Аэрофлот может остаться без Боингов
Как сегодня сообщило агентство Рейтер, частный акционер компании Аэрофлот, депутат Госдумы и владелец Национальной резервной корпорации (НРК) Александр Лебедев, готовит иск к правительству России о понуждении представителей государства к решению о заключении сделки на покупку авиакомпанией самолетов Боинг.
Напомним, что еще в прошлом году ОАО Аэрофлот - Российские авиалинии объявило тендер на поставку дальнемагистральных самолетов. Изначально предполагалось, что будет два претендента: Боинг и французская Airbus. Однако в конечном итоге компания, возглавляемая г-ном Окуловым, остановилась на Боинге.
О преференциях в пользу американцев стало ясно, когда весной Аэрофлот решил закупить 6 самолетов Boeing MD-11 в грузовой конфигурации. Уже тогда многие эксперты сочли это прелюдией к глобальной покупке 22 самолетов на сумму $22 млрд. В минувшую пятницу должно было быть принято окончательное решение, однако представители со стороны государства так и не одобрили сделку. Официально это объяснялось техническими причинами. Однако ходили слухи, что в этом вопросе есть и оборотная сторона медали.
Поговаривают, что основным противником контракта является Минэкономразвития во главе с Германом Грефом. Считается, что главный экономист страны настаивает на полной приватизации авиакомпании, где государству принадлежит 53% акций, а 30% владеет Александр Лебедев. Руководитель МЭРТа также является сторонником договора с Airbus. Злые языки утверждали, что Греф пытался даже сместить с поста члена совета директоров Аэрофлота, помощника президента РФ Виктора Иванова, одного из основных его противников в этом вопросе.
Вместе с тем на фоне создания Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) государству было бы интересней заключить договор с французами, так как предположительно именно в ее интересах Внешторгбанк купил недавно 5% акций EADS собственника Airbus и, как известно, планирует довести свои активы до блокпакета.
Однако пока в правительстве шли подковерные игры, необходимо было принимать решение. Дело в том, что с 2007г. цена на самолеты Боинг значительно повышается. Чтобы спасти ситуацию, НРК Александра Лебедева заявила о покупке Боингов по цене, на $10 млн. ниже, чем она будет после наступления нового года.
Вообще, недовольство менеджментом Аэрофлота Лебедев высказывал уже не раз. В частности, бизнесмен обвинял руководство авиакомпании в сокращение авиапарка, в неспособности выйти на операционную прибыль, высоких расходах на дистрибьюцию билетов и неэффективном распоряжении недвижимостью. Дело даже доходило до того, что в январе этого года коммерсант грозился продать принадлежащий ему пакет акций авиакомпании.
Среди потенциальных покупателей называли государственные Сбербанк и Внешэкономбанк, а также Газпромбанк. Говорят, что в НРК акции Аэрофлота оценили по меньшей мере в $300 млн., но в банках посчитали эту сумму завышенной. По оценкам же аналитиков, пакет ценных бумаг Аэрофлота сегодня стоит около $480 млн.
Впрочем, сейчас в лице Окулова Лебедев нашел союзника. Гендиректор компании также является сторонником покупки Боинга. Однако как через суд предприниматель сможет заставить государство заключить сделку, сказать трудно. Ведь, как известно, в нашей стране суды обычно занимают прокремлевскую позицию.
Если предположить, что совет директоров авиакомпании откажется от сделки с американцами, то Лебедев тоже не много потеряет. Во-первых, он может перепродать самолеты. Учитывая при этом, что он в общей сложности купил их со скидкой на $220 млн., то заработать бизнесмен сможет. Во-вторых, он не раз заявлял о планах по созданию собственной авиакомпании. Впервые Лебедев заговорил об этом еще в 2003г., однако позже эту идею оставил. О возвращении к планам по созданию компании-дискаунтера в НРК вернулись около двух недель назад. Эту новость также подтвердил сам г-н Лебедев. По его словам, на совете директоров НРК этот вопрос уже рассматривался. Но надо сделать еще многое: подобрать эффективный менеджмент, хорошие самолеты, получить слоты и встать на рейсы. Сейчас мы находимся скорее на подготовительной стадии.
О том, что государство - неэффективный менеджер, говорилось уже не раз. Если сейчас чиновники не смогут договориться между собой, то Аэрофлот окажется без Боингов, а заключать новую сделку с компанией ему будет невыгодно, так как цена возрастет. Учитывая это, французкакя Airbus тоже может поднять стоимость своих машин. В результате при любом раскладе в выигрыше окажется г-н Лебедев.
О преференциях в пользу американцев стало ясно, когда весной Аэрофлот решил закупить 6 самолетов Boeing MD-11 в грузовой конфигурации. Уже тогда многие эксперты сочли это прелюдией к глобальной покупке 22 самолетов на сумму $22 млрд. В минувшую пятницу должно было быть принято окончательное решение, однако представители со стороны государства так и не одобрили сделку. Официально это объяснялось техническими причинами. Однако ходили слухи, что в этом вопросе есть и оборотная сторона медали.
Поговаривают, что основным противником контракта является Минэкономразвития во главе с Германом Грефом. Считается, что главный экономист страны настаивает на полной приватизации авиакомпании, где государству принадлежит 53% акций, а 30% владеет Александр Лебедев. Руководитель МЭРТа также является сторонником договора с Airbus. Злые языки утверждали, что Греф пытался даже сместить с поста члена совета директоров Аэрофлота, помощника президента РФ Виктора Иванова, одного из основных его противников в этом вопросе.
Вместе с тем на фоне создания Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) государству было бы интересней заключить договор с французами, так как предположительно именно в ее интересах Внешторгбанк купил недавно 5% акций EADS собственника Airbus и, как известно, планирует довести свои активы до блокпакета.
Однако пока в правительстве шли подковерные игры, необходимо было принимать решение. Дело в том, что с 2007г. цена на самолеты Боинг значительно повышается. Чтобы спасти ситуацию, НРК Александра Лебедева заявила о покупке Боингов по цене, на $10 млн. ниже, чем она будет после наступления нового года.
Вообще, недовольство менеджментом Аэрофлота Лебедев высказывал уже не раз. В частности, бизнесмен обвинял руководство авиакомпании в сокращение авиапарка, в неспособности выйти на операционную прибыль, высоких расходах на дистрибьюцию билетов и неэффективном распоряжении недвижимостью. Дело даже доходило до того, что в январе этого года коммерсант грозился продать принадлежащий ему пакет акций авиакомпании.
Среди потенциальных покупателей называли государственные Сбербанк и Внешэкономбанк, а также Газпромбанк. Говорят, что в НРК акции Аэрофлота оценили по меньшей мере в $300 млн., но в банках посчитали эту сумму завышенной. По оценкам же аналитиков, пакет ценных бумаг Аэрофлота сегодня стоит около $480 млн.
Впрочем, сейчас в лице Окулова Лебедев нашел союзника. Гендиректор компании также является сторонником покупки Боинга. Однако как через суд предприниматель сможет заставить государство заключить сделку, сказать трудно. Ведь, как известно, в нашей стране суды обычно занимают прокремлевскую позицию.
Если предположить, что совет директоров авиакомпании откажется от сделки с американцами, то Лебедев тоже не много потеряет. Во-первых, он может перепродать самолеты. Учитывая при этом, что он в общей сложности купил их со скидкой на $220 млн., то заработать бизнесмен сможет. Во-вторых, он не раз заявлял о планах по созданию собственной авиакомпании. Впервые Лебедев заговорил об этом еще в 2003г., однако позже эту идею оставил. О возвращении к планам по созданию компании-дискаунтера в НРК вернулись около двух недель назад. Эту новость также подтвердил сам г-н Лебедев. По его словам, на совете директоров НРК этот вопрос уже рассматривался. Но надо сделать еще многое: подобрать эффективный менеджмент, хорошие самолеты, получить слоты и встать на рейсы. Сейчас мы находимся скорее на подготовительной стадии.
О том, что государство - неэффективный менеджер, говорилось уже не раз. Если сейчас чиновники не смогут договориться между собой, то Аэрофлот окажется без Боингов, а заключать новую сделку с компанией ему будет невыгодно, так как цена возрастет. Учитывая это, французкакя Airbus тоже может поднять стоимость своих машин. В результате при любом раскладе в выигрыше окажется г-н Лебедев.