Группу СОК подлечат доктора?
Счетная палата совместно с Генпрокуратурой проверит деятельность самарской группы СОК. Не исключено, что после того, как аудиторы закончат проверку, главе группы Юрию Качмазову придется собрать чемодан и пополнить список «лондонских россиян», скрывающихся от правосудия.
Об интересе Счетной палаты к деятельности группы СОК на прошлой неделе заявил председатель СП Сергей Степашин. Как цитирует его агентство «Прайм-ТАСС», Счетная палата вместе с Генпрокуратурой намерена проверить «законность вывода активов» с автозавода «ИжАвто» группой СОК. Степашин сказал, что группа СОК фактически «бросила «ИжАвто» на произвол судьбы» и Генпрокуратура со Счетной палатой «будут этим заниматься».
Как уже писал «Век», проблемы у удмуртского автозавода «ИжАвто» начались в прошлом году, когда группа СОК (контролировала 75% акций предприятия) начала переговоры по продаже своего пакета «АвтоВАЗу». Однако, сделка не состоялась и «ИжАвто» оказался на грани банкротства – контракты с KIA Motors разорваны, а долги завода превышают 12 млрд. рублей. Тогда группа СОК решила избавиться от такого проблемного актива, продав его менеджменту предприятия за $200 млн.
Об интересе Счетной палаты к деятельности группы СОК и ее активу «ИжАвто» Сергей Степашин говорил еще в марте (то есть до того, как СОК избавилась от автозавода). Тогда Степашин лично посетил терпящее бедствие предприятие. Буквально за несколько дней до его приезда руководство «ИжАвто» признало, что ему придется уволить 5 тысяч рабочих и законсервировать производство. Степашин сказал, что «бросать 5 тысяч человек ни в коем случае нельзя» и пообещал обсудить ситуацию на заводе с руководством страны. «Думаю, Дмитрий Анатольевич (Медведев) меня поймет», - цитируют главу СП удмуртские СМИ.
Видимо, именно тогда руководители группы СОК поняли, чем им грозит приход «докторов» из Счетной палаты и Генпрокуратуры и поспешили избавиться от своего проблемного актива. Они так спешили, что оплату за акции согласились получить не деньгами, а автомобилями.
Но руководство группы СОК просчиталось. Скорее всего, оно понадеялось, что сделка между двумя коммерческими структурами не заинтересует государство. Ведь Счетная палата может проверять лишь те предприятия, в которых государство имеет пакет акций, или которым оказывает господдержку. Ни к первым, ни ко вторым «ИжАвто» не принадлежит. Но «ИжАвто» собирал автомашины KIA в режиме промсборки, а потому имел право беспошлинного ввоза автокомпонентов. А таможенные преференции дают полное право аудиторам Счетной палаты поинтересоваться деятельностью частного предприятия.
Сергей Степашин 2 апреля направил премьеру Владимиру Путину письмо с просьбой оказать господдержку «ИжАвто». Видимо, решение о поддержке завода все же было принято, раз уже через месяц Степашин лично объявил, что начинает проверку деятельности группы СОК, деятельность которой и довела «ИжАвто» до предбанкротного состояния.
Судя по всему, менеджмент самарской группы предполагал, что визита «докторов» им не избежать. Еще до заявления Степашина они попытались оправдаться. В газете «Труд» был опубликован материал, в котором менеджмент СОКа подробно рассказал, каким образом «ИжАвто» был доведен до предбанкротного состояния. Руководство группы СОК во всем обвинило менеджмент «АвтоВАЗа», который сначала хотел купить «ИжАвто», а потом отказался. Дескать, СОК готовил завод к продаже, а потому были разорваны контракты с KIA Motors. Впрочем, как СОК подготовил «ИжАвто» к продаже, рассказал заместитель главы госкорпорации «Ростехнологии» (контролирует «АвтоВАЗ»). «В том состоянии, в котором находится сегодня предприятие («ИжАвто»), а речь идет об огромной неурегулированной задолженности перед банками и выведении оборотных средств на несколько миллиардов рублей, оно нас не интересует», - заявил он «Коммерсанту».
Чем грозит группе СОК визит «докторов» из Счетной палаты и Генпрокуратуры – понятно. Достаточно вспомнить, что вся деятельность группы по вхождению на предприятия сопровождалась судебными скандалами и «маски-шоу». В 2004 году глава группы СОК Юрии Качмазов даже вошел в рейтинг (3-е место) главных рейдеров России, составленный ИД «Коммерсант». Дошло даже то того, что СОК вознамерился получить контроль над «АвтоВАЗом». Однако, когда ему это не удалось, самарцы начали шантажировать завод – прекращали поставки комплектующих, из-за чего тольяттинскому гиганту приходилось даже останавливать главный конвейер. И это происходило на фоне миллиардных вливаний из госбюджета на поддержку «АвтоВАЗа».
СОК неоднократно предупреждали, что игры с государством плохи. Но, видимо, руководство СОК считает себя сильнее государства. Где находятся все думающие также бизнесмены – известно. Поэтому не исключено, что в скором времени число лондонских сидельцев пополнит и Юрий Качмазов.
Как уже писал «Век», проблемы у удмуртского автозавода «ИжАвто» начались в прошлом году, когда группа СОК (контролировала 75% акций предприятия) начала переговоры по продаже своего пакета «АвтоВАЗу». Однако, сделка не состоялась и «ИжАвто» оказался на грани банкротства – контракты с KIA Motors разорваны, а долги завода превышают 12 млрд. рублей. Тогда группа СОК решила избавиться от такого проблемного актива, продав его менеджменту предприятия за $200 млн.
Об интересе Счетной палаты к деятельности группы СОК и ее активу «ИжАвто» Сергей Степашин говорил еще в марте (то есть до того, как СОК избавилась от автозавода). Тогда Степашин лично посетил терпящее бедствие предприятие. Буквально за несколько дней до его приезда руководство «ИжАвто» признало, что ему придется уволить 5 тысяч рабочих и законсервировать производство. Степашин сказал, что «бросать 5 тысяч человек ни в коем случае нельзя» и пообещал обсудить ситуацию на заводе с руководством страны. «Думаю, Дмитрий Анатольевич (Медведев) меня поймет», - цитируют главу СП удмуртские СМИ.
Видимо, именно тогда руководители группы СОК поняли, чем им грозит приход «докторов» из Счетной палаты и Генпрокуратуры и поспешили избавиться от своего проблемного актива. Они так спешили, что оплату за акции согласились получить не деньгами, а автомобилями.
Но руководство группы СОК просчиталось. Скорее всего, оно понадеялось, что сделка между двумя коммерческими структурами не заинтересует государство. Ведь Счетная палата может проверять лишь те предприятия, в которых государство имеет пакет акций, или которым оказывает господдержку. Ни к первым, ни ко вторым «ИжАвто» не принадлежит. Но «ИжАвто» собирал автомашины KIA в режиме промсборки, а потому имел право беспошлинного ввоза автокомпонентов. А таможенные преференции дают полное право аудиторам Счетной палаты поинтересоваться деятельностью частного предприятия.
Сергей Степашин 2 апреля направил премьеру Владимиру Путину письмо с просьбой оказать господдержку «ИжАвто». Видимо, решение о поддержке завода все же было принято, раз уже через месяц Степашин лично объявил, что начинает проверку деятельности группы СОК, деятельность которой и довела «ИжАвто» до предбанкротного состояния.
Судя по всему, менеджмент самарской группы предполагал, что визита «докторов» им не избежать. Еще до заявления Степашина они попытались оправдаться. В газете «Труд» был опубликован материал, в котором менеджмент СОКа подробно рассказал, каким образом «ИжАвто» был доведен до предбанкротного состояния. Руководство группы СОК во всем обвинило менеджмент «АвтоВАЗа», который сначала хотел купить «ИжАвто», а потом отказался. Дескать, СОК готовил завод к продаже, а потому были разорваны контракты с KIA Motors. Впрочем, как СОК подготовил «ИжАвто» к продаже, рассказал заместитель главы госкорпорации «Ростехнологии» (контролирует «АвтоВАЗ»). «В том состоянии, в котором находится сегодня предприятие («ИжАвто»), а речь идет об огромной неурегулированной задолженности перед банками и выведении оборотных средств на несколько миллиардов рублей, оно нас не интересует», - заявил он «Коммерсанту».
Чем грозит группе СОК визит «докторов» из Счетной палаты и Генпрокуратуры – понятно. Достаточно вспомнить, что вся деятельность группы по вхождению на предприятия сопровождалась судебными скандалами и «маски-шоу». В 2004 году глава группы СОК Юрии Качмазов даже вошел в рейтинг (3-е место) главных рейдеров России, составленный ИД «Коммерсант». Дошло даже то того, что СОК вознамерился получить контроль над «АвтоВАЗом». Однако, когда ему это не удалось, самарцы начали шантажировать завод – прекращали поставки комплектующих, из-за чего тольяттинскому гиганту приходилось даже останавливать главный конвейер. И это происходило на фоне миллиардных вливаний из госбюджета на поддержку «АвтоВАЗа».
СОК неоднократно предупреждали, что игры с государством плохи. Но, видимо, руководство СОК считает себя сильнее государства. Где находятся все думающие также бизнесмены – известно. Поэтому не исключено, что в скором времени число лондонских сидельцев пополнит и Юрий Качмазов.