Замглавы ФАС Андрей Цариковский заявил, что основная часть картельных сговоров, которые, по его мнению, являются «раковой опухолью», приходится на торги. По самым минимальным оценкам службы, на них приходится 10% всех торгов. Если учесть, что общая сумма закупок составляет 10 трлн рублей, то на картели приходится 1 трлн рублей. Кроме того, на закупках с участием картелей цена повышается на 20-30%, то есть на государственных аукционах убыток из-за их деятельности доходит до 200-300 млрд рублей, подсчитал чиновник, слова которого приводит ТАСС.
В свою очередь Андрей Тенишев, возглавляющий в ФАС управление по борьбе с картелями, рассказал, что они выступили с инициативой повысить штрафы за участие в картеле до 10-15% от оборота компании на рынке. Уже сейчас прошел первое чтение законопроект, в котором ответственность за картели и иные антиконкурентные соглашения дифференцирована. Поскольку картель более тяжкое нарушение, то и ответственность за него должна быть выше. Для других нарушений предлагается установить штрафы в размере 1-5% от годовой выручки предприятия. Кроме того, ФАС готовит и другие меры по борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства, но озвучены они будут позже, пообещал Тенишев, слова которого приводят РИА Новости.
Говоря о картельных сговорах, которые ФАС удалось раскрыть, Цариковский отметил так называемый «компьютерный сговор», который касался поставок компьютеров Lenovo и HP. В прошлом году в отношении нескольких компаний уже было возбуждено первое дело, их подозревают в заключении антиконкурентного соглашения при поставках компьютеров для ГАС «Выборы». В этом году было возбуждено новое дело, и на этот раз оно касается поставок компьютеров для ФНС, ФТС и ПФР, рассказал Цариковский. При этом он выразил уверенность, что это не последнее дело в этом разбирательстве.
Кроме того, уже получили штрафы пять иностранных компаний за картельный сговор на рынке контейнерных перевозок, его сумма составляет 1,5 млрд рублей. ФАС удалось установить, что компании согласовали и установили надбавки к ставкам фрахта на рынке линейных грузоперевозок по маршруту Дальний Восток и Юго-Восточная Азия в РФ в 2012-2013 годах.