В 2007 г. СОК начнет поставлять сиденья для автомобиля Lada Kalina, серийное производство которой началось в Тольятти относительно недавно. Для этого группа создает совместное предприятие со словенской компанией TPV Group, производящей автомобильные комплектующие - запчасти и автозапчасти.
Новое СП имеет проектную мощность 220 тыс. комплектов сидений для Kalina в год, доли партнеров распределятся в соотношение 50:50, а объем инвестиций в проект составил 20 млн. евро. Поставка оборудования начнется в марте 2007 г., а начало производства, которое будет развернуто в одном из цехов входящего в группу СОК завода Вазинтерсервис, запланировано на второй квартал будущего года.
Как уже сообщал "Век", до перехода АвтоВАЗа под контроль Рособоронэкспорта основные доходы группы СОК приходились на бизнес, связанный с тольяттинским автогигантом. Сначала это была продажа автозапчастей и компонентов для вазовских автомобилей, а с 1998 г. производство шестерок и девяток, которые АвтоВАЗ начал тогда снимать с производства как устаревшие модели на собственном заводе РосЛада, построенном в Сызрани. В те времена группа СОК занималась обычным рейдерством: менеджеры компании заходили на предприятия, предлагая наладить сбыт, затем брали под контроль финансовые потоки, а потом и акционерный капитал. За несколько лет СОК прибрал к рукам многих производителей комплектующих для АвтоВАЗа: заводы Автосвет, Автоприбор и другие. А в 2000 г. группа СОК приобрела еще и удмуртское предприятие ИжАвто, где одновременно с возрождением производства народных (то есть невысоких по цене и качеству) автомобилей "ИЖ 2126" и его модификаций (выпуск которых был остановлен в 2005-2006 гг.) наладила сборку вазовских четверок и шестерок, а совсем недавно и южнокорейских KIA Spectra.
Эксклюзивное право продажи вазовских автозапчастей до недавнего времени группа СОК осуществляла через компанию Соло. В случае расторжения контракта со стороны АвтоВАЗа тольяттинский автогигант должен был выплатить СОКу 14 млрд. руб. Однако после прихода Рособоронэкспорта контракт с Соло, как утверждают Ведомости, был разорван по инициативе СОКа, а новый менеджмент АвтоВАЗа избавился от выходцев из СОКа в дирекции по сбыту.
Как полагают эксперты, возвращение группы СОК в лоно АвтоВАЗа объясняется желанием владельца этой компании Юрия Качмазова, решившего избавиться от ИжАвто и тем самым кинуть сотни тысяч владельцев автомобилей "ИЖ 2126", рыскающих по российским городам и весям в поисках запчастей, выгодно продать удмуртское предприятие. И не кому-нибудь, а именно АвтоВАЗу. Причем, по всей видимости, г-н Качмазов согласился на определенные потери от этой сделки, понимая, что в итоге он при определенном раскладе может выиграть значительно больше. Ведь сборка автомобилей в России приносит прибыль на уровне 10%, а торговля запчастями вдвое больше, поэтому аналитики склонны полагать, что продажа вазовских автозапчастей на вторичном рынке ежегодно приносит доход в размере 35-40 млрд. руб.
По всей видимости, возвращение на АвтоВАЗ группа СОК решила начать с производства на СП и поставок для Kalina сидений. Причем, г-на Качмазова даже не смущает тот факт, что сейчас сидения для этой модели производит тольяттинский завод АвтоВАЗагрегат. По мнению исполнительного директора Объединения автопроизводителей России Игоря Коровкина, которое он высказал Ведомостям, доказав хорошее соотношение цены и качества своих сидений, СОК сможет рассчитывать на поставки сидений не только для Kalina, но и для перспективных моделей, которые АвтоВАЗ планирует запустить в производство в недалекой перспективе.
Между тем первые владельцы Lada Kalina, стоимость которой составляет около 10 тыс. долларов, отмечают, что автомобиль не лишен недостатков, присущих вазовским моделям. В частности, невнятные тормоза, вибрация кузова при разгоне, большой люфт педали сцепления, тугое включение первой передачи и треск при включении задней, неэффективная работа обогрева заднего стекла и отсутствие подсветки прикуривателя и пепельницы все это никак не способствует созданию комфортных условий при езде в этом автомобиле. А если еще добавить к этому обнаруженные некоторыми владельцами Lada Kalina такие особенности этого автомобиля, как негерметичность прокладки головки блока двигателя, через которую сифонит моторное масло, а также периодическое подтраивание двигателя во время работы, то можно понять, что эта новая для АвтоВАЗа, но устаревшая морально (ее разработка началась в Тольятти еще в конце прошлого века) модель недалеко ушла по качеству от своих предшественников.
И потому совсем не факт, что российские автолюбители примут этот автомобиль с распростертыми объятиями. И потому Lada Kalina может ожидать участь Chevrolet Niva, который все никак не приживется на российских дорогах из-за дороговизны, которой совершенно не соответствует качество автомобиля.