Причем, представители СОКа так спешили избавиться от автогиганта, что согласились получить оплату не деньгами, а автомобилями.
Группа СОК в очередной раз подтвердила - хорошие менеджерские качества, способные наладить реальное производство не в эпоху «дешевых кредитов», а в кризис, не присущи ее директорам. Группа спешно избавилась от завода «Ижавто», который сейчас находится в предбанкротном состоянии.
Как сегодня пишет «Коммерсант», 74,79% акций автогиганта группа СОК продала топ-менеджменту завода во главе с гендиректором Михаилом Добындо. По данным издания, сумма сделки составила около $200 млн. СОКовцы так спешили спихнуть «Ижавто», на котором висят миллиардные кредиты, что согласились получить за свой пакет не деньги, а автомобили.
Напомним, что группа СОК известна в российском бизнесе, прежде всего, скандалами. Компанию много раз обвиняли в рейдерстве – практически все «заходы» представителей СОКа на предприятия сопровождались «маски-шоу» и судебными баталиями. Дошло до того, что менеджеры группы захотели получить контроль над «АвтоВАЗом». Теоретически, им это даже удалось – группа СОК обеспечивала половину поставок деталей на конвейер завода, контролировала сбыт автомобилей и запчастей. Впрочем, вовремя вмешалось государство – «АвтоВАЗ» перешел под контроль «Рособоронэкспорта», менеджмент которого постепенно выдавил группу СОК из бизнеса тольяттинского автогиганта.
Если бы этого не произошло, то еще неизвестно, как бы сегодня сложилась судьба автопредприятия. Впрочем, на примере «Ижавто» можно предположить, что было бы с «АвтоВАЗом», перейди он под контроль группы СОК.
Пока в России еще никто не говорил о наступающем кризисе – дела на ижевском предприятии шли неплохо. «Ижавто», напомним, выпускает автомобили Иж-27175, ВАЗ-2104, а также собирает корейские Kia – модели Spectra и Sorento. В планах было наладить выпуск модели Rio.
Но, как только финансовая ситуация изменилась – конвейер завода встал, а менеджмент признал, что рассматривает вопрос об увольнении 5 тыс. рабочих (при условии, что на «Ижавто» работает 5,5 тысяч человек) и консервации завода.
В своей несостоятельности, как антикризисных менеджеров, СОКовцы признались еще в самом начале финансовых потрясений. Осенью прошлого года компания предложила «АвтоВАЗу» купить «Ижавто». Тольяттинский гигант был заинтересован в покупке ижевского предприятия.
Однако, как писали российские СМИ, стороны не сошлись в цене. Предполагается, что представители группы СОК специально тянули время, и в итоге довели завод до предбанкротного состояния. «В том состоянии, в котором находится сегодня предприятие («Ижавто»), а речь идет об огромной неурегулированной задолженности перед банками и выведении оборотных средств на несколько миллиардов рублей, оно нас не интересует», - заявил «Коммерсанту» заместитель главы госкорпорации «Ростехнологии» (контролирует «АвтоВАЗ») Игорь Завьялов.
В итоге, когда стало понятно, что сделка с «АвтоВАЗом» не состоится, СОКовцы «спихнули» завод менеджменту предприятия, которому теперь и придется выводить его из кризиса. Вчера в интервью «Российской газете» гендиректор «Ижавто» Михаил Добындо сказал: «На заводе «висит» облигационный заем в размере 2 миллиарда рублей. Мы договаривались о реструктуризации, но сегодня эти договоренности в связи с незавершенностью сделки с «АвтоВАЗом» нарушены и нам предстоит серьезная работа с инвесторами».
Помимо всего прочего апрель может стать последним месяцем, когда на «Ижавто» будут собраны корейские Kia. «Сейчас завод работает три дня в неделю. В планах апреля - производство 2300 автомобилей – «четверок» и «фургонов», а также 300 машин Kia Spectra и 180 джипов Kia Sorento. Этих «корейцев» соберем из последних комплектов, которые закупили еще в прошлом году. И дальше, в общем, собирать нам будет уже нечего», - признался Добындо.