«Газпрому» припомнили не те грехи
Аркадий Ротенберг остается «королем газовых госзаказов» - его «Стройгазмонтаж» все-таки будет строить два участка «Южного коридора». «Газпром» вдруг передумал искать другого подрядчика с более выгодным предложением. Монополист, судя по всему, все же отказался от экономии - на транжирство газовиков уже попенял и ОНФ.
«Стройгазмонтаж» давнего друга Владимира Путина Аркадия Ротенберга, разбогатевшего на подрядах газового концерна, будет строить 97 км трубы «Южного коридора» благодаря тому, что «Газпром» неожиданно передумал искать другого подрядчика на эти участки. Стоимость реализации проекта, задачей которого является обеспечение подачи газа в южные регионы России и морскую магистраль «Южный поток», оценивается уже в 738,5 млрд. рублей.
Напомним, в декабре 2013 года «Стройгазмонтаж» выиграл этот тендер, предложив построить оба участка за 13 млрд. рублей. Тогда заявки на участие подавали «Стройгазмонтаж», «Стройгазконсалтинг» (принадлежит Зияду Манасиру и Руслану Байсарову) и «Стройтрансгаз» (подконтролен структурам Геннадия Тимченко), пишут «Ведомости».
Однако затем «Газпром» решил провести повторный конкурс, чтобы получить более выгодные предложения от подрядчиков, говорят источники, близкие к госкомпании. «Была мысль поторговаться еще, но затем от нее отказались», - говорит собеседник издания, знакомый с ситуацией в «Газпроме». «Предложения конкурентов были более привлекательными, чем у «Стройгазмонтажа», - утверждает источник газеты, близкий к одной из компаний - участниц тендера. - То, что «Газпром» объявлял о процедуре приема заявок дважды, свидетельствует о том, что случился какой-то сбой. Сама по себе ситуация почти беспрецедентная».
«На мой взгляд, отказ от второго тендера выглядит логичным, - пояснил «Веку» аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. - Как известно, в первом победил «Стройгазмонтаж», предложивший смету строительства на 13 млрд. рублей. Это было в декабре, а сейчас рубль обвалился на 12%. Не думаю, что после этого «Газпрому» есть смысл требовать дополнительных скидок в рублях. Конечно, стремиться к лучшему надо, но то, что уже есть, тоже не плохо. Особенно с учетом того, что в России всего две компании - «Стройгазмонтаж» и «Стройгазконсалтинг», которые способны справиться с таким строительством».
Таким образом, победа осталась за компанией Аркадия Ротенберга, хотя он не снижал цену и не делал «Газпрому» другого предложения. По словам директора East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, если цена строительства действительно составит 13 млрд. рублей, получается, что один километр трубопровода обойдется в $9,5 млн., а это «сумасшедшая по своим масштабам цифра для равнинных условий юга России». Интересно, почему же «Газпром» не стал торговаться и отменил повторный тендер без объяснения причин? Возможно, концерн решил сохранить традиции? Ведь, как ранее писал Forbes, компании Ротенберга давно стали основным посредником в поставках госкорпорации труб и выигрывали крупнейшие подряды монополии, часть из них получив вообще без конкурса.
По всей видимости, «Газпром» решил не экономить, хотя ранее заявлял о том, что его инвестпрограмма в 2014 году урезана на 22%. После того как власти приняли решение о «заморозке» тарифов естественных монополий в нынешнем году, президент РФ Владимир Путин поручил госкорпорациям сократить издержки. Еще в сентябре газовый концерн предупредил, что из-за «заморозки» потеряет 510 млрд. рублей выручки, а бюджет лишится около 100 млрд. рублей налогов от смежных отраслей. Также возникнет угроза потери почти 300 тыс. рабочих мест.
Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что новый закон о федеральной контрактной системе позволит «Газпрому» сэкономить и на госзакупках, расширить контингент поставщиков за счет привлечения к газовым проектам малого и среднего бизнеса и сокращения закупочных цен минимум на 10%. К какому из этих пунктов относится компания Аркадия Ротенберга - непонятно.
Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер, делясь «формулой экономии», заявил, что концерн провел «колоссальную работу по анализу затрат». Очевидно, госкорпорация «забыла» проанализировать зарплаты топ-менеджеров. Так, сам господин Миллер в минувшем году вошел в тройку самых высокооплачиваемых руководителей российских компаний с годовой зарплатой в $25 млн., согласно рейтингу Forbes.
«Бессмысленный чудик, работавший у Путина в комитете по внешним связям Санкт-Петербурга, поставленный на «Газпром», чтобы превратить его в самую большую в мире кормушку для других друзей Путина, - отреагировал на это сообщение известный борец с коррупцией Алексей Навальный. - Трубы большого диаметра поставляют Ротенберги. Подрядчики, выведенные из структур «Газпрома» и приватизированные, получают космические доходы за свои космических цен работы. Колоссальное падение добычи и провал со сланцевым газом, который Миллер считает «мифом», - вот наследие, которое останется после него. Ну, кроме, разумеется, швейцарских счетов и недвижимости на юге Франции».
К экономии «Газпром» призвали и представители Общероссийского народного фронта, которые обратили внимание на то, что топ-менеджеры концерна замахиваются на сверхдорогие автомобили, взяв дурную привычку тратить государственные деньги. Об этом в своем письме руководству компании написал сопредседатель центрального штаба ОНФ, глава «Опоры России» Александр Бречалов.
Одно из писем адресовано гендиректору управляющей компании «Электрогаз» Юрию Раушкину - именно эта дочерняя фирма «Газпрома» готова приобрести автомобиль почти за 9 млн. рублей, пишут «Известия». «Мы написали письмо к руководству «Газпрома» (второе письмо адресовано главе «Газпрома» Алексею Миллеру - ред.) с просьбой обратить внимание на расточительную закупочную политику его «дочки», - заявил изданию Александр Бречалов.
Так, «Электрогаз» разместил на портале госзакупок заказ на приобретение для собственных нужд автомобиля Mercedes-Benz S500 по цене 8,7 млн. рублей. Причем, ранее аппетиты газовых менеджеров были гораздо скромнее: в минувшем году были приобретены Lexus LS 600HL «всего» за 5,7 млн. рублей (ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург»), Toyota Land Cruiser 200 - за 3,4 млн. рублей (ООО «Газпром межрегионгаз Пермь»), Toyota Land Cruiser 200 - за 3,1 млн. рублей (ООО «Газпром трансгаз Махачкала»).
«Фронтовики» предлагают ужесточить требования к закупкам госкомпаний, переведя систему проведения тендеров на 44 - ФЗ. Сейчас «Газпром» и прочие ГК, напомним, руководствуются более лояльным федеральным законом 223 («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), который позволяет им вести расточительный образ жизни за чужой счет, покупать предметы роскоши на законных основаниях и практически без ограничений и внятных обоснований.
Наблюдатели согласны: во время глобального мирового кризиса и серьезных санкций в отношении России после истории с Крымом «Газпрому» следовало бы «подзатянуть поясок». Другой вопрос: почему внимание на траты концерна обратил ОНФ, а не фискальные и правоохранительные органы? И если уж Народный фронт пытается что-то изменить, почему он не реагирует на более серьезные и явно коррупционные сделки госкомпании? Ведь, по сути, покупка дорогих авто, наверное, составляет одну миллионную часть от всех трат монополиста на себя любимого.
По словам депутата Госдумы, эсера Валерия Зубова, во всех госмонополиях, и в «Газпроме» особенно, давно практикуются высокие затраты на роскошь для руководителей. «Мои собственные расчеты по 2006 году показали, что расходы «Газпрома» были завышены тогда примерно на одну треть, - приводит слова парламентария портал Regions.ru. - Чтобы решить проблему необоснованных закупок госкомпаний, надо всего лишь принять закон о государственном регулировании тарифов на услуги естественных монополий. Скоро будет предпринята, наверное, уже двенадцатая попытка добиться этого решения».
Эксперты неоднократно отмечали: в «Газпроме» практикуются «распилочные схемы», в которых менеджмент концерна получает откаты за подряды. «Газпром» в этом смысле ничем не отличается от государства - это же просто бывшее министерство под частно-корпоративной вывеской, - заявлял «Веку» аналитик Дмитрий Голубовский. - На репутации компании такие скандалы вряд ли могут отразиться негативно, потому что ее репутация и так ниже плинтуса».
«Газпром», считают эксперты, знаменит уже на весь мир нелепым высокомерием его топ-менеджеров, непрозрачным ценообразованием и коррупцией. В сентябре 2012 года Еврокомиссия обвинила газового гиганта в нарушении антимонопольного законодательства ЕС - концерн препятствовал поставкам газа в страны - члены Евросоюза и устанавливал несправедливо высокие цены на поставляемый газ, привязывая их к ценам на нефть.
Ситуация пока не разрешилась, но, скорее всего, «Газпрому» в итоге придется заплатить миллиарды евро штрафов, потому что привязка стоимости газа к стоимости нефти явно нарушает принципы рыночной конкуренции, равно как и запреты на перепродажу газа, считают наблюдатели. Что и как теперь будут строить «Газпром» и Ротенберг - остается под вопросом.
«Евросоюз вообще-то заморозил «Южный поток» в связи с украинскими проблемами», - говорит Дмитрий Голубовский. Видимо, это означает, что пока не будет решена ситуация с нарушением антимонопольного законодательства ЕС (а теперь и с Украиной), все - и заказчик и подрядчик «отдыхают».
«Строить они могут все что угодно, но до границы ЕС. А дальше - все. И, учитывая внешнеполитический фон, я не уверен, что к моменту, когда они протянут трубу к границе Евросоюза, его позиция изменится. На мой взгляд, разрыв с ЕС и Германией из-за Украины будет более глубоким, чем с США. Хотя, по понятными причинам, этот разрыв не может быть резким», - подчеркивает Голубовский.
Так почему бы ОНФ не сосредоточиться на фактах, которые сегодня больше всего возмущают акционеров «Газпрома»: от незаконной продажи активов компании до раздувания капитальных расходов? «В 2011 году капитальные расходы «Газпрома» составили $43,2 млрд., при том, что, по оценкам Сбербанка, для поддержания своей деятельности «Газпрому» хватило бы и $11 млрд. Ряд экспертов предполагают, что две трети всех капитальных расходов «Газпрома» - это откровенно разворованные средства», - отмечает Bloomberg.
Но внимание «фронтовиков» сконцентрировалось лишь на покупке «Мерседеса» - капли в море чрезмерных трат «Газпрома». Похоже на то, что ОНФ, создавая видимость бурной деятельности «в пользу бедных», все же не решается слишком уж «кусать» любимое детище Кремля.
Эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов напомнил «Веку»: ОНФ, как известно, первоначально возник как предвыборный проект для поддержки Владимира Путина. «На президентских выборах 2012 года Путин позиционировал себя как национальный лидер, поэтому наличие надпартийной структуры, символизирующей «всенародную» поддержку, было принципиально важным, особенно на фоне резкого падения популярности «Единой России», - говорит политолог. - После возвращения Владимира Владимировича в президентское кресло ОНФ превратился в постоянно действующий институт обратной связи лидера государства с населением - эта практика довольно распространена в персоналистских системах власти».
В этом смысле ОНФ продуцирует мобилизацию нации вокруг фигуры лидера, а, значит, должен играть роль передатчика президенту «народных чаяний», говорит Слатинов. «Но поскольку политический курс в России монопольно формулируется и осуществляется правящей группой, инициативы ОНФ носят внешне символически значимый, но, в основном, периферийный характер, - говорит он. - Скажем, введение школьной формы или возвращение «зимнего времени». Хотя иногда нам демонстрируют роль ОНФ как значимой структуры - объявленная недавно очередная реформа местного самоуправления внешне была инициирована ОНФ, правда, всем информированным лицам известно, что разрабатывалась она в президентской администрации».
Политолог также отмечает: особую роль ОНФ играет сегодня в деле символического обуздания аппетитов российской элиты - в условиях экономической стагнации и скукоживающихся ресурсов нацлидер должен демонстрировать решимость принуждения истеблишмента к внешней скромности. «По инициативе ОНФ ограничили «золотые парашюты» топ-менеджерам госкомпаний, «фронтовики» перехватили инициативу Алексея Навального об ограничении стоимости служебного автотранспорта. Наконец, отставка новосибирского губернатора объяснена многочисленными жалобами и обращениями ОНФ на коррупционную составляющую в его работе. С учетом дальнейшего переформатирования российской политической системы на мобилизационный вариант символическая роль ОНФ как «народного» ограничителя аппетитов элиты будет только расти, хотя очевидно, что все принципиальные решения даже в этой части принимаются в Кремле, да и модерирование той или иной проблемы «фронтовиками» происходит в режиме «внешнего управления» из администрации президента. Инициатива о необходимости обеспечить «скромность» «Газпрома» в части покупок авто при сохранении его непрозрачности для общества - как раз из этого ряда», - заключает эксперт.
Напомним, в декабре 2013 года «Стройгазмонтаж» выиграл этот тендер, предложив построить оба участка за 13 млрд. рублей. Тогда заявки на участие подавали «Стройгазмонтаж», «Стройгазконсалтинг» (принадлежит Зияду Манасиру и Руслану Байсарову) и «Стройтрансгаз» (подконтролен структурам Геннадия Тимченко), пишут «Ведомости».
Однако затем «Газпром» решил провести повторный конкурс, чтобы получить более выгодные предложения от подрядчиков, говорят источники, близкие к госкомпании. «Была мысль поторговаться еще, но затем от нее отказались», - говорит собеседник издания, знакомый с ситуацией в «Газпроме». «Предложения конкурентов были более привлекательными, чем у «Стройгазмонтажа», - утверждает источник газеты, близкий к одной из компаний - участниц тендера. - То, что «Газпром» объявлял о процедуре приема заявок дважды, свидетельствует о том, что случился какой-то сбой. Сама по себе ситуация почти беспрецедентная».
«На мой взгляд, отказ от второго тендера выглядит логичным, - пояснил «Веку» аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. - Как известно, в первом победил «Стройгазмонтаж», предложивший смету строительства на 13 млрд. рублей. Это было в декабре, а сейчас рубль обвалился на 12%. Не думаю, что после этого «Газпрому» есть смысл требовать дополнительных скидок в рублях. Конечно, стремиться к лучшему надо, но то, что уже есть, тоже не плохо. Особенно с учетом того, что в России всего две компании - «Стройгазмонтаж» и «Стройгазконсалтинг», которые способны справиться с таким строительством».
Таким образом, победа осталась за компанией Аркадия Ротенберга, хотя он не снижал цену и не делал «Газпрому» другого предложения. По словам директора East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, если цена строительства действительно составит 13 млрд. рублей, получается, что один километр трубопровода обойдется в $9,5 млн., а это «сумасшедшая по своим масштабам цифра для равнинных условий юга России». Интересно, почему же «Газпром» не стал торговаться и отменил повторный тендер без объяснения причин? Возможно, концерн решил сохранить традиции? Ведь, как ранее писал Forbes, компании Ротенберга давно стали основным посредником в поставках госкорпорации труб и выигрывали крупнейшие подряды монополии, часть из них получив вообще без конкурса.
По всей видимости, «Газпром» решил не экономить, хотя ранее заявлял о том, что его инвестпрограмма в 2014 году урезана на 22%. После того как власти приняли решение о «заморозке» тарифов естественных монополий в нынешнем году, президент РФ Владимир Путин поручил госкорпорациям сократить издержки. Еще в сентябре газовый концерн предупредил, что из-за «заморозки» потеряет 510 млрд. рублей выручки, а бюджет лишится около 100 млрд. рублей налогов от смежных отраслей. Также возникнет угроза потери почти 300 тыс. рабочих мест.
Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что новый закон о федеральной контрактной системе позволит «Газпрому» сэкономить и на госзакупках, расширить контингент поставщиков за счет привлечения к газовым проектам малого и среднего бизнеса и сокращения закупочных цен минимум на 10%. К какому из этих пунктов относится компания Аркадия Ротенберга - непонятно.
Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер, делясь «формулой экономии», заявил, что концерн провел «колоссальную работу по анализу затрат». Очевидно, госкорпорация «забыла» проанализировать зарплаты топ-менеджеров. Так, сам господин Миллер в минувшем году вошел в тройку самых высокооплачиваемых руководителей российских компаний с годовой зарплатой в $25 млн., согласно рейтингу Forbes.
«Бессмысленный чудик, работавший у Путина в комитете по внешним связям Санкт-Петербурга, поставленный на «Газпром», чтобы превратить его в самую большую в мире кормушку для других друзей Путина, - отреагировал на это сообщение известный борец с коррупцией Алексей Навальный. - Трубы большого диаметра поставляют Ротенберги. Подрядчики, выведенные из структур «Газпрома» и приватизированные, получают космические доходы за свои космических цен работы. Колоссальное падение добычи и провал со сланцевым газом, который Миллер считает «мифом», - вот наследие, которое останется после него. Ну, кроме, разумеется, швейцарских счетов и недвижимости на юге Франции».
К экономии «Газпром» призвали и представители Общероссийского народного фронта, которые обратили внимание на то, что топ-менеджеры концерна замахиваются на сверхдорогие автомобили, взяв дурную привычку тратить государственные деньги. Об этом в своем письме руководству компании написал сопредседатель центрального штаба ОНФ, глава «Опоры России» Александр Бречалов.
Одно из писем адресовано гендиректору управляющей компании «Электрогаз» Юрию Раушкину - именно эта дочерняя фирма «Газпрома» готова приобрести автомобиль почти за 9 млн. рублей, пишут «Известия». «Мы написали письмо к руководству «Газпрома» (второе письмо адресовано главе «Газпрома» Алексею Миллеру - ред.) с просьбой обратить внимание на расточительную закупочную политику его «дочки», - заявил изданию Александр Бречалов.
Так, «Электрогаз» разместил на портале госзакупок заказ на приобретение для собственных нужд автомобиля Mercedes-Benz S500 по цене 8,7 млн. рублей. Причем, ранее аппетиты газовых менеджеров были гораздо скромнее: в минувшем году были приобретены Lexus LS 600HL «всего» за 5,7 млн. рублей (ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург»), Toyota Land Cruiser 200 - за 3,4 млн. рублей (ООО «Газпром межрегионгаз Пермь»), Toyota Land Cruiser 200 - за 3,1 млн. рублей (ООО «Газпром трансгаз Махачкала»).
«Фронтовики» предлагают ужесточить требования к закупкам госкомпаний, переведя систему проведения тендеров на 44 - ФЗ. Сейчас «Газпром» и прочие ГК, напомним, руководствуются более лояльным федеральным законом 223 («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), который позволяет им вести расточительный образ жизни за чужой счет, покупать предметы роскоши на законных основаниях и практически без ограничений и внятных обоснований.
Наблюдатели согласны: во время глобального мирового кризиса и серьезных санкций в отношении России после истории с Крымом «Газпрому» следовало бы «подзатянуть поясок». Другой вопрос: почему внимание на траты концерна обратил ОНФ, а не фискальные и правоохранительные органы? И если уж Народный фронт пытается что-то изменить, почему он не реагирует на более серьезные и явно коррупционные сделки госкомпании? Ведь, по сути, покупка дорогих авто, наверное, составляет одну миллионную часть от всех трат монополиста на себя любимого.
По словам депутата Госдумы, эсера Валерия Зубова, во всех госмонополиях, и в «Газпроме» особенно, давно практикуются высокие затраты на роскошь для руководителей. «Мои собственные расчеты по 2006 году показали, что расходы «Газпрома» были завышены тогда примерно на одну треть, - приводит слова парламентария портал Regions.ru. - Чтобы решить проблему необоснованных закупок госкомпаний, надо всего лишь принять закон о государственном регулировании тарифов на услуги естественных монополий. Скоро будет предпринята, наверное, уже двенадцатая попытка добиться этого решения».
Эксперты неоднократно отмечали: в «Газпроме» практикуются «распилочные схемы», в которых менеджмент концерна получает откаты за подряды. «Газпром» в этом смысле ничем не отличается от государства - это же просто бывшее министерство под частно-корпоративной вывеской, - заявлял «Веку» аналитик Дмитрий Голубовский. - На репутации компании такие скандалы вряд ли могут отразиться негативно, потому что ее репутация и так ниже плинтуса».
«Газпром», считают эксперты, знаменит уже на весь мир нелепым высокомерием его топ-менеджеров, непрозрачным ценообразованием и коррупцией. В сентябре 2012 года Еврокомиссия обвинила газового гиганта в нарушении антимонопольного законодательства ЕС - концерн препятствовал поставкам газа в страны - члены Евросоюза и устанавливал несправедливо высокие цены на поставляемый газ, привязывая их к ценам на нефть.
Ситуация пока не разрешилась, но, скорее всего, «Газпрому» в итоге придется заплатить миллиарды евро штрафов, потому что привязка стоимости газа к стоимости нефти явно нарушает принципы рыночной конкуренции, равно как и запреты на перепродажу газа, считают наблюдатели. Что и как теперь будут строить «Газпром» и Ротенберг - остается под вопросом.
«Евросоюз вообще-то заморозил «Южный поток» в связи с украинскими проблемами», - говорит Дмитрий Голубовский. Видимо, это означает, что пока не будет решена ситуация с нарушением антимонопольного законодательства ЕС (а теперь и с Украиной), все - и заказчик и подрядчик «отдыхают».
«Строить они могут все что угодно, но до границы ЕС. А дальше - все. И, учитывая внешнеполитический фон, я не уверен, что к моменту, когда они протянут трубу к границе Евросоюза, его позиция изменится. На мой взгляд, разрыв с ЕС и Германией из-за Украины будет более глубоким, чем с США. Хотя, по понятными причинам, этот разрыв не может быть резким», - подчеркивает Голубовский.
Так почему бы ОНФ не сосредоточиться на фактах, которые сегодня больше всего возмущают акционеров «Газпрома»: от незаконной продажи активов компании до раздувания капитальных расходов? «В 2011 году капитальные расходы «Газпрома» составили $43,2 млрд., при том, что, по оценкам Сбербанка, для поддержания своей деятельности «Газпрому» хватило бы и $11 млрд. Ряд экспертов предполагают, что две трети всех капитальных расходов «Газпрома» - это откровенно разворованные средства», - отмечает Bloomberg.
Но внимание «фронтовиков» сконцентрировалось лишь на покупке «Мерседеса» - капли в море чрезмерных трат «Газпрома». Похоже на то, что ОНФ, создавая видимость бурной деятельности «в пользу бедных», все же не решается слишком уж «кусать» любимое детище Кремля.
Эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов напомнил «Веку»: ОНФ, как известно, первоначально возник как предвыборный проект для поддержки Владимира Путина. «На президентских выборах 2012 года Путин позиционировал себя как национальный лидер, поэтому наличие надпартийной структуры, символизирующей «всенародную» поддержку, было принципиально важным, особенно на фоне резкого падения популярности «Единой России», - говорит политолог. - После возвращения Владимира Владимировича в президентское кресло ОНФ превратился в постоянно действующий институт обратной связи лидера государства с населением - эта практика довольно распространена в персоналистских системах власти».
В этом смысле ОНФ продуцирует мобилизацию нации вокруг фигуры лидера, а, значит, должен играть роль передатчика президенту «народных чаяний», говорит Слатинов. «Но поскольку политический курс в России монопольно формулируется и осуществляется правящей группой, инициативы ОНФ носят внешне символически значимый, но, в основном, периферийный характер, - говорит он. - Скажем, введение школьной формы или возвращение «зимнего времени». Хотя иногда нам демонстрируют роль ОНФ как значимой структуры - объявленная недавно очередная реформа местного самоуправления внешне была инициирована ОНФ, правда, всем информированным лицам известно, что разрабатывалась она в президентской администрации».
Политолог также отмечает: особую роль ОНФ играет сегодня в деле символического обуздания аппетитов российской элиты - в условиях экономической стагнации и скукоживающихся ресурсов нацлидер должен демонстрировать решимость принуждения истеблишмента к внешней скромности. «По инициативе ОНФ ограничили «золотые парашюты» топ-менеджерам госкомпаний, «фронтовики» перехватили инициативу Алексея Навального об ограничении стоимости служебного автотранспорта. Наконец, отставка новосибирского губернатора объяснена многочисленными жалобами и обращениями ОНФ на коррупционную составляющую в его работе. С учетом дальнейшего переформатирования российской политической системы на мобилизационный вариант символическая роль ОНФ как «народного» ограничителя аппетитов элиты будет только расти, хотя очевидно, что все принципиальные решения даже в этой части принимаются в Кремле, да и модерирование той или иной проблемы «фронтовиками» происходит в режиме «внешнего управления» из администрации президента. Инициатива о необходимости обеспечить «скромность» «Газпрома» в части покупок авто при сохранении его непрозрачности для общества - как раз из этого ряда», - заключает эксперт.