ЦБ в роли тотального надзирателя?
На состоявшейся в минувшие четверг и пятницу традиционной ежегодной встрече руководства Центрального банка с представителями российского банковского сообщества первый заместитель председателя ЦБ Геннадий Меликьян сделал заявление, которое если не шокировало, то, по крайней мере, вызвало у банкиров острую реакцию.
По словам одного из руководителей ЦБ, Центробанк готов ввести в России институт тотального кураторства, в рамках которого представителям Банка России будет открыт доступ к рабочей информации всех кредитных организаций.
Напомним, что подобного рода слежка за российскими финансово-кредитными организациями уже осуществлялась. В мае 1996 года совет директоров ЦБ принял решение о создании специального операционного управления по надзору за крупнейшими банками (ОПЕРУ-2), на обслуживание которого тогда хотели перевести 30 банков, однако в итоге их оказалось 14, в том числе Агропромбанк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк, Промстройбанк, Сбербанк, Инкомбанк и другие. Однако, после дефолта 1998 года, когда собственный капитал системообразующих банков снизился на 73% при общем показателе для банковской системы 39%, ОПЕРУ-2 была слита с московским главком ЦБ, то есть, по сути, назначенный тогда председателем ЦБ Виктор Геращенко признал ненужность этой системы в новых условиях.
В 2002 году, как напоминает Коммерсант, Банк России вернулся к идее закрепления кураторов за кредитными организациями, но в качестве эксперимента они назначались только в отдельные банки (из крупных принять кураторов согласились Промстройбанк (СПб) и банк Глобэкс). В обязанности кураторов входила проверка своевременного предоставления банками регулярной отчетности, а также формирование запросов. На этот раз, по словам Геннадия Меликьяна, ЦБ собирается изменить полномочия кураторов, в частности, усовершенствовать их специализацию, жестко регламентировать их действия и зоны ответственности для избежания обвинения в субъективности принимаемых решений.
Банк России намерен также обеспечить широкими полномочиями в сфере практической работы с банками. Это должны быть люди более высокой квалификации, с новыми должностными функциями и полномочиями, включая их личную ответственность за происходящее в кредитной организации, - примерно таков лейтмотив выступления Геннадия Меликьяна перед представителями банковского сообщества. Под новыми полномочиями один из руководителей ЦБ подразумевал то обстоятельство, что Банк России намерен обеспечить доступ кураторов ко всей рабочей информации любого банка.
Заметим, что всегда сдержанная и предельно дипломатичная в своих высказываниях по отношению к действиям Банка России кандидат экономических наук, профессор, руководитель Клуба банковских аналитиков Марина Медведева высказала сомнение в том, что ЦБ удастся воплотить свою идею на практике в том виде, в каком она задумывалась. Дело в том, что назначаемые Центробанком кураторы, строго говоря, должны быть на голову выше в своем профессионализме любого специалиста кредитной организации, включая председателя правления или другого банковского руководителя, - заявила она Веку. Однако я очень сомневаюсь, что в ЦБ в настоящее время наберется 1200 высококлассных профессионалов банковской сферы, а именно столько сегодня насчитывается в России кредитных учреждений, для обеспечения функций куратора, основной задачей которого является на основании постоянного мониторинга осуществлять прогнозирование тревожных тенденций в своем банке и тем самым предупреждать отзыв лицензии.
Заметим, что, по мнению банковских аналитиков, есть и еще один негативный момент во введении института кураторства это этическая сторона вопроса. Учитывая то, что в последнее время из Центробанка идет активный слив базы данных, кто даст гарантию, что кураторы, по сути своей не заинтересованные в бизнесе банка, но допущенные к его коммерческой тайне, не будут использовать полученную информацию в интересах третьих лиц, то есть прямых конкурентов?, - вопрошает Марина Медведева.
С ней согласен и директор департамента маркетинга Русь-банка Дмитрий Юрцвайг, который заявил Коммерсанту, что на жестком конкурентном рынке такое вполне возможно, а любая утечка информации может серьезно сказаться на бизнесе банка и функционировании всей системы в целом. К тому же, как считает Марина Медведева, расчет Банка России на то, что кураторы смогут поставить заслон проведению сомнительных банковских операций, вряд ли оправдается полностью. Я думаю, что ЦБ в лице своих кураторов не сможет полностью закрыть шлагбаум на пути банков-прачечных, которые и создавались в свое время именно для отмывания сомнительных доходов, - заявила она Веку.
Дело в том, что ради расширения доходов некоторые банкиры, которые не знакомы с таким понятием, как совесть, наверняка найдут пути обхода высокопрофессионального и морально чистоплотного куратора. Препятствий для реализации планов ЦБ в настоящее время практически нет. Как отметил в беседе с Коммерсантом заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев, к институту кураторов неприменимы нормы законодательства о банковской и коммерческой тайне. Банк России и сейчас может на законных основаниях запросить у кредитной организации такие сведения, если его интересует, насколько вредна для устойчивости банка конкретная сделка - пояснил он. А коль скоро видимых помех нет, то и тянуть с тотальной кураторизацией отечественной банковской системы Банк России не намерен.
Как заявил сегодня на пресс-конференции в Интерфаксе директор департамента банковского регулирования и надзора Центробанка Алексей Симановский, ЦБ РФ считает, что институт кураторства в российской банковской системе может быть введен в течение ближайших двух-трех месяцев.
Напомним, что подобного рода слежка за российскими финансово-кредитными организациями уже осуществлялась. В мае 1996 года совет директоров ЦБ принял решение о создании специального операционного управления по надзору за крупнейшими банками (ОПЕРУ-2), на обслуживание которого тогда хотели перевести 30 банков, однако в итоге их оказалось 14, в том числе Агропромбанк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк, Промстройбанк, Сбербанк, Инкомбанк и другие. Однако, после дефолта 1998 года, когда собственный капитал системообразующих банков снизился на 73% при общем показателе для банковской системы 39%, ОПЕРУ-2 была слита с московским главком ЦБ, то есть, по сути, назначенный тогда председателем ЦБ Виктор Геращенко признал ненужность этой системы в новых условиях.
В 2002 году, как напоминает Коммерсант, Банк России вернулся к идее закрепления кураторов за кредитными организациями, но в качестве эксперимента они назначались только в отдельные банки (из крупных принять кураторов согласились Промстройбанк (СПб) и банк Глобэкс). В обязанности кураторов входила проверка своевременного предоставления банками регулярной отчетности, а также формирование запросов. На этот раз, по словам Геннадия Меликьяна, ЦБ собирается изменить полномочия кураторов, в частности, усовершенствовать их специализацию, жестко регламентировать их действия и зоны ответственности для избежания обвинения в субъективности принимаемых решений.
Банк России намерен также обеспечить широкими полномочиями в сфере практической работы с банками. Это должны быть люди более высокой квалификации, с новыми должностными функциями и полномочиями, включая их личную ответственность за происходящее в кредитной организации, - примерно таков лейтмотив выступления Геннадия Меликьяна перед представителями банковского сообщества. Под новыми полномочиями один из руководителей ЦБ подразумевал то обстоятельство, что Банк России намерен обеспечить доступ кураторов ко всей рабочей информации любого банка.
Заметим, что всегда сдержанная и предельно дипломатичная в своих высказываниях по отношению к действиям Банка России кандидат экономических наук, профессор, руководитель Клуба банковских аналитиков Марина Медведева высказала сомнение в том, что ЦБ удастся воплотить свою идею на практике в том виде, в каком она задумывалась. Дело в том, что назначаемые Центробанком кураторы, строго говоря, должны быть на голову выше в своем профессионализме любого специалиста кредитной организации, включая председателя правления или другого банковского руководителя, - заявила она Веку. Однако я очень сомневаюсь, что в ЦБ в настоящее время наберется 1200 высококлассных профессионалов банковской сферы, а именно столько сегодня насчитывается в России кредитных учреждений, для обеспечения функций куратора, основной задачей которого является на основании постоянного мониторинга осуществлять прогнозирование тревожных тенденций в своем банке и тем самым предупреждать отзыв лицензии.
Заметим, что, по мнению банковских аналитиков, есть и еще один негативный момент во введении института кураторства это этическая сторона вопроса. Учитывая то, что в последнее время из Центробанка идет активный слив базы данных, кто даст гарантию, что кураторы, по сути своей не заинтересованные в бизнесе банка, но допущенные к его коммерческой тайне, не будут использовать полученную информацию в интересах третьих лиц, то есть прямых конкурентов?, - вопрошает Марина Медведева.
С ней согласен и директор департамента маркетинга Русь-банка Дмитрий Юрцвайг, который заявил Коммерсанту, что на жестком конкурентном рынке такое вполне возможно, а любая утечка информации может серьезно сказаться на бизнесе банка и функционировании всей системы в целом. К тому же, как считает Марина Медведева, расчет Банка России на то, что кураторы смогут поставить заслон проведению сомнительных банковских операций, вряд ли оправдается полностью. Я думаю, что ЦБ в лице своих кураторов не сможет полностью закрыть шлагбаум на пути банков-прачечных, которые и создавались в свое время именно для отмывания сомнительных доходов, - заявила она Веку.
Дело в том, что ради расширения доходов некоторые банкиры, которые не знакомы с таким понятием, как совесть, наверняка найдут пути обхода высокопрофессионального и морально чистоплотного куратора. Препятствий для реализации планов ЦБ в настоящее время практически нет. Как отметил в беседе с Коммерсантом заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев, к институту кураторов неприменимы нормы законодательства о банковской и коммерческой тайне. Банк России и сейчас может на законных основаниях запросить у кредитной организации такие сведения, если его интересует, насколько вредна для устойчивости банка конкретная сделка - пояснил он. А коль скоро видимых помех нет, то и тянуть с тотальной кураторизацией отечественной банковской системы Банк России не намерен.
Как заявил сегодня на пресс-конференции в Интерфаксе директор департамента банковского регулирования и надзора Центробанка Алексей Симановский, ЦБ РФ считает, что институт кураторства в российской банковской системе может быть введен в течение ближайших двух-трех месяцев.