Клиентов «Почты России» уводили сами почтальоны
К такому выводу пришли члены инициативной депутатской группы в ходе изучения ситуации, сложившейся на рынке доставки социальных пособий в Московской области.
Депутаты Государственной думы Тамара Плетнева, Андрей Андреев, а также представители законодательных собраний и общественных организаций ряда районов Подмосковья создали эту инициативную группу в середине июля, после серии публикаций в СМИ. В прессе сообщалось, что подмосковных пенсионеров активно и не всегда законными методами переводят к себе на обслуживание малоизвестные коммерческие банки, в частности, банк «Крыловский», зарегистрированный в Краснодарском крае.
Особенно тревожной ситуация выглядела в Сергиево-Посадском районе Московской области, где «Почта России» за год лишилась почти половины доставки: из 48 тысяч адресатов на ее обслуживании остались лишь 25 тысяч пенсионеров. Проведя расследование, местные журналисты установили, что доставка пенсий плавно перетекает в распоряжение банка «Крыловский», причем пенсионеры якобы сами пишут заявления о переходе на обслуживание именно в этот банк. Однако в ходе детального изучения документов выяснилось, что многие из этих заявлений были получены незаконным путем, а некоторые и вовсе оказались сфальсифицированными.
Депутатское расследование, в свою очередь, показало, что большую роль в этом процессе играли не менеджеры банка, а сами доставщики пенсий от «Почты России», которым банк «Крыловский» предлагал премии за каждую полученную подпись и более привлекательные условия работы в дальнейшем. Не секрет, что работа почтальона сегодня является одной из самых низкооплачиваемых; государственное предприятие «Почта России», выполняя множество низкорентабельных и убыточных операций, просто не в состоянии предложить им достойную зарплату. Этим и воспользовались банкиры, сформировав за счет почты не только солидную клиентскую базу в Сергиево-Посадском и других районах Подмосковья, но и собственный штат доставщиков.
Доставщики получали подписи пенсионеров на заранее подготовленных заявлениях в пользу банка «Крыловский», как правило, двумя способами. В первом случае пенсионеру говорилось, что это «обязательная процедура», иначе «доставки не будет» и ему самому «придется ходить на почту, стоять там в очереди». При этом почтальоны нередко добавляли, что их организация «вот-вот разорится», поэтому лучше заранее перейти на обслуживание в банк. Вторым весомым аргументом для пенсионера становилось то, что он и впредь будет получать пенсию из рук давно знакомого доставщика. Многие пожилые люди относятся к незнакомцам с недоверием, и редко пустят к себе на порог чужого человека. «Если подпишете заявление, я так же и буду продолжать носить вам пенсию, - говорила доставщица. – А в противном случае, неизвестно кого пришлют…»
Однако даже эти аргументы не всегда убеждали особо осторожных пенсионеров, и тогда в ход шла обычная фальсификация. Обвинить в нарушениях банковских служащих сложно, поскольку подделывали заявления сами почтальоны, а принимало их местное управление Пенсионного фонда № 12, то есть, банк в принципе не проводил никакой сверки. Вопросы у депутатов в этой связи возникают, прежде всего, к ПФР, а также к «Почте России», сотрудники которой нарушают должностные инструкции, не говоря о корпоративной этике. Что касается Пенсионного Фонда, то непонятно, на каких основаниях его сотрудники вообще принимали заявления от посредников, а не от самих пенсионеров. Согласно ст. 18. Федерального Закона «О трудовых пенсиях» получатели социальных пособий действительно имеют право выбора доставочной организации, однако это право реализуется путем только личной подачи заявления в ПФР пенсионеров, либо его доверенным лицом, чьи полномочия подтверждены нотариусом.
«В свете недавних событий в Тюменской и Свердловской областях, где коммерческие банки, бравшиеся обслуживать пенсионеров, обанкротились, мы вынуждены обращать особое внимание на подобные ситуации и требовать от должностных лиц максимальной ответственности», - говорит член инициативной группы, заместитель председателя комитета Госдумы по делам ветеранов Тамара Плетнева.
Особенно тревожной ситуация выглядела в Сергиево-Посадском районе Московской области, где «Почта России» за год лишилась почти половины доставки: из 48 тысяч адресатов на ее обслуживании остались лишь 25 тысяч пенсионеров. Проведя расследование, местные журналисты установили, что доставка пенсий плавно перетекает в распоряжение банка «Крыловский», причем пенсионеры якобы сами пишут заявления о переходе на обслуживание именно в этот банк. Однако в ходе детального изучения документов выяснилось, что многие из этих заявлений были получены незаконным путем, а некоторые и вовсе оказались сфальсифицированными.
Депутатское расследование, в свою очередь, показало, что большую роль в этом процессе играли не менеджеры банка, а сами доставщики пенсий от «Почты России», которым банк «Крыловский» предлагал премии за каждую полученную подпись и более привлекательные условия работы в дальнейшем. Не секрет, что работа почтальона сегодня является одной из самых низкооплачиваемых; государственное предприятие «Почта России», выполняя множество низкорентабельных и убыточных операций, просто не в состоянии предложить им достойную зарплату. Этим и воспользовались банкиры, сформировав за счет почты не только солидную клиентскую базу в Сергиево-Посадском и других районах Подмосковья, но и собственный штат доставщиков.
Доставщики получали подписи пенсионеров на заранее подготовленных заявлениях в пользу банка «Крыловский», как правило, двумя способами. В первом случае пенсионеру говорилось, что это «обязательная процедура», иначе «доставки не будет» и ему самому «придется ходить на почту, стоять там в очереди». При этом почтальоны нередко добавляли, что их организация «вот-вот разорится», поэтому лучше заранее перейти на обслуживание в банк. Вторым весомым аргументом для пенсионера становилось то, что он и впредь будет получать пенсию из рук давно знакомого доставщика. Многие пожилые люди относятся к незнакомцам с недоверием, и редко пустят к себе на порог чужого человека. «Если подпишете заявление, я так же и буду продолжать носить вам пенсию, - говорила доставщица. – А в противном случае, неизвестно кого пришлют…»
Однако даже эти аргументы не всегда убеждали особо осторожных пенсионеров, и тогда в ход шла обычная фальсификация. Обвинить в нарушениях банковских служащих сложно, поскольку подделывали заявления сами почтальоны, а принимало их местное управление Пенсионного фонда № 12, то есть, банк в принципе не проводил никакой сверки. Вопросы у депутатов в этой связи возникают, прежде всего, к ПФР, а также к «Почте России», сотрудники которой нарушают должностные инструкции, не говоря о корпоративной этике. Что касается Пенсионного Фонда, то непонятно, на каких основаниях его сотрудники вообще принимали заявления от посредников, а не от самих пенсионеров. Согласно ст. 18. Федерального Закона «О трудовых пенсиях» получатели социальных пособий действительно имеют право выбора доставочной организации, однако это право реализуется путем только личной подачи заявления в ПФР пенсионеров, либо его доверенным лицом, чьи полномочия подтверждены нотариусом.
«В свете недавних событий в Тюменской и Свердловской областях, где коммерческие банки, бравшиеся обслуживать пенсионеров, обанкротились, мы вынуждены обращать особое внимание на подобные ситуации и требовать от должностных лиц максимальной ответственности», - говорит член инициативной группы, заместитель председателя комитета Госдумы по делам ветеранов Тамара Плетнева.