Информационная служба «Века» — 16.01.2007 16:54

Большое плавание капитана Качмазова

Только вот кажется странным, что СОК, который принадлежит бизнесмену Юрию Качмазову, дал детишкам всего 10% от общей суммы. Впрочем, этому может быть объяснение. Попавший в опалу олигарх после неудавшейся попытки стать собственником АвтоВАЗа должен был себя реабилитировать перед Кремлем.

Накануне Нового года в Самаре прошло событие, которое не оставило без внимания местная пресса. Партия Единая Россия, местное правительство и группа компаний СОК подписали трехстороннее соглашение, согласно которому участники этой компании должны выделить около 300 млн рублей на модернизацию самарских школ. Дело, конечно, хорошее, сегодня благотворительность в моде. Только вот кажется странным, что СОК, который принадлежит бизнесмену Юрию Качмазову, дал детишкам всего 10% от общей суммы. Впрочем, этому может быть объяснение. Попавший в опалу олигарх после неудавшейся попытки стать собственником АвтоВАЗа должен был себя реабилитировать перед Кремлем. Судя по тому, что подобные мероприятия являются своего рода индульгенцией в глазах общественности, ему это удалось.

Вообще, название корпорации СОК к питательному напитку никакого отношения не имеет и расшифровывается как Самарская объединенная корпорация. Г-н Качмазов возглавляет ее уже 12 лет, с самого ее основания.

В начале 90-х многие нынешние олигархи строили свои империи на обломках советской. Не стал исключением и Качмазов. Бизнесмен в те годы торговал на местном ипподроме поддержанными автомобилями и запчастями к ним. Машины с импровизированной автобарахолки уходили в лет, и бизнесмен довольно быстро сколотил себе неплохой капитал.

Понимая, что долго такой бизнес просуществовать не может, Качмазов решается податься в производители. Поговаривают, что его основной целью был Тольяттинский автозавод, но к нему подступиться бизнесмен долго не мог. А посему Качмазов довольствовался поставкой запчастей АвтоВАЗу. Впрочем, вскоре предпринимателю удалось удовлетворить свои амбиции и прикупить Ижевский автомобильный завод (ИжАвто).

Впрочем, у Качмазова есть масса непрофильных активов. Сегодня группа компаний СОК объединяет более 20 фирм и предприятий, работающих в разных сферах бизнеса: производство, продажа и тюнинг автомобилей и запчастей к ним; автосервис автомобилей; производство минеральных вод и лимонадов; производство оконных конструкций; строительство; продажа снегоходов, катеров и гидроциклов; рекламный бизнес.

Как все эти предприятия приобретались Качмазовым, история умалчивает. До широкой общественности доходили только отголоски скандалов. В этом отношении очень характерен случай с Самарской кабельной компанией (СКК) в 2005 году. К акционерам этой структуры начали наведываться некие люди, которые уговаривали их расстаться со своими ценными бумагами. А когда уговоры не помогали, их в лучших традициях 90-х отвозили в лес, где объясняли важность принимаемого решения.

Испуганные бизнесмены обратились в прессу, к директору холдинговой компании Медиа-Самара Дмитрию Сурьянинову, владельцу газеты Самарское обозрение. После того как стало ясно, что скандала в прессе не избежать, Сурьянинов был жестоко избит неизвестными возле подъезда своего дома.

Я встречался с представителями акционеров СКК несколько раз, и поскольку ситуация была крайне конфликтной, все точки над и должны были быть расставлены в субботу, то есть принято решение о публикации. В субботу же в редакции должны были появиться представители группы СОК, участвующей в конфликте. С этой инициативой выступил вице-президент СОКа Алексей Офицеров, позвонивший редактору СО Константину Ланге... Я не исключаю, что нападение связано с господами, которые похожим образом действовали на многих предприятиях, включая кабельную компанию. Я не знаю, способен ли кто-то их остановить, - рассказал Сурьянинов.

Зато уже через несколько дней СОК распространил заявление, в котором говорилось, что компания получила в доверительное управление пакет акций ЗАО Самарская кабельная компания.

В отличие от многих своих коллег Качмазов никогда не любил пиариться и появляться на публике. Не страдает он и политическими амбициями. Зато очень нравится бизнесмену быть кукловодом. В небольшом городе Дмитровграде у СОКа было несколько предприятий, а, соответственно, и интерес к городской инфраструктуре. Чтобы получить контроль над ней, местного начальника ГУВД, Сергея Морозова, сделали мэром. А впоследствии и губернатором. Как писала одна из центральных газет, связи Морозова и группы СОК в Ульяновске ни для кого секретом не являются. Как рассказывает один из работавших на тех выборах политтехнологов, группа была основным спонсором Морозова на выборах в декабре 2004 года. Морозову удалось избраться только во втором туре, несмотря на поддержку Единой России и пришедшую в регион в разгар выборов телеграмму за подписью Владимира Путина, где президент высказывался в поддержку Морозова.

В 2002 году Качмазов почувствовал себя достаточно уверенно для того, чтобы прийти на АвтоВАЗ. Один из руководителей СОКа был назначен на должность заместителя начальника управления региональных поставок АвтоВАЗа. Во все региональные склады авозавода пришли СОКовские менеджеры. А дирекцию по организации поставок автомобилей, запасных частей и техническому обслуживанию возглавил Александр Наметкин, директор компании Самара-Лада, входящей в СОК.

Качмазов просчитал все: и опалу Березовского, и не лучшие времена для завода. Не учел только одно. У кремлевской команды были совсем иные планы в отношении АвтоВАЗа. Когда он это понял, было поздно. Впрочем, обысков и возбуждения нескольких дел хватило, чтобы умерить амбиции бизнесмена. И с красивой мечтой об АвтоВАЗе Качмазову пришлось расстаться.

Наверное, поэтому бизнесмен решил уделить внимание выпуску собственных машин. Многие помнят шумную рекламную компанию автомобилей ИЖ-2126. Пик продаж пришелся на 2003 год - 50 тысяч автомобилей. В печати говорили о бизнесменах-патриотах, о возрождении отечественного автопрома. Но только проект оказался слишком убыточным. И его вскоре пришлось прикрыть. Несчастные автолюбители, которые в свое время повелись на рекламную уловку, сейчас сетуют, что достать детали к этому авто становится все сложнее и сложнее.

Говорят, что сейчас у Качмазова дела начинают налаживаться. Кризис карьеры пришелся на середину прошлого года, когда пошли разговоры о том, что он решил продать ИжАвто Рособоронэкспорту. В газетах даже писали, что посредником должен выступить Дерипаска. Однако Качмазову удалось удержаться на плаву.

Недавняя акция по подписанию трехстороннего соглашения между СОКом, единороссами и ульяновским губернатором о модернизации самарских школ во многом была рекламной. Наверное, основной целью ее организаторов было показать, что Качмазов Кремлем прощен. Ведь если область и федеральный бюджет выделяют по 150 млн рублей, то Качмазов всего 30. Это крохи по сравнению с тем, что яхта, приобретенная бизнесменом, обошлась ему в $15 млн.
Полная версия публикации
Экономика 18.05.2009 12:52
Пошли на выход: если министр или вице-премьер в кризисной ситуации не справляется, надо с ним расставаться
Экономика 28.08.2006 15:48
Время деньги
Экономика 04.08.2008 16:04
Ударит ли Банк России по инфляции нормативами?