Речь идет о сумме примерно в $869 млрд долларов в виде грантов и кредитов, которые лидеры 27 стран Европейского союза выделили в 2020 году на проекты, позволяющие дать толчок развитию экономики после пандемии. Впоследствии все страны-члены ЕС предложили десятки различных проектов, часть из них уже реализована. Круглосуточно над обработкой и оценкой этих заявок в Брюсселе работают около 80 чиновников. Они рассматривают и оценивают поданные заявления, сверяя детали со списком критериев, таких как «зеленый переход», цифровые инновации, экономическая и социальная устойчивость и так далее. Примечательно, что проекты, предложенные такими странами, как Греция, Ирландия и Португалия, проходят эту проверку с наибольшей легкостью. Во время кризиса евро, более 10 лет назад, эти страны привыкли получать деньги в обмен на планы реформ. Для них нет ничего особенного в том, что кредиторы из Брюсселя все время требуют предоставить дополнительную информацию. Они предвидят такую назойливость и готовы к ней. Вот почему, по словам чиновников, даже в самых первых черновиках их проектных предложений часто уже содержатся все требуемые детали. В Афинах, Дублине и Лиссабоне знают, чего хочет Брюссель.
Такое деловое отношение подкрепляется тем, что кризис евро уже позади, и страны Южной Европы в целом чувствуют себя намного увереннее, ведя дела с Брюсселем. Экономические реформы по большей мере сработали, экономика набирает темпы, туризм на подъеме, вернулись иностранные инвесторы. По последним экономическим прогнозам Еврокомиссии, Кипр, Греция и Португалия в 2023 году войдут в число самых быстрорастущих экономик в Евросоюзе. Более того, зимний энергетический кризис не так сильно затронул юг Европы, потому что там в меньшей степени зависят от нефти и газа из России, чем другие регионы континента. Демонстрируя растущую уверенность Южной Европы, Португалия выступила с инициативой создать группу атлантических стран в составе ЕС. Эта группа в конце мая провела заседание в прибрежном городе Порту.
Такой взгляд на закулисье Европы позволяет понять, как быстро может меняться положение стран и отношения между ними. Расколы и конфликты, возникающие во время одного кризиса, часто сменяются другими во время следующего. Это напоминание о том, что нужно быть осторожным с клише и штампами в отношении любой страны Евросоюза. В конце концов, вчерашние проигравшие завтра могут стать победителями.
Что касается средств на восстановление после Covid-19, то это палка о двух концах. По словам чиновников из Брюсселя, проектные предложения некоторых стран Северной Европы, как правило, слишком краткие и недостаточно подробные. Когда северян просят предоставить дополнительные данные или гарантии того, что обещанные реформы действительно будут проведены, они порой немного раздражаются: почему Брюссель так много вмешивается? При этом будучи странами-кредиторами во время кризиса евро, они сами предъявляли такие требования. Причем до такой степени, что некоторые стали называть их претензии «кредиторской диктатурой». Именно они меняли точки и запятые в греческих и португальских планах реформ, решая, какие законы надо менять, как, а иногда даже когда. Теперь же им трудно смириться с ролью получателя. В результате некоторые их проекты сталкиваются с трудностями с самого начала.
Освобождение Центральной и Восточной Европы – еще один пример того, как быстро может измениться судьба стран Евросоюза, трансформируя баланс сил внутри ЕС. Хороший пример – Польша. До конфликта на Украине Польша была маргинализирована в ЕС из-за нарушений норм закона. В некоторых вопросах, включая внешнюю политику, с Польшей реже консультировались, чем сейчас, тем самым как бы принижая ее политический вес. Министры из других стран ЕС практически не посещали страну, ожидая лучших времен. Но теперь Польша практически в одночасье стала прифронтовым государством. Гуманитарная помощь, поставки оружия, иностранные высокопоставленные лица, беженцы – почти все и каждый на пути на Украину или из нее следуют через Польшу.
В результате сегодня к мнению Польши относятся намного внимательнее. Некоторые даже говорят, что Варшава слишком доминирует в дебатах с Брюсселем. Теперь Польша пытается воспользоваться новым весом и влиянием, чтобы отгородиться от угла норм закона. Она пошла на определенные уступки, но Еврокомиссия утверждает, что их недостаточно. Сами по себе эти шаги Польши весьма интересны, так как они еще раз показывают, что в Европе ничего не остается неизменным надолго.
Во многих отношениях российско-украинский конфликт послужил толчком к эмансипации не только Польши, но и центральноевропейского и прибалтийского регионов. Дело не только в том, что из-за близости этих стран к конфликту их оценки по вопросам безопасности и обороны, очевидно, теперь имеет больший вес в ЕС, чем раньше. По таким стратегическим темам, как расширение ЕС, их мнение также стало более влиятельным. Изначально именно они предложили Украине статус страны-кандидата на вступление в Евросоюз. Недавняя блокада украинского зерна со стороны Польши и других стран Центральной Европы, кроме того, показывает решимость в том, что интеграция Украины не должна происходить в ущерб их интересам.