Информационная служба «Века» — 13.07.2006 14:52

Государство будет выкупать Уралмаш?

Ситуация вокруг Уралмаша, всерьез заинтересовала правительство. Как стало известно Веку, на днях глава Роспрома, Борис Алешин, лично посетил Екатеринбург, и встретился с губернатором Эдуардом Росселем, для решения проблем машиностроительного гиганта.

По информации из неофициальных источников, Алешин остался крайне недоволен сложившейся ситуацией на Уралмаше, а после совещания Россель ходил мрачнее тучи.

Причин тому предостаточно. За 2005 год завод продемонстрировал довольно пессимистичные показатели работы. Согласно официальным статистическим данным, чистый убыток предприятия в прошлом году составил 352,334 млн. рублей, что в 17 раз превышает чистый убыток за 2004 год. Выручка предприятия за 2005 год сократилась на 8% до 3,59 млрд. рублей.

Напомним что до начала 1990-х годов численность работающих на Уралмаше сотрудников достигала 35 тыс. человек. Флагман машиностроения производил более чем внушительный ассортимент продукции - от уникального оборудования для горной промышленности до мелкой бытовой техники. Как водится, производства занимали огромные площади в Свердловске, работали филиалы в других городах и республиках. А потом время процветания резко закончилось.

С переходом к рынку Уралмаш лишился привычного бесперебойного источника доходов - госзаказов. Производство тут же катастрофически упало, предприятие лишилось оборотных средств. Из-за отсутствия у завода специализации на конкретных видах продукции получалась очень высокая себестоимость производства и как следствие - чрезмерные цены.

Тем временем западные конкуренты предлагали российским горнякам и металлургам самые современные машины гораздо дешевле, под выгодные кредиты. К моменту вхождения Уралмаша в состав ОМЗ в 1996 году численность работающих на предприятии сократилась до 14 тыс. человек, большая часть цехов простаивала.

В 1996 году предприятие стало разваливаться на глазах. Огромный гигант разделили на несколько самостоятельных компаний, объединенных в дивизион ОМЗ-Уралмаш. В его состав вошли Урал-машзавод, ОМЗ-Металлургия, ОМЗ-Кран и ОМЗ-Дробильно-размольное оборудование.

Дальше, еще больше. Корпорация решила избавляться от непрофильных для нее бизнесов. Был продан Северстальмашу (Череповец) бизнес Металлургическое оборудование. Возникшие несуразности тут же проявились в полную силу. К сложной процедуре согласования конструкторской документации добавились еще более сложные согласования контрактных цен, вплоть до возможности передачи заказа другой фирме, например, немецкой Демаг. Но это стало лишь началом тотального разрушения уралмашевского инжиниринга.

В декабре прошлого года было объявлено о слиянии ОМЗ и Силовых машин. Основатель ОМЗ Каха Бендукидзе покинул пост гендиректора, а став министром экономики Грузии, и пост председателя совета директоров. Объединенная корпорация ОМЗ-Силовые машины сосредоточился на инжиниринге, производстве, маркетинге, сервисном обеспечении оборудования для электро-энергетики, в т. ч. для атомных электростанций. Все непрофильное для этого направления будет выведено из состава объединенной корпорации. Продана фирма ОМЗ-Морские и нефтегазовые проекты (ОМЗ-МНП), но не Уралмашу, а группе менеджеров этой инжиниринговой структуры за 1,5 миллиарда рублей. На очереди еще пять самых крупных производств, непрофильных для Силовых машин, но сверхпрофильных для Уралмаша.

Как говорит Илья Иоффе, старший научный сотрудник Института экономики УрО РАН Обобрать Уралмаш столичные и питерские бизнесмены экстра-класса в финансовом отношении смогли ловко. Вывели инжиниринг (это стоит дорого), маркетинг (гарантия контрактов), сервисное обслуживание (весьма прибыльное дело) и замкнули финансовые потоки на свободные от Уралмаша бизнес-единицы. Все Уралмаш можно брать голыми руками. К слову, о сервисе. Например, Дженерал электрик за счет оказания сервисных услуг получает 70 процентов прибыли. На каждый миллиард долларов контракта по производству электрических машин компания получает 1,5 миллиарда от их обслуживания. Уралмашу это не светит от сервиса он отлучен.

Между тем еще в марте этого года руководитель областного правительства Алексей Воробьев, устроил разнос руководству предприятия. Ему не понравилось, что активы предприятия закреплены за разными компаниями (хотя само руководство завода называет такую схему более современной и эффективной). Особенно возмутило местного премьера то что даже памятник архитектуры заводоуправление оказалось в чужих руках. Сейчас делаются попытки вернуть здание предприятию.

Прибывший на днях в Екатеринбург Борис Алешин, провел совещание с Эдуардом Росселем, и бывшим премьер-министром СССР Владимиром Рыжковым. По словам Рыжкова, Сейчас существует много методов, как по-новому создать это предприятие. Например его можно выкупать. Если государству нужно пусть вкладывает деньги и создает унитарное предприятие или акционерное общество со стопроцентным государственным пакетом.

С вопросом насколько реален выкуп Уралмаша, Век поинтересовался у Директора института общественных финансов Владимира Климанова.

Участие государства в крупных предприятиях это тенденция последнего времени, когда после конца 90-х, оно начало собирать по крохам свою бывшую собственность. Это с одной стороны хорошо, так как удастся спасти тот потенциал который у нас остался. С другой стороны желательно что бы управление Уралмашем, если такое будет, носило со стороны правительства ограничительный характер. Иными словами, государство должно четко прописать правила игры, в подконтрольных ему предприятиях.Возвращение Уралмаша, в лоно государства несомненно принесет пользу, впрочем есть вероятность того что мы получим еще одного госмонополиста наподобие Газпрома.
Полная версия публикации
Экономика 05.09.2008 10:53
У «Аэрофлота» появится серьезный конкурент?
Экономика 13.04.2010 10:40
«Норникель» скажет Америке «гудбай»?
Экономика 27.12.2007 15:11
Ноябрьское замедление