Михаил Рощин, драматург: «Режиссер держал свою линию»

Один из самых известных современных драматургов Михаил Рощин рассказывает о спектакле «Серебряный век», поставленный по его пьесе в театре им. Моссовета. 21 марта у «Серебряного века» – юбилей, на сцене театра им. Моссовета спектакль пройдет уже в сотый раз.

Телеканал «Культура» к 85-летнему юбилею театра 9 марта показал премьеру телеверсии этой работы. В спектакле «Серебряный век» речь идет о мальчике Мише, который учится в старших классах и пишет стихи. Миша живет с мамой, честной советской труженицей в обычной коммуналке. Мамин ухажер, промышляющий мелкими коммерческими авантюрами, знакомит парня с одухотворенной интеллигентной Кирой Августовной, которая открывает Мише целый мир прекрасной, великой, но гонимой литературы поэтов Серебряного века… Атмосфера сгущается: в квартиру все чаще наведываются строгие граждане в одинаковых черных пальто и шляпах.

«Век»: Михаил Михайлович, вы участвовали в процессе постановки вашей пьесы в театре им. Моссовета?

- До того момента мне не доводилось встречаться в работе с режиссером Юрием Ереминым. Когда начались репетиции пьесы, то у нас возникали некоторые разногласия.

Реклама на веке

«Век»: И как вы с этим справились?

- Мне не все легло на душу. Но Еремин научил меня подчиняться закону театра и не роптать. И я решил не мешать. Изначально пьеса была более многослойной, авангардной, что ли. В ней переплетались реальное и ирреальное, бытовое и фантасмагорическое. Было ещё больше поэзии, живыми являлись и вступали в разговор с героями Блок и Пастернак, как предчувствие цитировалось ещё ненаписанное стихотворение Окуджавы… Режиссер держал свою линию. Боролся с громоздкостью пьесы, спрямлял её. Например, его больше интересовали конкретные детали быта той жизни, атмосфера, аромат времени. Поэтому он вводит в спектакль элементы кинематографа. Меня же эти аспекты меньше занимали. Но в результате получилась очень сильная постановка. И надо сказать, что мы обратились к этой эпохе и к этой проблематике задолго до всех сериалов. Потом уже многое было растиражировано. Но Ерёмин, честь ему и хвала, был одним из первых.

«Век»: Вы согласны с выбором актеров на главные роли спектакля?

- Мне очень нравится, как играют Ольга Остроумова и Георгий Тараторкин. Их трактовки ролей я принял сразу. Ольга играет персонаж, прототипом которого была моя мать. Она точно попала в этот образ. Мне было приятно видеть и слышать эту актрису, прелестную и бесшабашную. Я даже узнавал в ней свою матушку.

«Век»: Скажите, а когда вы писали пьесу, то наверняка видели на месте нынешних актеров совершенно другие лица?

- Вы правы. Когда я писал пьесу, то в роли Виктора Михайловича представлял Валентина Гафта. Правда, тогда мне казалось, что это было бы стопроцентное попадание. Но, когда я увидел игру Тараторкина, то понял, что роль ему очень подошла, и он интерпретирует ее убедительно и ярко. В результате сложился, на мой взгляд, очень удачный союз, который оценила и публика.

«Век»: А что вы можете сказать об актере Александре Ленькове?

- Это мой артист. Он прошел через все мои пьесы в театре Моссовета. Кстати, по его инициативе спектакль «Шум за сценой» возвратился в современный репертуар театра.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Михаил Михайлович Рощин (настоящая фамилия - Гибельман) родился 10 февраля 1933 года в Казани. Отец - Гибельман Михаил Наумович (1908 г.). Мать Ефимова-Тюркина Клавдия Тарасовна (1911 г.). После школы работал на заводе фрезеровщиком, учился в вечернем Ленинском педагогическом институте. Первый рассказ Михаила Рощина был опубликован в 1952 году в газете «Московский комсомолец». Уже через год он поступает в Литературный институт. Рощин за время работы журналистом (в журналах «Знамя» и «Новый мир») написал не только статьи, но и выпустил сборники рассказов, поставил множество пьес. В частности, «Седьмой подвиг Геракла» (1963 год), который из-за цензуры увидел зрителя только в 1988 году. Однако в ряды ведущих драматургов страны Михаила Михайловича вывела пьеса «Валентин и Валентина», поставленная сразу в нескольких театрах («Современник», МХАТ и БДТ). Были и другие пьесы, три из которых вышли даже в киноверсии: «Старый Новый год», «Роковая ошибка» и «Шура и Просвирняк» с Александром Феклистовым в главной роли. Михаил Рощин удостоен премии имени К. С. Станиславского (1999), награжден орденом «Знак Почета». Является членом Союзов писателей, театральных деятелей, журналистов.

Реклама на веке
Валентин Юдашкин, российский кутюрье, Основная тенденция этого года возвращение в 90-е Владимир Краснопольский, кинорежиссер: "Быть режиссером – это не прихоть, а профессия"