Москва-Минск: труба полярных интересов
Нефтегазовый конфликт между Москвой и Минском, разразившийся в конце минувшего и начале нынешнего года из-за повышения цен на поставляемые в соседнюю республику энергоносители, в эти дни получил хотя и не такое широковещательное, но не менее острое продолжение.
Подсчитав, что от новых условий поставок российских нефти и газа Белоруссия в 2007 году потеряет 3,5 млрд. долларов по сравнению с прошлым годом, министерство экономики Белоруссии объявило о повышении с 15 февраля стоимости транзита российской нефти через свою территорию по системе магистральных трубопроводов.
Тарифы, не менявшиеся с 1996 года, будут увеличены по разным направлениям перекачки нефти от 31,6% до 34,6%. Исходя из того, что через Белоруссию ежегодно транспортируется до 80 млн. тонн российской нефти, это увеличит расходы российских нефтяных компаний примерно на 50 млн. долларов в год.
В Минэкономики Белоруссии не скрывают, что решение о повышении соответствующих тарифов принято в целях компенсации увеличившихся затрат на перекачку нефти, вызванных повышением стоимости энергоресурсов. Мало того, 2 февраля Минск объявил о намерении установить арендную плату за земли лесного фонда под магистральными трубопроводами, принадлежащим иностранным компаниям. С учетом налога на землю и других сборов общая сумма перечислений в бюджет Белоруссии может составить 8 млн. долларов в год.
Заявив недавно о том, что в связи с изменениями условий поставок российских энергоносителей в Белоруссию республика потеряет в нынешнем году по сравнению с минувшим 3,5 млрд. долларов, Александр Лукашенко сказал, что Россия должна заплатить за оказываемые ей в соседнем государстве услуги. Поэтому мы должны предложить России на принципах международного права тоже заплатить нам за землю под трубопроводами, за транспортировку нефти и прочие услуги, - цитирует РБК слова белорусского лидера.
Между тем, как заявил в прямом эфире телеканала Вести президент компании Транснефть Семен Вайншток, уже утвержден проект строительства нефтепровода в Европу в обход Белоруссии. По словам главы Транснефти, принято решение о развитии Балтийской трубопроводной системы по маршруту Унеча до порта Приморск. При этом он подчеркнул, что речь идет об увеличении пропускного объема портового терминала на 50 млн. тонн нефти. В итоге перевалка нефти здесь составит около 125 млн. тонн в год.
Как напоминает РБК, о возможности увеличения поставок нефти в ближайшие 2-3 года в балтийском направлении до 110 млн. тонн, в январе заявлял и глава Минпромэнерго Виктор Христенко, подчеркнувший, что это является одним из вариантов замещения направления экспорта нефти. А президент РФ Владимир Путин сообщил 1 февраля 2007 года, что АК Транснефть по его поручению приступила к разработке плана по расширению перевалочных терминалов в Приморске на 50 млн. тонн, отметив при этом, что Россия намерена искать пути прямого выхода на потребителей энергоресурсов в Западной Европе.
Заметим, что, хотя стоимость новой ветки трубопровода мощностью 50 млн. тонн нефти в год от российско-белорусской границы через Великие Луки до Приморска отраслевые эксперты оценивают в 2-2,5 млрд. долларов, по их мнению, Россия идет на такой шаг не для того, чтобы не платить несколько лишних долларов за тонну нефти, прокачиваемую по территории Белоруссии. Речь идет о более значительных суммах, поскольку нефтегазовый конфликт Москвы и Минска начался именно с того, что Белоруссия ввела транзитную пошлину на российскую нефть в размере 45 долларов за тонну.
Тарифы, не менявшиеся с 1996 года, будут увеличены по разным направлениям перекачки нефти от 31,6% до 34,6%. Исходя из того, что через Белоруссию ежегодно транспортируется до 80 млн. тонн российской нефти, это увеличит расходы российских нефтяных компаний примерно на 50 млн. долларов в год.
В Минэкономики Белоруссии не скрывают, что решение о повышении соответствующих тарифов принято в целях компенсации увеличившихся затрат на перекачку нефти, вызванных повышением стоимости энергоресурсов. Мало того, 2 февраля Минск объявил о намерении установить арендную плату за земли лесного фонда под магистральными трубопроводами, принадлежащим иностранным компаниям. С учетом налога на землю и других сборов общая сумма перечислений в бюджет Белоруссии может составить 8 млн. долларов в год.
Заявив недавно о том, что в связи с изменениями условий поставок российских энергоносителей в Белоруссию республика потеряет в нынешнем году по сравнению с минувшим 3,5 млрд. долларов, Александр Лукашенко сказал, что Россия должна заплатить за оказываемые ей в соседнем государстве услуги. Поэтому мы должны предложить России на принципах международного права тоже заплатить нам за землю под трубопроводами, за транспортировку нефти и прочие услуги, - цитирует РБК слова белорусского лидера.
Между тем, как заявил в прямом эфире телеканала Вести президент компании Транснефть Семен Вайншток, уже утвержден проект строительства нефтепровода в Европу в обход Белоруссии. По словам главы Транснефти, принято решение о развитии Балтийской трубопроводной системы по маршруту Унеча до порта Приморск. При этом он подчеркнул, что речь идет об увеличении пропускного объема портового терминала на 50 млн. тонн нефти. В итоге перевалка нефти здесь составит около 125 млн. тонн в год.
Как напоминает РБК, о возможности увеличения поставок нефти в ближайшие 2-3 года в балтийском направлении до 110 млн. тонн, в январе заявлял и глава Минпромэнерго Виктор Христенко, подчеркнувший, что это является одним из вариантов замещения направления экспорта нефти. А президент РФ Владимир Путин сообщил 1 февраля 2007 года, что АК Транснефть по его поручению приступила к разработке плана по расширению перевалочных терминалов в Приморске на 50 млн. тонн, отметив при этом, что Россия намерена искать пути прямого выхода на потребителей энергоресурсов в Западной Европе.
Заметим, что, хотя стоимость новой ветки трубопровода мощностью 50 млн. тонн нефти в год от российско-белорусской границы через Великие Луки до Приморска отраслевые эксперты оценивают в 2-2,5 млрд. долларов, по их мнению, Россия идет на такой шаг не для того, чтобы не платить несколько лишних долларов за тонну нефти, прокачиваемую по территории Белоруссии. Речь идет о более значительных суммах, поскольку нефтегазовый конфликт Москвы и Минска начался именно с того, что Белоруссия ввела транзитную пошлину на российскую нефть в размере 45 долларов за тонну.