Как удалось выяснить «Коммерсанту», суть схемы такова – юрлицо нерезидент и юрлицо резидент договариваются о взыскании долга через суды. Истец, чью роль исполняет нерезидент, требует погасить задолженность, ответчик, коим является резидент, с этим требованием соглашается. Суд принимает решение о взыскании долга, с которым нерезидент обращается в ФСПП, она списывает деньги со счета резидента, и перечисляет их в пользу нерезидента на его счет в иностранном банке.
По оценке Центробанка, за прошлый год в рамках такой схемы было выведено порядка 16 млрд рублей, а это свыше 10% от общего объема операций сомнительного характера. При этом в ЦБ отметили, что технически такая схема не нарушает законодательства – суд и ФСПП действуют в рамках компетенций, а у банков попросту нет оснований для противодействия проведению таких операций. Основная причина, по которой такие схемы возможны, – отсутствие полномочий у судов проверять суть сделок. Хотя по факту, если провести проверку компаний, участвующих в таких сделках, можно обнаружить, что они или не ведут реальную деятельность, или имеют ничтожно маленькие обороты, отметили в ЦБ.
В свою очередь ФСПП не может оценивать судебные решения, у них нет таких полномочий, они могут лишь исполнять судебные решения. Одновременно с этим не могут отказать в исполнении поручения государственного органа (ФСПП) и банки, единственное, что им остается – уведомить уполномоченные органы об операциях, имеющих признаки вывода активов за рубеж.
При этом Минюст считает по-другому. В пресс-службе министерства ответили РБК, что существуют правовые инструменты по противодействию отмывания денег по схеме, описанной «Ъ». Так, статьи 174 и 174.1 УК РФ предусматривают ответственность за совершение сделок с деньгами, направленных на придание правомерного вида владению, отметили в Минюсте, пообещав проработать вопрос взаимодействия с заинтересованными органами в этом вопросе. Центробанк в свою очередь намерен опубликовать рекомендации для банков, в которых будет указано, что они могут квалифицировать подобные операции подозрительными, и отказывать клиенту в проведении других операций.