ФАС наехала на «АвтоВАЗ»
Представители российского автопрома находятся в крайне сложной ситуации, поскольку отечественные автомобили уступают иномаркам по качеству, но все более приближаются к ним по цене.
И эта тенденция в период кризиса будет все более усиливаться. На днях «АвтоВАЗ» заявил о повышении с 1 апреля цен на автомобили еще на 1,5%, всего за год концерн хочет повысить стоимость своей продукции минимум на 9%.
Факт такой ценовой политики «АвтоВАЗа» всерьез заинтересовал Федеральную антимонопольную службу. В настоящее время ФАС проводит проверку по факту повышения с 26 января цен на автомобили Lada. Теперь у антимонопольного ведомства в связи с новым повышением тольяттинским автогигантом цен прибавится работы.
Как заявили в ФАС, если выяснится, что «АвтоВАЗ» занимает доминирующее положение в этом сегменте рынка (автомобили В-класса и на его долю приходится более 35% от всего объема рынка, то компании грозит штраф в размере 1,0-1,5% от оборота.
По оценкам аналитиков, общая доля автомобилей В-класса на российском рынке составляет 40%, причем, доля «АвтоВАЗа» в этом сегменте превышает 50%. В этом году топ-менеджмент «АвтоВАЗа» заявил, что в 2008 году на их долю пришлось 23% проданных в России автомобилей.
Между тем, сегодня «АвтоВАЗ» намерен объявить о повышении с 1 апреля цен на автомобили 2009 года выпуска на 1,5%. Это не первое повышение в нынешнем году: с 26 января «АвтоВАЗ» поднял отпускные цены на весь модельный ряд Lada в среднем на 2,45%. Стоимость «классики» и автомобилей Samara тогда повысилась в среднем на 4500 руб., а Lada Priora и Lada Kalina - на 6-10 тыс. руб. Повышение цен «АвтоВАЗ» тогда объяснял снижением чистой прибыли из-за роста цен на металл, газ, электроэнергию, теплоносители и железнодорожные перевозки.
Однако, все эти шаги по повышению цен на автомобили не помогут автозаводу выйти из кризисной ситуации. Поскольку финансовое положение россиян ухудшилось, спрос на автомобили уже начал резко падать. При повышении цен на вазовские машины многие потенциальные покупатели предпочтут приобрести иномарку, либо сразу расплатившись за нее, либо оформив автокредит. Тем более, что многие представители иностранных производителей, наоборот, понизили цены на свою продукцию, чтобы попасть в государственную программу по автокредитованию.
Повысив цены на 9% за год, «АвтоВАЗ» сможет снизить выручку примерно на 7% при 12%-ном падении физического объема продаж (план на 2009 г. - 640 тыс. машин). Такое повышение цен является небольшой компенсацией за рост стоимости комплектующих с импортной составляющей. Впрочем, уровень безубыточности «АвтоВАЗ» прошел и его убыток вряд ли уменьшится, несмотря на повышение цен на автомобили.
Факт такой ценовой политики «АвтоВАЗа» всерьез заинтересовал Федеральную антимонопольную службу. В настоящее время ФАС проводит проверку по факту повышения с 26 января цен на автомобили Lada. Теперь у антимонопольного ведомства в связи с новым повышением тольяттинским автогигантом цен прибавится работы.
Как заявили в ФАС, если выяснится, что «АвтоВАЗ» занимает доминирующее положение в этом сегменте рынка (автомобили В-класса и на его долю приходится более 35% от всего объема рынка, то компании грозит штраф в размере 1,0-1,5% от оборота.
По оценкам аналитиков, общая доля автомобилей В-класса на российском рынке составляет 40%, причем, доля «АвтоВАЗа» в этом сегменте превышает 50%. В этом году топ-менеджмент «АвтоВАЗа» заявил, что в 2008 году на их долю пришлось 23% проданных в России автомобилей.
Между тем, сегодня «АвтоВАЗ» намерен объявить о повышении с 1 апреля цен на автомобили 2009 года выпуска на 1,5%. Это не первое повышение в нынешнем году: с 26 января «АвтоВАЗ» поднял отпускные цены на весь модельный ряд Lada в среднем на 2,45%. Стоимость «классики» и автомобилей Samara тогда повысилась в среднем на 4500 руб., а Lada Priora и Lada Kalina - на 6-10 тыс. руб. Повышение цен «АвтоВАЗ» тогда объяснял снижением чистой прибыли из-за роста цен на металл, газ, электроэнергию, теплоносители и железнодорожные перевозки.
Однако, все эти шаги по повышению цен на автомобили не помогут автозаводу выйти из кризисной ситуации. Поскольку финансовое положение россиян ухудшилось, спрос на автомобили уже начал резко падать. При повышении цен на вазовские машины многие потенциальные покупатели предпочтут приобрести иномарку, либо сразу расплатившись за нее, либо оформив автокредит. Тем более, что многие представители иностранных производителей, наоборот, понизили цены на свою продукцию, чтобы попасть в государственную программу по автокредитованию.
Повысив цены на 9% за год, «АвтоВАЗ» сможет снизить выручку примерно на 7% при 12%-ном падении физического объема продаж (план на 2009 г. - 640 тыс. машин). Такое повышение цен является небольшой компенсацией за рост стоимости комплектующих с импортной составляющей. Впрочем, уровень безубыточности «АвтоВАЗ» прошел и его убыток вряд ли уменьшится, несмотря на повышение цен на автомобили.