022 года. Отмечалось, что деятельность Московского центра Карнеги запрещена в России в связи с выявленными нарушениями действующего законодательства Российской Федерации.

Реклама на веке
Европейские лузеры снова стали победителями Как дезертиры бегут с Украины в Румынию, рискуя жизнями