Владимир Солнцев — 11.12.2012 14:40

Доверенным не доверяют?

Некоторые СМИ и политологи назвали встречу президента РФ Владимира Путина с его доверенными лицами, прошедшую в понедельник, постановочной. Беседа шла по заранее продуманному сценарию, а вопросы сочинялись не самими собеседниками.

Очевидно, в условиях политического кризиса в стране власть решила создать видимость присутствия публичной политики.

О том, что встреча президента со своими сторонниками прошла по заблаговременно написанному сценарию, сообщила «Новая газета». В ее распоряжении оказался документ, содержащий вопросы, которые должны были задать доверенные лица президенту.

Корреспонденты издания, получившие список вопросов за несколько часов до встречи, сфотографировали их и выложили фотографии, дополнив их скриншотом свойств файла, в котором указана дата и время снимка. Приведенные на фотографиях вопросы действительно совпадают с теми, которые были заданы Путину на встрече с доверенными лицами. Разница лишь в небольшом расхождении формулировок.

Получается, российская власть не доверяет даже «доверенным»? А ведь это те самые люди, которые активно агитировали за Путина на выборах президента. Именно со своими самыми горячими сторонниками глава государства общался в ходе двухдневной конференции, которая началась в воскресенье, 9 декабря. Президент заявил, что борьба с коррупцией будет продолжена, пообещал вернуть звание Герой труда, а также в очередной раз прокомментировал протестную активность.

Из примечательного: Путин призвал армию прекратить празднования по поводу отставки министра обороны Анатолия Сердюкова. О широких гуляньях военных по случаю громкой отставки президенту рассказал летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев.

«Мы трое суток гуляли, как в простой песне «четвертые сутки пылают станицы», армия радовалась», - признался Толбоев. «Пора бы прекратить», - сказал в ответ президент.

Глава государства также коснулся на встрече темы борьбы с коррупцией. На вопрос Эдуарда Багирова о посадках (к слову, он также был в заготовке, только в чуть более «размытом» виде) Путин ответил: «Посадки должны быть обязательно», добавив, что вопрос не в жестокости наказания, а в его неотвратимости.

В ходе общения Владимир Путин также предложил «встроить доверенных лиц в «Народный фронт» и подключить их к текущей работе», а также организовывать подобные встречи два раза в год. Напомним, представителями Путина на президентских выборах стали известные спортсмены, деятели культуры и гражданские активисты. Среди них футболист Андрей Аршавин, певица Надежда Бабкина, кинорежиссер Никита Михалков, телеведущий Леонид Якубович и другие.

«Предлагаю сохранить этот коллектив. 500 человек - много, но это даст возможность посмотреть с разных сторон: что не удается и почему. Частить ни к чему, но пару раз в году можно встретиться», - заявил глава государства.

Получается, что Владимир Путин, по сути, будет задавать вопросы о том, «что не удается и почему» сам себе? Похоже, доверенным лицам не дадут выражать собственное мнение, если вопросы будут, как и прежде, заранее согласовываться и раздаваться «по интересам».

По словам гендиректора Совета по национальной стратегии Валерия Хомякова, встреча Путина с доверенными лицами действительно вызвала странные ощущения. «Зачем? Славить Владимира Путина и его режим? Ну, вроде до выборов еще далеко, да и у Путина есть иные ресурсы для решения таких задач, в первую очередь, это федеральные телеканалы, - заявил политолог «Веку». - Обратил внимание на то, что «Единая Россия» и Дмитрий Медведев не упоминались. Кроме того, было заметно, что, несмотря на взаимные реверансы («Вы - моя опора по разъяснению политики», - говорит Путин. «Мы Вас защитим!» - рефреном вторят «доверенные лица»), создавалось ощущение, что искренности и взаимного доверия нет. Зато было много просителей, от которых в итоге Путин ретировался под прикрытием своей охраны. Нет у меня точного ответа на вопрос, зачем нужна была эта встреча. Да и вообще в последнее время, комментируя высказывания первых лиц государства, я все чаще жалею, что в свое время не получил образования из области психиатрии. Оно бы сейчас не помешало».

По сути, руководство страны, разоблаченное журналистами, в очередной раз показало - в России нет публичной политики. Зато налицо признаки политического кризиса. «Начало кризиса положено массовыми протестами год назад, и с этого времени власти так и не удалось стабилизировать ситуацию - ни выигрыш на президентских выборах Путина, ни последующая политическая контрреформа с «закручиванием гаек» и выборочными репрессиями не помогли, - пояснил «Веку» эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов. - В политической жизни страны сформировалось структурное противоречие между сложившейся политической конструкцией и устремлениями «рассерженных горожан», требующих другого качества публичного управления. Для примерно третьей части общества дальнейшее существование политической системы в нынешнем формате неприемлемо. Предложенная т.н. политическая реформа приобрела имитационный характер, столкнувшись с желанием верховной власти во что бы то ни стало сохранить «вертикаль».

Имитация во всем: в идее возвращения губернаторских выборов посредством «фильтра» и деятельности все более глубоко встраиваемых в региональные политические машины избиркомов, в превращении свободного партийного строительства в возможность бесконтрольного размножения спойлеров при запрете на консолидацию оппозиции посредством блоков.

«Имитационная политреформа, сохраняющая в неприкосновенности «вертикаль» и раскалывающая оппозиционный сегмент, сопровождается усилением выборочных репрессий против оппозиции - как системной, так и несистемной. Репрессии имеют явную цель деморализовать «рассерженных», ослабить их мотивацию к политическому и гражданскому действию», - говорит эксперт.

По мнению Слатинова, власть столкнулась с несколькими видами кризиса. Среди них кризис легитимности - десакрализация образа Путина, обвал рейтингов доверия к основным институтам и нарастание электорального абсентеизма. Кризис элит демонстрирует рост противоречий между ключевыми игроками системы, выход за рамки прежних ограничений (не опубличивать борьбу) и все большие затруднения президента в исполнении роли Лидера-арбитра в рамках системы.

«Прогнозирование изменений в условиях кризиса - дело неблагодарное, ибо политические процессы в таких случаях идут нелинейно, - отмечает политолог. - Понятно, что существующая политическая модель обречена на трансформацию, вопрос - в сроках и содержании. Верховная власть оказалась в положении, когда любой ход будет ухудшать ее положение. Реальная демократизация подрывает политическую монополию, от которой нынешние элитные группировки отказываться не хотят. Дальнейшее «закручивание гаек» и переформатирование режима в «диктатуру развития» проблематично из-за ограниченности потенциала подавления, рентной и, следовательно, коррупционной природы существующей системы, преобладания у ключевых игроков мотивации к сохранению статус-кво. Остается эклектическая стратегия - имитация политических изменений с продолжением локальных репрессий и фейковая «борьба с коррупцией». Этот вариант наиболее вероятен».

Ни изменить характер системы, ни переломить нарастающее раздражение в обществе по поводу власти эти меры, по словам эксперта, в долгосрочной перспективе не смогут.
Полная версия публикации
Общество 06.12.2012 12:31
В феврале на Архызе откроется вторая канатная дорога и первые гостиницы
Политика 07.12.2012 13:49
Саакашвили помиловал заключенных, а парламент готовит амнистию его политическим соперникам
Политика 10.12.2012 10:30
Закадровые слова Медведева про «козлов»-следователей вызвали заочный спор между гостелеканалами