А и Б сидят на РЖД…

10172
«А и Б сидели на трубе»… В стране, богатой природными ресурсами, именно так можно нажить миллиарды. Есть и другой путь: к исходным А и Б добавить три других волшебных буквы – РЖД.

Большая часть прибыли от железнодорожных перевозок выводится за рубеж в офшоры

Оседлав эту естественную монополию, наши великие комбинаторы начинают «грузить деньги вагонами», а со временем – добывать их фактически из ветра от проносящихся по рельсам составов.

Примеров тому в железнодорожном ведомстве много. Так было сделано, к примеру, в сфере перевозок стройматериалов для нужд РЖД. Схема вывода денег проста, как все гениальное. Суть ее в том, чтобы между заказчиком и «Российскими железными дорогами», выполняющими перевозки, аккуратно вставить несколько фирм-посредников в виде неких логистических компаний, связанных с РЖД. Они получают полный контроль над контрактами на поставки, диктуют клиентам свои условия и получают немалую прибыль. С государством ею, естественно, делиться не спешат. Более того: посредникам очень удобно оставаться непрозрачными – в учредителях некоторых таких компаний значатся фирмы-оффшоры, зарегистрированные, к примеру, на Кипре. После смены руководства РЖД появилась надежда на то, что подобным схемам все-таки поставят заслон – по крайней мере, такие усилия уже предпринимаются. Но это явно дело не одного дня: комбинаторы прекрасно разбираются в юридических тонкостях, умеют себя обезопасить и сдавать позиции пока не спешат.

Реклама на веке

Одна из таких цепочек образовалась 4 года назад, когда филиал ОАО «РЖД» - Центральная дирекция по ремонту пути (ЦДРП) провела тендер на поставки стройматериалов и услуг транспортной экспедиции. Договоры в итоге заключили с двумя компаниями, предложившими самые выгодные условия. Услуги же транспортной экспедиции по итогам конкурса подрядились выполнять три оператора подвижного состава – ООО «ТТК-Транс» (Бенефициар «Транскей Пиэлси», Великобритания), «Азия-Транс» (Номинальный владелец – компания ЗАО «Форб» имеет признаки «массового» регистратора. Реальный бенифицар скрыт) и «Транс-Логик Траст» (Бенефициар «Сертеко Кипр ЛТД», Кипр). Казалось бы, все по закону – равные условия, равные возможности, честная конкуренция, три абсолютно идентичных договора… Но на деле все получилось с точностью до наоборот. Некоторые неизменно оказывались «равнее прочих равных». Только цифры: перевозки с самого начала распределились в пропорции 74% - «Азия-Транс». На долю «ТТК-Транс» пришлось лишь 22%, а «Транс-Логик-Траст» получил мизерные 4%.

Начались и другие «странности». От «ТТК-Транс», которое и без того с работой справлялось, по настоятельному требованию тогдашнего заместителя начальника ЦДРП по экономике и финансам Владимира Гацы отделили дочернее ООО – «Логистический центр ЦДРП», которое вскоре приобрело массу дополнительных полномочий. Этот момент, когда государственная структура при помощи государственного служащего приросла коммерческой «надстройкой», можно считать ключевым во всей истории. К логистическому центру тут же перешли все основные функции, связанные с выполнением контрактов, – от планирования бюджета на оплату транспортных затрат до определения объемов конкретных заказов экспедиторам. Каким образом и на какой правовой основе коммерсанты получили право представлять при заключении договоров государственную структуру – ЦДРП, неизвестно. Зато вполне логично, что работали они не безвозмездно – ЦДРП ежемесячно перечисляла им некую сумму за услуги.

Затем в ЦДРП сменилось руководство, г-н Гаца перешел на другую работу, а позиции «ТТК-Транс», которая честно выполняла условия договора, но все равно получала лишь четверть всех заказов на перевозки, стали еще слабее. Зато укрепились бизнес-связи г-на Гацы и владельца «НК Бердяуш» известного и успешного бизнесмена Сергея Вильшенко (в прошлом – коммерческого директора Торгового дома «РЖД», выходца все из той же железнодорожной кадровой «обоймы»). Через некоторое время Владимир Гаца сменил место работы и стал гендиректором НК «Бердяуш». В 2014 г. он был назначен генеральным директором ООО «ТК Азия-Транс». С этого момента звезда логистического центра закатилась окончательно, а его функции после ряда непродолжительных организационных рокировок были переданы «Азия-Трансу». Естественно, со всей прилагавшейся к ним финансовой составляющей. От перемены слагаемых сумма не изменилась: по-прежнему коммерческая структура полностью регламентировала и контролировала выполнение заказов в государственном ведомстве, устанавливала цены, получала дополнительную прибыль и всячески использовала административно-хозяйственный ресурс себе во благо. По крайней мере, именно «свои», «карманные» организации всегда получали главенствующие позиции в любом проекте. А железнодорожный монополист умудрялся с их помощью фактически покупать услуги у самого себя, пропуская средства через посредников и затем растворяя большую их часть в подконтрольных коммерческих структурах.

С апреля 2015 года функции заказчика перешли от одного филиала РЖД (уже упоминавшейся Центральной дирекции по ремонту пути) к другому – Желдорснабу. Именно тогда «Азия-Транс» и лично Владимир Гаца окончательно заменили собой государство. Поставщики стройматериалов подавали «Азии-Транс» все данные по своим заводам и их возможностям, а дальше коммерсанты готовили месячные планы перевозок, верстали бюджеты, перераспределяли объемы между нужными фирмами и т.д. Росжелдорснабу оставалось только официально подтвердить эту разнарядку и согласовать документы. Чистая формальность.

Самое интересное, что свои деньги логистические компании получали и правда фактически «из воздуха». Основной доход «Азия-Трансу» и «ТТК-Транс» приносили перевозки в полувагонах, которые номинально принадлежали филиалу РЖД – Центру фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО), а коммерсантам был передан в оперирование. Весь агентский парк этих компаний с самого начала работы состоял из таких вагонов, своих у коммерсантов просто не имелось. При этом компания «Транс-Логик-Траст», на долю которой был отдан наименьший объем перевозок щебня, пользовалась своим собственным подвижным составом и в доходных схемах задействована не была.

Великое дело личные связи и долгий опыт сотрудничества с влиятельными персонами. Все действующие и заинтересованные лица в данном случае были давними знакомыми и партнерами по бизнесу. Тот же Сергей Вильшенко, который на сегодня является главным собственником «Азия-Транса», не так давно состоял в учредителях НК «Бердяуш». А свое прежнее место коммерческого директора ТД «РЖД» он получил во многом благодаря связям в силовых структурах и протекции своего отца (Вильшенко-старший руководил отделением ФСБ по г. Златоусту и в советские времена сделал себе карьеру на партийно-хозяйственном поприще). Владимир Гаца, на какой бы высокий пост ни забрасывала его трудная судьба чиновника и бизнесмена, также не забывал друзей и коллег из РЖД и многих сумел «финансово замотивировать» на сотрудничество. Среди таких персон называют Т. Косенко, И. Пименов (ЦДРП), М. Караяниса, Р. Смолича и других.

Что же касается вагонов, то они до сих пор катятся по хорошо смазанным рельсам. В августе 2015 с подачи Сергея Вильшенко был объявлен очередной конкурс на перевозки щебеночной продукции для нужд путевого комплекса РЖД. Но тут у монополиста сменился президент, и новое руководство железных дорог попыталось все-таки навести в системе порядок. Конкурс отменили, чтобы наконец исключить посредника и связать поставщика (ПНК) и заказчика (РЖДС-ЦДРП) напрямую. Но коммерсантов голыми руками взять не удалось. В начале 2016 года прошел новый конкурс на поставки стройматериалов. Среди трех участников победу уверенно одержало АО «ФГК» (Федеральная грузовая компания), в которое по схеме простого товарищества вошли уже известные нам «ТТК-Транс» и «ТК «Азия-Транс», а также сама ФГК. В том, что после вскрытия конвертов приоритет будет отдан именно им, коммерсанты даже не сомневались и еще до оглашения итогов тендера начали подготовку к работе. Разгоревшийся было после этого скандал аккуратно потушили, отдав проигравшим конкурентам мизерные доли перевозок по дополнительному соглашению («Транс-Логик Траст» получил 5%).

Схема извлечения доходов осталась принципиально той же: до конца мая 2016 г. «Азия Транс» и «ТТК-Транс» получали свои сверхприбыли за счет административного ресурса, выводили прибыль за рубеж и неплохо себя чувствовали. На сегодня ситуация достаточно сложная. Постоянно происходят срывы в обеспечении перевозок, ФГК вынуждена экстренно заменять недогруз собственным подвижным составом. «Азия Транс» по договору с ФГК по-прежнему полностью регулирует весь процесс перевозок. 30 декабря срок договора истекает. Продлят ли его – пока неизвестно. Если это все-таки произойдет, посредники смогут праздновать очередную победу на «промежуточном финише». Но вряд ли это в интересах заказчиков и государства.

Реклама на веке
Калининградец нападал на продавцов с перцовым баллончиком ЦБ загоняет региональные банки в опасную нишу

Гигантский айсберг открыл тайную экосистему в Антарктиде

206
Гигантский айсберг открыл тайную экосистему в Антарктиде
Фото: https://www.sciencealert.com/antarctic-iceberg-breaks-away-to-reveal-a-never-before-seen-ecosystem
Уникальное открытие в Антарктиде: отколовшийся гигантский айсберг обнажил древнюю экосистему с губками, кораллами и неизвестными видами, существовавшую подо льдами сотни лет.

Гигантский айсберг размером с мегаполис откололся от шельфового ледника Георга VI в Антарктиде, обнажив уникальную глубоководную экосистему, скрытую под толщей льда на протяжении, возможно, сотен лет. Международная группа ученых обнаружила на глубине 230 метров процветающее сообщество морских организмов, включая губки, кораллы, анемоны и гидроиды.

Экспедиция в неизвестность

Исследователи из Института океана имени Шмидта, работавшие в этом регионе в январе 2025 года, оперативно изменили планы экспедиции, чтобы изучить вновь открытую область. Используя дистанционно управляемый аппарат SuBastian, они смогли исследовать морское дно, которое до этого момента было скрыто под 150-километровым ледяным покровом.

Реклама на веке

"Мы не ожидали найти такую прекрасную, процветающую экосистему", - признается Патрисия Эскуэте, соруководитель экспедиции из Университета Авейру. По ее словам, некоторые из обнаруженных организмов, особенно крупные губки, вероятно, существуют здесь десятилетиями, если не столетиями.

Загадка выживания

Наиболее удивительным аспектом открытия стало то, что эта экосистема существует в условиях полного отсутствия солнечного света и каких-либо питательных веществ с поверхности. Ученые предполагают, что жизнь здесь поддерживается исключительно за счет океанских течений, приносящих необходимые для выживания вещества.

Технические сложности

Исследование таких экстремальных сред представляет значительные технические трудности:

- Навигация возможна только с помощью акустических систем

- Экстремальное давление и низкие температуры

- Ограниченное время для работы аппаратов

Несмотря на это, ученым удалось собрать многочисленные образцы и данные, которые теперь предстоит анализировать.

Историческое значение

Александр Монтелли из Университетского колледжа Лондона отмечает: "Это первое в истории комплексное исследование экосистемы, только что освободившейся из-под антарктического льда". Открытие дает уникальную возможность изучить, как морская жизнь адаптируется к экстремальным условиям и как развиваются экосистемы после освобождения ото льда.

Перспективы исследований

Ученым предстоит:

1. Описать потенциально новые виды организмов

2. Изучить механизмы их выживания

3. Понять, как быстро меняются такие экосистемы

4. Сравнить с районами, освободившимися ото льда ранее

Экологическое значение

Открытие проливает свет на удивительную способность жизни существовать в самых экстремальных условиях Земли. Эти исследования помогают понять, как морские экосистемы могут реагировать на климатические изменения и отступление антарктических льдов.

Будущие экспедиции

Ученые планируют продолжить изучение региона, используя новейшие технологии дистанционного зондирования. Особый интерес представляет вопрос - как быстро новые виды колонизируют освободившиеся ото льда территории и какие факторы влияют на этот процесс.

Реклама на веке
Парацетамол может влиять на нашу склонность к риску: результаты нового исследования
Реклама на веке
Реклама на веке