Отныне право выбора губернаторов получат региональные парламенты. Правда, каким именно образом в конкретном регионе будет решаться вопрос о проведении губернаторских выборов - напрямую или через парламент, в законопроекте пока не уточняется.
Напомним, что федеральные законы о выборах в современной России в последнее время меняются стремительно. Законопроект, предусматривающий возвращение прямых выборов глав регионов, был довольно оперативно принят в 2012 году по инициативе бывшего президента России Дмитрия Медведева. 14 октября, в единый день голосования, прошли первые выборы по новым правилам.
Законопроект вызвал ожесточенную дискуссию как в самой Госдуме, так и за ее пределами. Руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев пояснил, что депутаты не могут игнорировать обращения, поступающие из некоторых республик Северного Кавказа по поводу необходимости изменения порядка избрания главы региона.
«Люди говорят: «Регионам должна быть предоставлена возможность и другого варианта избрания глав субъектов, отличного от прямых выборов», - заявил он. - «Прямые выборы губернаторов, безусловно, востребованы обществом и полностью соответствуют интересам государства, их можно только приветствовать», - добавил руководитель фракции. Однако нельзя не учитывать и особенности национальных республик, уверен Васильев.
Депутат от «Справедливой России» Дмитрий Гудков* назвал инициативу фактической отменой губернаторских выборов в регионах. «Им мало муниципального и нотариального фильтров, они хотят подстраховаться и оставить за регионами право в случае чего отменить выборы», - написал Гудков в своем Живом журнале.
При этом на днях «Ведомости» опубликовали материал, в котором говорилось, что губернаторы только трех из восьми регионов, где осенью 2013 года пройдут плановые выборы, имеют шансы на переизбрание. Авторы сослались на источники в Кремле и «Единой России».
Вчерашнее голосование в Госдуме, отменившее обязательность прямых выборов глав субъектов и восстановившее возможность их избрания законодательными органами регионов, - очередное звено в цепи политической контрреформы, начатой властью после возвращения Владимира Путина в должность президента, сообщил «Веку» эксперт Института гуманитарно-политических исследований, доктор политических наук Владимир Слатинов.
По его словам, контрреформа имеет две основные цели: первая - погасить протестную волну «рассерженных горожан» и не дать ей захватить патерналистские слои; вторая - сохранить и даже укрепить «вертикаль власти» в ситуации, когда зимой-весной испугавшаяся «болотных протестов» российская власть пошла на уступки и провела паллиативную политическую реформу.
«В той, еще «медведевской», реформе, было два ключевых пункта - свободное партстроительство и возвращение прямых выборов губернаторов, - поясняет Слатинов. - Согласившись на них, верховная власть практически сразу же стала думать - как осуществить их так, чтобы избежать ущерба для «вертикали» и ручного управления страной. С партстроительством получилось вообще замечательно - масса новых партий вполне готова сотрудничать с властью, борясь, скорее, с парламентскими оппозиционными партиями, нежели с «Единой Россией». Думаю, совсем недалеко и до пропутинского «партийного фронта», что поведет лояльных партийных новичков в парламент, чтобы сохранить там большинство в условиях электорального ослабления «Единой России».
Самая большая закавыка была с губернаторскими выборами, говорит эксперт. «Прямая возможность Кремля фактически назначать глав субъектов через послушные региональные заксобрания - стержень «вертикали». Ведь «вертикаль» работает, когда региональный начальник чувствует личную зависимость от верховной власти и понимает, что источник его легитимности - Кремль, - заявляет политолог. - Свободные выборы с возможностью прихода к власти в регионах оппозиции рушат эту пирамиду. Даже будучи зависимым в условиях наших межбюджетных отношений и формально закрепленной возможности отрешения, избранные губернаторы, чувствующие другой, чем Кремль, источник легитимности - это, как говорится, уже совсем другая история».
Поэтому «муниципальный фильтр» и встроенные во власть избиркомы фактически превратили выборы губернаторов в голосование по одобрению получившей в Кремле полномочия на управление регионом кандидатуры, отмечает Слатинов. «Но, во-первых, механизм может дать сбой, во-вторых, в Кремле понимают, что в случаях, скажем, недавних выборов в Брянской или Рязанской областях «выигрыш» кандидатов от власти достигнут слишком дорого - фактически ценой делегитимации «победителей». В среднем и долгосрочном плане это неизбежно усилит нестабильность и брожения в подобных регионах. Так стоит ли дальше «побеждать», выбивая почву из-под ног?»
По мнению эксперта, видимо, в Кремле решили, что не стоит. «И повод есть - действительно сложности с проведением выборов в этнически многообразных и кланово организованных национальных республиках Северного Кавказа. Но вводя другой порядок наделения полномочиями главы субъекта, верховная власть могла бы в федеральном законе прописать для каких регионов он предназначен. Ничего антиправового тут нет - Российская Федерация, действительно, сложный организм, и четко прописанные федеральным законодателем исключения из общих правил вполне могут быть. Но сделано все хитрее - регионы сами теперь будут решать, какая модель выборов главы им по душе. Так что у крайне непопулярных глав с низким рейтингом есть возможность изменить схему наделения полномочиями - договориться в Кремле о выдвижении, и не надо проходить через горнило прямых выборов», - поясняет Владимир Слатинов.
«Неслучайно, например, законопроект уже поддержало руководство Орловского областного совета депутатов - местный губернатор-варяг Александр Козлов имеет крайне низкий рейтинг, КПРФ в регионе чрезвычайно влиятельна, и переизбраться напрямую ему будет крайне тяжело. Ясно, что теперь регионы, где главы чувствуют себя уверенно, сохранят выборную модель, а там, где у губернатора большие проблемы с переизбранием, будут настаивать на «наделении полномочиями» региональным парламентом», - считает политолог.
Любопытна, по его словам, и реакция думцев. «Законопроект поддержан всеми фракциями, почти как закон Димы Яковлева. И дело не только в том, что парламентская оппозиция все жестче (не без уголовных дел против депутатов) встраивается в «вертикаль» политического управления. Формально новая модель дает системным партиям право выдвигать своих кандидатов и торговаться с Кремлем. Пример нынешнего смоленского губернатора от ЛДПР Алексея Островского показывает, что торг иногда уместен. Хоть какой-то утешительный приз после нескольких месяцев унижения и давления. Самой же главной интригой остается предстоящая степень распространения новой модели. То ли ее впрямь ограничат несколькими северокавказскими республиками (что логично), либо Российская Федерация станет еще ассиметричней», - делает вывод эксперт.