Специалисты Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС исследовали долю расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в структуре затрат домохозяйств. Выяснилось, что каждая десятая семья в минувшем году ввиду денежных затруднений вынуждена была просрочить внесение очередного платежа за коммуналку. Сложнее всего оплачивать ЖКУ было домохозяйствам с наиболее низким доходом – там долги образовывались у 17% семей.
При этом за последние два года уменьшилась сумма, которую усредненный гражданин с низким доходом платит за ЖКУ. Несмотря на то, что тарифы на коммунальные услуги повышались, в третьем квартале прошлого года представители этой группы платили в среднем 620 рублей с члена семьи в месяц, что на 50 рублей меньше, чем в третьем квартале 2014 года. Это свидетельствует о том, что абоненты оплачивают не все услуги.
В ходе опроса около 10% респондентов подтвердили, что испытают затруднения с оплатой ЖКУ. Если в конце 2014 года плата за коммуналку съедала 9,2% дохода домохозяйств, то в последнем квартале прошлого года этот показатель вырос до 11,8% от всех потребительских расходов.
Ранее аналогичное исследование провела Высшая школа экономики. В нем указывалось, что по состоянию на ноябрь прошлого года, затруднения с поиском средств на оплату коммуналки испытывали 27% россиян. По данным Росстата, в 2016 году усредненные тарифы на ЖКУ повысились на 5,4%, что совпадает с показателем инфляции. При этом опережающими темпами дорожали вода – на 6,6%, канализация – на 8%, а также плата за пользование муниципальными и государственными квартирами – на 7,6%, зато стоимость газа возросла только на 2,5%. В январе-апреле нынешнего года стоимость коммуналки увеличилась на 0,6%.
Как отмечал в беседе с «Известиями» эксперт Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Сергей Белолипецкий, повышение тарифов на ЖКУ, не регулируемые правительством, во многом вызвано существованием категории граждан, которые регулярно не оплачивают коммуналку. Часть такой просрочки со временем перерастает в безнадежные долги. Как следствие, исполнители услуг предпочитают закладывать будущую безнадежную задолженность в расценки. Тем самым долги недобросовестных абонентов разбрасываются на домохозяйства, которые своевременно оплачивают счета.