Как пишет «Аргументы и Факты», слушать музыку могут все люди, а играть на музыкальных инструментах и петь дано не каждому. Петь и воспроизводить ноты не могут только 2% всех живущих: такова доля людей, которые не имеют музыкального слуха. Среди музыкантов существует понятие «абсолютный слух», при этом статистика говорит, что этот дар встречается примерно у одного из 10 тысяч человек.
Абсолютный слух означает, что человек может повторить голосом высоту отдельных звуков без соотнесения их с эталоном, высота которого известна. Среди профессиональных музыкантов обладателей абсолютного слуха не так много: умение играть и петь не подразумевает наличие сверхспособностей. Для выступления на сцене нужно попадать в ноты и ритмический рисунок произведения: этого достаточно, чтобы радовать поклонников.
Музыка, особенно классическая, оказывает влияние на умственные и интеллектуальные способности человека, способствует его эмоциональной активности и снижает стресс. Это отличный способ релаксации – в зависимости от состояния человека и музыкального произведения, психологическое состояние способно меняться в широких пределах.
Исследования говорят о том, что музыку можно понимать как набор вибраций определенной частоты, которые оказывают влияние на подсознание и бессознательные процессы. Это влияние до конца не изучено, но известно, что оно значительно, и многие исследования об этом говорят.
Например, показатели спортсменов улучшаются на 10-12%, особенно в циклических видах спорта: синхронность движений и музыкального ритма улучшает выносливость. Ряд исследователей говорят, что «фоновая» музыка, которую человек не слушает специально, сжимает временные ощущения человека – человек способен забыть о времени, при этом он не будет испытывать скуку или тревожность.
Прослушивание определенной музыки повышает болевой порог – существуют эксперименты, это доказывающие. В частности, некоторым пациентам во время оперативного вмешательства или родов включают комфортную музыку. При этом одновременное прослушивание музыки и умственная деятельность ограничивает усваивание информации, мешает сосредоточиться и глубже погрузиться в решаемую задачу.