Выборы по выбору

Госдума в среду приняла в первом чтении закон, дающий право субъектам РФ отказываться от проведения прямых губернаторских выборов. Парламентарии не уточнили, в каких именно краях и областях руководителей будет назначать президент РФ. В этом, по мнению экспертов, и состоит ретроградство властей, не желающих перемен.

Отныне право выбора губернаторов получат региональные парламенты. Правда, каким именно образом в конкретном регионе будет решаться вопрос о проведении губернаторских выборов - напрямую или через парламент, в законопроекте пока не уточняется.

Напомним, что федеральные законы о выборах в современной России в последнее время меняются стремительно. Законопроект, предусматривающий возвращение прямых выборов глав регионов, был довольно оперативно принят в 2012 году по инициативе бывшего президента России Дмитрия Медведева. 14 октября, в единый день голосования, прошли первые выборы по новым правилам.

Законопроект вызвал ожесточенную дискуссию как в самой Госдуме, так и за ее пределами. Руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев пояснил, что депутаты не могут игнорировать обращения, поступающие из некоторых республик Северного Кавказа по поводу необходимости изменения порядка избрания главы региона.

Реклама на веке

«Люди говорят: «Регионам должна быть предоставлена возможность и другого варианта избрания глав субъектов, отличного от прямых выборов», - заявил он. - «Прямые выборы губернаторов, безусловно, востребованы обществом и полностью соответствуют интересам государства, их можно только приветствовать», - добавил руководитель фракции. Однако нельзя не учитывать и особенности национальных республик, уверен Васильев.

Депутат от «Справедливой России» Дмитрий Гудков* назвал инициативу фактической отменой губернаторских выборов в регионах. «Им мало муниципального и нотариального фильтров, они хотят подстраховаться и оставить за регионами право в случае чего отменить выборы», - написал Гудков в своем Живом журнале.

При этом на днях «Ведомости» опубликовали материал, в котором говорилось, что губернаторы только трех из восьми регионов, где осенью 2013 года пройдут плановые выборы, имеют шансы на переизбрание. Авторы сослались на источники в Кремле и «Единой России».

Вчерашнее голосование в Госдуме, отменившее обязательность прямых выборов глав субъектов и восстановившее возможность их избрания законодательными органами регионов, - очередное звено в цепи политической контрреформы, начатой властью после возвращения Владимира Путина в должность президента, сообщил «Веку» эксперт Института гуманитарно-политических исследований, доктор политических наук Владимир Слатинов.

По его словам, контрреформа имеет две основные цели: первая - погасить протестную волну «рассерженных горожан» и не дать ей захватить патерналистские слои; вторая - сохранить и даже укрепить «вертикаль власти» в ситуации, когда зимой-весной испугавшаяся «болотных протестов» российская власть пошла на уступки и провела паллиативную политическую реформу.

«В той, еще «медведевской», реформе, было два ключевых пункта - свободное партстроительство и возвращение прямых выборов губернаторов, - поясняет Слатинов. - Согласившись на них, верховная власть практически сразу же стала думать - как осуществить их так, чтобы избежать ущерба для «вертикали» и ручного управления страной. С партстроительством получилось вообще замечательно - масса новых партий вполне готова сотрудничать с властью, борясь, скорее, с парламентскими оппозиционными партиями, нежели с «Единой Россией». Думаю, совсем недалеко и до пропутинского «партийного фронта», что поведет лояльных партийных новичков в парламент, чтобы сохранить там большинство в условиях электорального ослабления «Единой России».

Самая большая закавыка была с губернаторскими выборами, говорит эксперт. «Прямая возможность Кремля фактически назначать глав субъектов через послушные региональные заксобрания - стержень «вертикали». Ведь «вертикаль» работает, когда региональный начальник чувствует личную зависимость от верховной власти и понимает, что источник его легитимности - Кремль, - заявляет политолог. - Свободные выборы с возможностью прихода к власти в регионах оппозиции рушат эту пирамиду. Даже будучи зависимым в условиях наших межбюджетных отношений и формально закрепленной возможности отрешения, избранные губернаторы, чувствующие другой, чем Кремль, источник легитимности - это, как говорится, уже совсем другая история».

Поэтому «муниципальный фильтр» и встроенные во власть избиркомы фактически превратили выборы губернаторов в голосование по одобрению получившей в Кремле полномочия на управление регионом кандидатуры, отмечает Слатинов. «Но, во-первых, механизм может дать сбой, во-вторых, в Кремле понимают, что в случаях, скажем, недавних выборов в Брянской или Рязанской областях «выигрыш» кандидатов от власти достигнут слишком дорого - фактически ценой делегитимации «победителей». В среднем и долгосрочном плане это неизбежно усилит нестабильность и брожения в подобных регионах. Так стоит ли дальше «побеждать», выбивая почву из-под ног?»

По мнению эксперта, видимо, в Кремле решили, что не стоит. «И повод есть - действительно сложности с проведением выборов в этнически многообразных и кланово организованных национальных республиках Северного Кавказа. Но вводя другой порядок наделения полномочиями главы субъекта, верховная власть могла бы в федеральном законе прописать для каких регионов он предназначен. Ничего антиправового тут нет - Российская Федерация, действительно, сложный организм, и четко прописанные федеральным законодателем исключения из общих правил вполне могут быть. Но сделано все хитрее - регионы сами теперь будут решать, какая модель выборов главы им по душе. Так что у крайне непопулярных глав с низким рейтингом есть возможность изменить схему наделения полномочиями - договориться в Кремле о выдвижении, и не надо проходить через горнило прямых выборов», - поясняет Владимир Слатинов.

«Неслучайно, например, законопроект уже поддержало руководство Орловского областного совета депутатов - местный губернатор-варяг Александр Козлов имеет крайне низкий рейтинг, КПРФ в регионе чрезвычайно влиятельна, и переизбраться напрямую ему будет крайне тяжело. Ясно, что теперь регионы, где главы чувствуют себя уверенно, сохранят выборную модель, а там, где у губернатора большие проблемы с переизбранием, будут настаивать на «наделении полномочиями» региональным парламентом», - считает политолог.

Любопытна, по его словам, и реакция думцев. «Законопроект поддержан всеми фракциями, почти как закон Димы Яковлева. И дело не только в том, что парламентская оппозиция все жестче (не без уголовных дел против депутатов) встраивается в «вертикаль» политического управления. Формально новая модель дает системным партиям право выдвигать своих кандидатов и торговаться с Кремлем. Пример нынешнего смоленского губернатора от ЛДПР Алексея Островского показывает, что торг иногда уместен. Хоть какой-то утешительный приз после нескольких месяцев унижения и давления. Самой же главной интригой остается предстоящая степень распространения новой модели. То ли ее впрямь ограничат несколькими северокавказскими республиками (что логично), либо Российская Федерация станет еще ассиметричней», - делает вывод эксперт.

*
Дмитрий Гудков внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Реклама на веке
В Правительстве КЧР подвели итоги оздоровительной кампании детей в 2012 году В детской каше Nestle нашли крысу