Беседовала Екатерина КЛЮЧНИКОВА — 13.03.2008 12:56

Михаил Рощин, драматург: «Режиссер держал свою линию»

Один из самых известных современных драматургов Михаил Рощин рассказывает о спектакле «Серебряный век», поставленный по его пьесе в театре им. Моссовета. 21 марта у «Серебряного века» – юбилей, на сцене театра им. Моссовета спектакль пройдет уже в сотый раз.

Телеканал «Культура» к 85-летнему юбилею театра 9 марта показал премьеру телеверсии этой работы. В спектакле «Серебряный век» речь идет о мальчике Мише, который учится в старших классах и пишет стихи. Миша живет с мамой, честной советской труженицей в обычной коммуналке. Мамин ухажер, промышляющий мелкими коммерческими авантюрами, знакомит парня с одухотворенной интеллигентной Кирой Августовной, которая открывает Мише целый мир прекрасной, великой, но гонимой литературы поэтов Серебряного века… Атмосфера сгущается: в квартиру все чаще наведываются строгие граждане в одинаковых черных пальто и шляпах.

«Век»: Михаил Михайлович, вы участвовали в процессе постановки вашей пьесы в театре им. Моссовета?

- До того момента мне не доводилось встречаться в работе с режиссером Юрием Ереминым. Когда начались репетиции пьесы, то у нас возникали некоторые разногласия.

«Век»: И как вы с этим справились?

- Мне не все легло на душу. Но Еремин научил меня подчиняться закону театра и не роптать. И я решил не мешать. Изначально пьеса была более многослойной, авангардной, что ли. В ней переплетались реальное и ирреальное, бытовое и фантасмагорическое. Было ещё больше поэзии, живыми являлись и вступали в разговор с героями Блок и Пастернак, как предчувствие цитировалось ещё ненаписанное стихотворение Окуджавы… Режиссер держал свою линию. Боролся с громоздкостью пьесы, спрямлял её. Например, его больше интересовали конкретные детали быта той жизни, атмосфера, аромат времени. Поэтому он вводит в спектакль элементы кинематографа. Меня же эти аспекты меньше занимали. Но в результате получилась очень сильная постановка. И надо сказать, что мы обратились к этой эпохе и к этой проблематике задолго до всех сериалов. Потом уже многое было растиражировано. Но Ерёмин, честь ему и хвала, был одним из первых.

«Век»: Вы согласны с выбором актеров на главные роли спектакля?

- Мне очень нравится, как играют Ольга Остроумова и Георгий Тараторкин. Их трактовки ролей я принял сразу. Ольга играет персонаж, прототипом которого была моя мать. Она точно попала в этот образ. Мне было приятно видеть и слышать эту актрису, прелестную и бесшабашную. Я даже узнавал в ней свою матушку.

«Век»: Скажите, а когда вы писали пьесу, то наверняка видели на месте нынешних актеров совершенно другие лица?

- Вы правы. Когда я писал пьесу, то в роли Виктора Михайловича представлял Валентина Гафта. Правда, тогда мне казалось, что это было бы стопроцентное попадание. Но, когда я увидел игру Тараторкина, то понял, что роль ему очень подошла, и он интерпретирует ее убедительно и ярко. В результате сложился, на мой взгляд, очень удачный союз, который оценила и публика.

«Век»: А что вы можете сказать об актере Александре Ленькове?

- Это мой артист. Он прошел через все мои пьесы в театре Моссовета. Кстати, по его инициативе спектакль «Шум за сценой» возвратился в современный репертуар театра.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Михаил Михайлович Рощин (настоящая фамилия - Гибельман) родился 10 февраля 1933 года в Казани. Отец - Гибельман Михаил Наумович (1908 г.). Мать Ефимова-Тюркина Клавдия Тарасовна (1911 г.). После школы работал на заводе фрезеровщиком, учился в вечернем Ленинском педагогическом институте. Первый рассказ Михаила Рощина был опубликован в 1952 году в газете «Московский комсомолец». Уже через год он поступает в Литературный институт. Рощин за время работы журналистом (в журналах «Знамя» и «Новый мир») написал не только статьи, но и выпустил сборники рассказов, поставил множество пьес. В частности, «Седьмой подвиг Геракла» (1963 год), который из-за цензуры увидел зрителя только в 1988 году. Однако в ряды ведущих драматургов страны Михаила Михайловича вывела пьеса «Валентин и Валентина», поставленная сразу в нескольких театрах («Современник», МХАТ и БДТ). Были и другие пьесы, три из которых вышли даже в киноверсии: «Старый Новый год», «Роковая ошибка» и «Шура и Просвирняк» с Александром Феклистовым в главной роли. Михаил Рощин удостоен премии имени К. С. Станиславского (1999), награжден орденом «Знак Почета». Является членом Союзов писателей, театральных деятелей, журналистов.
Полная версия публикации
Интервью 18.04.2008 12:00
Начальник Военно-мемориального центра Вооруженных Сил России Александр Кириллин: «Отмыть» имена героев!
Интервью 28.08.2009 12:47
Николай Губенко: «Голосовать нужно за людей, а не «паровозы»
Интервью 25.01.2007 12:56
Валерий Рашкин, депутат Государственной Думы РФ