Илюмжинов включился в судебно-выборный процесс
Калмыкия ждет перемен: 16-летнее «ханство» Кирсана Илюмжинова утомило республику. Раздробленная оппозиция – коммунисты, демократы и националисты – сходится только в одном: средневековый режим нынешнего президента пора модернизировать. Общероссийские политические «болячки», занесенные на национальную почву, дают весьма экзотические плоды. Своеобразный колорит калмыцкой вертикали власти прекрасно иллюстрирует судебный процесс, развязанный против мэра Элисты Радия Бурулова.
Чиновник обвиняется в превышении должностных полномочий. По версии следствия, Бурулов «подарил» фирме, принадлежащий его жене и отцу, заказ на поставку ГСМ автопарку мэрии. Он бы сидел сейчас в заключении, как, например, бывший начальник республиканского УБЭП и экс-зампред правительства Калмыкии Вячеслав Чудутов, обвиняющийся по той же статье, но суд выпустил его под залог в 2 миллиона рублей. Казалось бы, антикоррупционная программа – в действии, но это только на первый взгляд. В республике все знают – Бурулова судят за то, что он поссорился с Илюмжиновым, который 4 года назад сделал его мэром.
В результате чего Илюмжинов, по-буддистски возвращающийся мыслями на грешную землю лишь время от времени и абсолютно уверенный в своей безграничной власти, едва ее не потерял. Все получилось в типично восточном стиле: преданные президенту люди доложили ему о политическом заговоре, который против него устроил Бурулов. Мэр за короткое время оперился, нагулял политический вес, завел связи в Москве и решил сесть на трон. Раньше азиатские правители устраняли заговорщиков методом обезглавливания, предварительно попытав, однако, на дворе сейчас XXI век. Илюмжинов решил действовать в рамках действующей конституции. Для начала под его давлением республиканский политсовет «Единой России» исключил мэра из своих рядов. Потом президент предложил ему добровольно оставить свой пост. Тот отказался, предложив Илюмжинову в ответ уйти со своего поста, совершенно заслуженно покаявшись за социально-экономический коллапс в республике.
Президент приказал проверить элистинский муниципалитет на предмет нарушений закона, прекрасно зная, что в традиционалистском обществе, которым является Калмыкия, без нарушений никуда. В итоге проверяющие остановились на превышении должностных полномочий. Обвинительное заключение подписал не кто-нибудь, а заместитель генерального прокурора России по Южному федеральному округу Иван Сидорук.
Бурулова от исполнения обязанностей мэра отстранили, однако, не отстранили от фактической власти. Он не просто держит руку на пульсе городской жизни, но даже в качестве почетного гостя время от времени присутствует на заседаниях горсовета.
Интересно, что председателя элистинского городского суда, куда пришло дело Бурулова, зовут Юрий Илюмжинов. От родства со своим всемогущим однофамильцем он открещивается, однако, в Калмыкии всего два рода Илюмжиновых – его и Кирсана. К тому же, оба они родились в одном хотоне (поселке), что для калмыков является более чем достаточным основанием считать их не чужими друг другу. Может быть, это совпадение, но городской суд Юрий возглавил почти сразу после прихода к власти Кирсана. И было ему тогда всего 24 года. Четырехкомнатную квартиру в прошлом году, он, говорят, тоже получил не за красивые глаза и глубокие медитации.
Однако его помощник Виктор Брацыло дела Бурулова неожиданно не принял. Направить его на доследование, он, по закону, не мог, но «для устранения препятствий» все же вернул. Формальным препятствием для помощника судьи стала формулировка, согласно которой потерпевшей стороной обвинение называло мэрию Элисты. Брацыло же посчитал, что таковой следует признать лишь финансовое управление той же мэрии.
Причины такого «крючкотворства» в республике прекрасно понимают. Быть дубиной в войне двух могущественных кланов, может быть, и почетно, однако вредно для здоровья. Зная это, немолодой Брацыло решил потянуть время. И, видно, ничего лучше такой пустяковой переформулировки не нашел.
Естественно, что окружная генеральная прокуратура посчитала даже такой демарш судьи пощечиной и направила протест на его решение в республиканский окружной суд. 13 августа он этот протест рассмотрит. Однако что бы он ни решил, Бурулову вряд ли от этого станет легче. Дело в том, что, по словам источника «Века» в элистинской городской администрации, Илюмжинов не собирается Бурулова сажать. Президентский план гораздо гуманнее. Срок полномочий мэра и городского совета Элисты истекает в феврале следующего года. Выборы – в марте. И если судья даст Бурулову условный срок с отказом в праве занимать руководящие должности хотя бы в течение одного года - Бурулов проиграл. Илюмжинов в итоге имеет «свой» парламент, который выберет «своего» мэра.
Поможет ли это самому Илюмжинову, неизвестно. Срок его полномочий заканчивается также в 2010 году, а результаты недавнего визита в Калмыкию комиссии Генеральной прокуратуры не обнадеживают. Напомним, по итогам проверки комиссии Илюмжинов снял с должностей министра природных ресурсов Санджи Эняева и первого зампреда правительства Калмыкии–руководителя администрации президента и правительства республики Андрея Циркунова. Своих верных соратников, между прочим. Теперь судьба переутверждения «калмыцкого хана» целиком и полностью в руках Дмитрия Медведева. А чтобы напомнить ему некоторые страницы новейшей истории, республиканская оппозиция собирается устроить в сентябре митинг в память о событиях 2004 года. Тогда, в ночь с 21 на 22 сентября, омоновцы жестоко избили мирных безоружных граждан, которые вышли на площадь Элисты с требованием отставки Илюмжинова.