Авиационные консолидаторы
На днях в ряде СМИ появилась информация о том, что аэропорт Кольцово и авиакомпания Авиапрад, подконтрольные бизнесмену Виктору Вексельбергу, могут быть проданы Базэлу, принадлежащему Олегу Дерипаске.
Так долго боровшаяся со своим конкурентом — «Уральскими авиалиниями» (УА) — компания «Авиапрад» уходит другому «хозяину». Теоретически это укладывается в концепцию развития бизнеса компании РАИНКО, владеющей рядом авиационных активов и входящей в структуры Дерипаски. Однако не исключено, что эта компания может быть куплена совсем другими структурами, близкими к Свердловскому губернатору Эдуарду Росселю.
Напомним, что авиакомпания «Авиапрад» была несколько лет назад приобретена структурами, близкими к екатеринбургскому аэропорту «Кольцово» и концерну «Ренова». Ранее эта структура принадлежала Уральскому заводу гражданской авиации и имела в наличии один самолет Ил-76ТД для перевозки хозяйственных грузов. В 2006 году была переориентирована с грузовых на пассажирские перевозки. На сегодняшний день это довольно развитый авиационный перевозчик.
После появления конкурента между «историческим» перевозчиком «Уральскими авиалиниями» и «Авиапрадом» началась настоящая война. Так, в прошлом году между УА, «Авиапрадом» и «Кольцово» разразился скандал – аэропорт попытался передать «Авиапраду» удобные утренние слоты (время вылета и прилета) этого рейса, которые исторически были закреплены за «Уральскими авиалиниями».
УА в свою очередь тоже не отставали. Так, в прошлом году «Уральские авиалинии» сообщили о регистрации интернет-доменов aviaprad.ru и aviaprad.com. Используя эти имена, «Уральские авиалинии» получали возможность перетянуть часть клиентов «Авиапрада». Стоимость же домена оценивалась в $20 млн.
Отметим, что УА входят в десятку крупнейших российских авиакомпаний по объемам перевозок. По официальным отчетным данным, 72,62% акций АО принадлежит ООО «Крылья Урала», 100% которого находятся в собственности самой авиакомпании, 10,25% акций – офшору Beta Investment Holdings Ltd (Британские Виргинские острова). Считается, что собственником виргинского офшора является Сергей Скуратов. Однако ряд экспертов склонны полагать, что истинные собственники близки к свердловскому губернатору Эдуарду Росселю, хотя сам он это категорически отрицает.
Примечательно, что в прошлом году, по информации «Коммерсанта», собственники УА начали поиск покупателя на свой пакет. Среди потенциальных покупателей УА назывался «Аэрофлот». Представители компании подтверждали, что контакты были, но об их результате ничего не известно.
Между тем, информация о продаже УА пока не подтверждалась. Вполне возможно, что слухи о продаже «Авиапрада» могут остаться только слухами.
С другой стороны, губернатор Эдуард Россель никогда не скрывал своего благосклонного отношения к «Уральским авиалиниям», но вместе с тем не мешал развиваться и «Авиапраду». Поэтому ему вряд ли понравилось бы появление Дерипаски вместо Вексельберга. Тем более что и Вексельберг, и Россель много вложили в развитие аэропорта «Кольцово».
Но для «Реновы» авиационный бизнес никогда не был приоритетным. Как пишет местная пресса, и «Кольцово», и «Авиапрад» для предпринимателя являлись «головной болью», и он хотел с ними расстаться. Вполне возможно, что это объяснялось тем, что «Ренова» являлась только номинальным держателем активов, а истинные хозяева были близки к губернаторским кругам?
Вместе с тем, проблем у обеих перевозчиков хватает. У «Уральских авиалиний» устаревший авиапарк, а у «Авиапрада», в свою очередь, много долгов. По слухам, их сумма приближается к 700 млн. руб. В этой связи логичней было бы объединение двух компаний в портфеле у одного акционера.
Конечно, им мог бы быть и «Аэрофлот», и РИАНКО. Но если первый не видит приоритетным свое развитие в Уральском регионе, то для второго это было бы более логично. Напомним, что недавно структуры Дерипаски приобрели сочинский аэропорт, и зона для работы «Кубанских авиалиний» была значительно расширена. Но захочет ли Россель отдавать все в единые руки, таким образом лишив себя влияния и контроля на авиацию региона, это еще вопрос.
Вполне возможно, что сами структуры, близкие к губернатору, и решили все активы объединить в единых руках. Сколько еще будет Россель возглавлять Свердловскую область, неизвестно, а вот такой доходный бизнес, как авиация, всегда обеспечит преумножение капитала.
Напомним, что авиакомпания «Авиапрад» была несколько лет назад приобретена структурами, близкими к екатеринбургскому аэропорту «Кольцово» и концерну «Ренова». Ранее эта структура принадлежала Уральскому заводу гражданской авиации и имела в наличии один самолет Ил-76ТД для перевозки хозяйственных грузов. В 2006 году была переориентирована с грузовых на пассажирские перевозки. На сегодняшний день это довольно развитый авиационный перевозчик.
После появления конкурента между «историческим» перевозчиком «Уральскими авиалиниями» и «Авиапрадом» началась настоящая война. Так, в прошлом году между УА, «Авиапрадом» и «Кольцово» разразился скандал – аэропорт попытался передать «Авиапраду» удобные утренние слоты (время вылета и прилета) этого рейса, которые исторически были закреплены за «Уральскими авиалиниями».
УА в свою очередь тоже не отставали. Так, в прошлом году «Уральские авиалинии» сообщили о регистрации интернет-доменов aviaprad.ru и aviaprad.com. Используя эти имена, «Уральские авиалинии» получали возможность перетянуть часть клиентов «Авиапрада». Стоимость же домена оценивалась в $20 млн.
Отметим, что УА входят в десятку крупнейших российских авиакомпаний по объемам перевозок. По официальным отчетным данным, 72,62% акций АО принадлежит ООО «Крылья Урала», 100% которого находятся в собственности самой авиакомпании, 10,25% акций – офшору Beta Investment Holdings Ltd (Британские Виргинские острова). Считается, что собственником виргинского офшора является Сергей Скуратов. Однако ряд экспертов склонны полагать, что истинные собственники близки к свердловскому губернатору Эдуарду Росселю, хотя сам он это категорически отрицает.
Примечательно, что в прошлом году, по информации «Коммерсанта», собственники УА начали поиск покупателя на свой пакет. Среди потенциальных покупателей УА назывался «Аэрофлот». Представители компании подтверждали, что контакты были, но об их результате ничего не известно.
Между тем, информация о продаже УА пока не подтверждалась. Вполне возможно, что слухи о продаже «Авиапрада» могут остаться только слухами.
С другой стороны, губернатор Эдуард Россель никогда не скрывал своего благосклонного отношения к «Уральским авиалиниям», но вместе с тем не мешал развиваться и «Авиапраду». Поэтому ему вряд ли понравилось бы появление Дерипаски вместо Вексельберга. Тем более что и Вексельберг, и Россель много вложили в развитие аэропорта «Кольцово».
Но для «Реновы» авиационный бизнес никогда не был приоритетным. Как пишет местная пресса, и «Кольцово», и «Авиапрад» для предпринимателя являлись «головной болью», и он хотел с ними расстаться. Вполне возможно, что это объяснялось тем, что «Ренова» являлась только номинальным держателем активов, а истинные хозяева были близки к губернаторским кругам?
Вместе с тем, проблем у обеих перевозчиков хватает. У «Уральских авиалиний» устаревший авиапарк, а у «Авиапрада», в свою очередь, много долгов. По слухам, их сумма приближается к 700 млн. руб. В этой связи логичней было бы объединение двух компаний в портфеле у одного акционера.
Конечно, им мог бы быть и «Аэрофлот», и РИАНКО. Но если первый не видит приоритетным свое развитие в Уральском регионе, то для второго это было бы более логично. Напомним, что недавно структуры Дерипаски приобрели сочинский аэропорт, и зона для работы «Кубанских авиалиний» была значительно расширена. Но захочет ли Россель отдавать все в единые руки, таким образом лишив себя влияния и контроля на авиацию региона, это еще вопрос.
Вполне возможно, что сами структуры, близкие к губернатору, и решили все активы объединить в единых руках. Сколько еще будет Россель возглавлять Свердловскую область, неизвестно, а вот такой доходный бизнес, как авиация, всегда обеспечит преумножение капитала.