Кроме того, менеджеры «СОКа», очевидно, вновь займут кресла в дирекции по сбыту «АвтоВАЗа», которые они покинули после того, как завод перешел под контроль «Рособоронэкспорта».
Напомним, что переговоры о приобретении «АвтоВАЗом» Ижевского автозавода идут уже давно. Первая попытка была предпринята более года назад, когда ижевское автосборочное предприятие предлагалось за $1 млрд. В середине года стороны договорились о стоимости в $357 млн. Позже были предложены варианты оплаты – «АвтоВАЗ» предложил рассчитаться с предприятием своей продукцией - автомобилями.
Долгое время наблюдатели гадали, каким именно способом будет рассчитываться с «соковцами» флагман отечественного автопроизводства, испытывающий финансовые трудности. Эксперты полагали, что «СОК» не пойдет на оплату автомобилями, так как сам нуждается в наличности.
«Для «СОКа» это малореальная сделка, поскольку компании тоже нужны деньги. Вероятно, какой-то паритет будет найден, скажем, часть бартером, часть деньгами. Есть две крайние позиции: одним нужны деньги, у других денег нет, но они готовы платить автомобилями. Возможно движение навстречу - доля «живыми» деньгами, доля автомобилями», - заявил управляющий директор AG Capital Александр Агибалов.
Однако, все оказалось еще проще – «СОКу» куда важнее получить контроль над сферой сбыта тольяттинского гиганта. Очевидно, что и руководству «АвтоВАЗа» непросто далось решение о передаче дилерской сети в руки частной и весьма неоднозначной структуры в качестве частичной оплаты за покупку «Иж-Авто». Дилерский холдинг «АвтоВАЗа» ОАО «Лада- сервис», объединивший 140 торговых центров по всей стране, аналитики также оценивали в $500 млн., однако по нынешним временам и с учетом возникших у этой компании проблем ее оценочная стоимость понизилась до $150 млн.
С тем, что флагман отечественного автопроизводства теперь окажется в серьезной зависимости от частных бизнес-структур или их представителей, соглашаются даже самые осторожные эксперты. Многие вспоминают скандальную рейдерскую кампанию «СОКа» по захвату «АвтоВАЗа» в 2000 году.
«Ситуация вокруг «АвтоВАЗа» в то время была крайне запутанная. Не прибавило ей ясности и нераскрытое убийство в 2004 году члена совета директоров ОАО «Завод им. Тарасова» (поставляет на АвтоВАЗ электрооборудование) Олега Новикова. В общем, чтобы спасти «АвтоВАЗ» от рейдерства, государство отдало его под контроль ФГУП «Рособоронэкспорт», - завил «Веку» экономический эксперт Александр Брежнев.
Как пишут некоторые самарские СМИ, ГК «СОК» на протяжении многих лет преследует лишь одну цель – «не привлекая к себе внимания, тихой сапой взять под свой контроль все производство автомобильных комплектующих, для чего использовались более сотни мелких и подставных фирм, что создавало видимость непричастности к захвату самой группы». И одним из главных приобретений «СОКа» в 2000 году можно считать тот самый «Иж-Авто». Его захват также не отличался разнообразием и проходил по привычной, хорошо отработанной схеме.
«Эта схема, кстати говоря, весьма показательна, так как дает полное представление о приемах и методах работы ГК. Сначала команда «СОКа» заняла ключевые посты на производстве, затем приступила к скупке основных активов завода. Однако, здесь самарцев ожидали некоторые проблемы. Так, например, 92,8% акций «Иж-Авто» владело ОАО «Ижмаш», которое более чем на 50% контролировалось Российским фондом федерального имущества и администрацией Удмуртии. При помощи хитроумных комбинаций ГК «СОК» удалось-таки за довольно короткое время нейтрализовать Мингосимущество РФ, а за оборудование, установленное на заводе, заплатить смехотворно малую цену. В конце концов, в течение только одного 2001 года долю «Ижмаша» в «Иж-Авто» самарцам удалось сбить до уровня меньшего, чем блокирующий пакет акций и тогда же «Ижмаш» передал свой пакет в качестве взноса в уставной капитал новообразованного ОАО «Автохолдинг «Ижмаш». Контрольный же пакет получила никому неизвестное ООО «Русинвест». Как выяснилось позже, за ней стояли еще две фирмы, которые в свою очередь, были негласно, но тесно связаны с самой ГК «СОК», - говорится в некоторых самарских СМИ.
«Руководство группы «СОК» даже не скрывает своих истинных интересов, давно задавшись целью захватить под свой контроль весь Приволжский округ. Под их пристальное внимание помимо машиностроения подпадает самый прибыльный вид деятельности – строительство и все, что с ним связано», - убежден и Александр Брежнев.
В то время, как «СОК» сделал «АвтоВАЗу» предложение о покупке завода «Иж-Авто», многие наблюдатели отметили, что группа теряет свой основной автомобилестроительный актив и его продажа может означать начало выхода «СОКа» из автомобильного бизнеса. Однако, даже тогда было понятно – на Ижевском заводе все же свет клином не сошелся, у «СОКа» все равно останется много чего. А благодаря нынешнему плану новый дистрибьютор получает рычаги влияния на тольяттинский «АвтоВАЗ», а значит, и усиливает свои позиции в регионе в целом.