Кто будет собирать иномарки для среднего класса?
Количество производств по сборке в России автомобилей ведущих компаний мира растет из года в год. Однако с каждым днем становится все яснее – еще немного и на этих предприятиях работать будет некому.
Напомним, что в бытность свою президентом РФ Владимир Путин поставил перед российскими автопроизводителями задачу – 80% автомобилей, продаваемых на внутреннем рынке России, в том числе иностранных марок, должны производиться внутри страны. Зарубежные компании охотно откликнулись на это предложение. Повсюду начали возникать иностранные предприятия, на которых сборка автомобилей производилась российскими рабочими. Но чем дальше шло и развивалось дело, тем яснее становилось – растет дефицит рабочих кадров.
На первый взгляд проблема объяснялась тем, что в стране, в которой профессиональное образование было разрушено в начале 90-х годов, иного и быть не может. Если в Советском Союзе этой проблеме уделялось огромное внимание, то в молодой России этим заниматься было некому. А между тем, в 1976 году количество окончивших ПТУ достигло 3 млн. человек. Не все они, правда, остались на всю жизнь работать в цехах предприятий, но значительная часть тогдашних выпускников профессиональных училищ работают на заводах и по сей день. В России же в 1995 году квалифицированных рабочих было подготовлено всего 842,1 тыс. человек, а в 2007 году и того меньше – 600 тыс. Это соответствует примерно тому количеству, которое было выпущено на заре профессиональной подготовки в 1940 году.
Но это еще полбеды. В Республике Удмуртия, например, в 1990 году было подготовлено в системе профтехобразования 10250 человек, призванных заменить постаревших рабочих. Однако из них лишь 10% были подготовлены действительно по рабочим специальностям. Остальные 90% - это специалисты для торговли и сферы обслуживания.
Одна из причин, порождающих дефицит рабочей силы, в том числе и на автосборочных предприятиях - это диспропорция в подготовке инженерно-технических кадров и специалистов рабочих специальностей. Для нормальной работы, в частности на автопроизводствах, необходимо, чтобы в их цеха приходила новая смена в такой пропорции – 5 человек рабочих специальностей, один выпускник техникума и один с высшим образованием. Так считают эксперты.
Сейчас, ровным счетом, все обстоит иначе – на предприятия приходят наниматься на работу 5 выпускников ВУЗов и один – с рабочей специальностью. И этот дисбаланс продолжает увеличиваться. Например, в Татарстане, где обосновалось немалое количество иностранных фирм, построивших свои автосборочные предприятия, дело дошло до того, что число мест в ВУЗах сравнялось с числом выпускников средних школ. Естественно, что поступить вчерашним школьникам в ВУЗ не представляет особого труда.
Остро проблема кадров стоит и в северной столице, где множество зарубежных автосборочных предприятий испытывают острейший дефицит рабочих кадров – на этих производствах сейчас требуется 70 тыс. человек, владеющих рабочими профессиями. Но в Санкт-Петербурге и области один из самых низких в стране уровней безработицы - 0,3%. Поэтому заполнить такое огромное количество свободных мест на автопредприятиях города – чрезвычайно сложная задача, хотя кандидатам на эти места руководители предлагают весьма неплохую зарплату.
На что, или на кого могут рассчитывать в таких условиях руководители автозаводов? На иммигрантов? Благо в России их множество. По разным оценкам их насчитывается примерно 12 млн. человек. Но вот беда, выходцы из Средней Азии и Кавказа вовсе не торопятся устроиться на автосборочные предприятия. Их свободолюбивая натура не позволяет им работать в цехах, где установлена жесткая производственная дисциплина. Даже небольшая часть иммигрантов, устраивающихся на автопредприятия, очень быстро находят работу по собственному вкусу – на рынках, в коммунальном хозяйстве и в некоторых других сферах, в которых они чувствуют себя относительно свободно.
Для решения проблемы кадрового дефицита иностранные фирмы находят у себя на родине отличное решение. В ведущих автостроительных странах практически не осталось мелких автосборочных предприятий. Они хороши только тогда, когда в стране существует переизбыток рабочей силы. А когда наблюдается дефицит, то фирмы строят большие предприятия, рассчитанные на выпуск большого числа автомобилей. Такие предприятия, естественно, оснащаются самой передовой техникой, включая роботизированные технологические линии. Роботы не требуют зарплаты и готовы работать практически круглые сутки.
В России же иностранные предприниматели, уверенные в том, что здесь есть огромные людские резервы, строят в основном небольшие предприятия, которые во многом рассчитаны на ручной труд, или так называемое «отверточное производство». Отсюда и проблема.
На первый взгляд проблема объяснялась тем, что в стране, в которой профессиональное образование было разрушено в начале 90-х годов, иного и быть не может. Если в Советском Союзе этой проблеме уделялось огромное внимание, то в молодой России этим заниматься было некому. А между тем, в 1976 году количество окончивших ПТУ достигло 3 млн. человек. Не все они, правда, остались на всю жизнь работать в цехах предприятий, но значительная часть тогдашних выпускников профессиональных училищ работают на заводах и по сей день. В России же в 1995 году квалифицированных рабочих было подготовлено всего 842,1 тыс. человек, а в 2007 году и того меньше – 600 тыс. Это соответствует примерно тому количеству, которое было выпущено на заре профессиональной подготовки в 1940 году.
Но это еще полбеды. В Республике Удмуртия, например, в 1990 году было подготовлено в системе профтехобразования 10250 человек, призванных заменить постаревших рабочих. Однако из них лишь 10% были подготовлены действительно по рабочим специальностям. Остальные 90% - это специалисты для торговли и сферы обслуживания.
Одна из причин, порождающих дефицит рабочей силы, в том числе и на автосборочных предприятиях - это диспропорция в подготовке инженерно-технических кадров и специалистов рабочих специальностей. Для нормальной работы, в частности на автопроизводствах, необходимо, чтобы в их цеха приходила новая смена в такой пропорции – 5 человек рабочих специальностей, один выпускник техникума и один с высшим образованием. Так считают эксперты.
Сейчас, ровным счетом, все обстоит иначе – на предприятия приходят наниматься на работу 5 выпускников ВУЗов и один – с рабочей специальностью. И этот дисбаланс продолжает увеличиваться. Например, в Татарстане, где обосновалось немалое количество иностранных фирм, построивших свои автосборочные предприятия, дело дошло до того, что число мест в ВУЗах сравнялось с числом выпускников средних школ. Естественно, что поступить вчерашним школьникам в ВУЗ не представляет особого труда.
Остро проблема кадров стоит и в северной столице, где множество зарубежных автосборочных предприятий испытывают острейший дефицит рабочих кадров – на этих производствах сейчас требуется 70 тыс. человек, владеющих рабочими профессиями. Но в Санкт-Петербурге и области один из самых низких в стране уровней безработицы - 0,3%. Поэтому заполнить такое огромное количество свободных мест на автопредприятиях города – чрезвычайно сложная задача, хотя кандидатам на эти места руководители предлагают весьма неплохую зарплату.
На что, или на кого могут рассчитывать в таких условиях руководители автозаводов? На иммигрантов? Благо в России их множество. По разным оценкам их насчитывается примерно 12 млн. человек. Но вот беда, выходцы из Средней Азии и Кавказа вовсе не торопятся устроиться на автосборочные предприятия. Их свободолюбивая натура не позволяет им работать в цехах, где установлена жесткая производственная дисциплина. Даже небольшая часть иммигрантов, устраивающихся на автопредприятия, очень быстро находят работу по собственному вкусу – на рынках, в коммунальном хозяйстве и в некоторых других сферах, в которых они чувствуют себя относительно свободно.
Для решения проблемы кадрового дефицита иностранные фирмы находят у себя на родине отличное решение. В ведущих автостроительных странах практически не осталось мелких автосборочных предприятий. Они хороши только тогда, когда в стране существует переизбыток рабочей силы. А когда наблюдается дефицит, то фирмы строят большие предприятия, рассчитанные на выпуск большого числа автомобилей. Такие предприятия, естественно, оснащаются самой передовой техникой, включая роботизированные технологические линии. Роботы не требуют зарплаты и готовы работать практически круглые сутки.
В России же иностранные предприниматели, уверенные в том, что здесь есть огромные людские резервы, строят в основном небольшие предприятия, которые во многом рассчитаны на ручной труд, или так называемое «отверточное производство». Отсюда и проблема.