18+
  1. Дружба дружбой, а пошлины - врозь

Дружба дружбой, а пошлины - врозь

Дружба дружбой, а пошлины - врозь
Едва между Россией и Белоруссией был достигнут компромисс по вопросу цены на газ, поставляемый в соседнюю республику, как в отношениях между двумя государствами возник новый пожар, источником которого на этот раз стала нефть, вернее, стоимость ее поставок в Белоруссию.

Напомним, что начало нефтяному конфликту было положено в первые декабрьские дни минувшего года, когда глава правительства РФ Михаил Фрадков подписал постановление, в соответствии с которым поставки нефти в Белоруссию с 1 января 2007 г. будут облагаться вывозной пошлиной, в том числе и для стран, не входящих в Таможенный союз. Подобный шаг правительственные чиновники объясняют тем, что в 2001 г. Белоруссия в одностороннем порядке вышла из соглашения, дававшего преференции белорусской стороне. В частности, согласно этому документу российская нефть (как и другая продукция) поставлялась соседям беспошлинно и, соответственно, стоила белорусским потребителям (нефтеперерабатывающим заводам) дешевле. В свою очередь Белоруссия должна была зачислять 85% пошлины на экспорт, в частности, нефтепродуктов, произведенных на своей территории из российского сырья, в российский бюджет, и лишь 15% - в свой национальный бюджет.

Выход в 2001 г. Белоруссии из этого соглашения (с одновременным прекращением уплаты в российский бюджет пошлины на экспорт нефтепродуктов, выработанных из российской нефти), фактически означал, что соседняя республика превратилась в своеобразный нефтяной оффшор, если хотите, пылесос для переработки дешевого российского углеводородного сырья с последующим его экспортом по более низким (а значит, более привлекательным, чем российские) ценам. К примеру, по данным РИА "Новости", с 1 декабря 2006 г. российская пошлина на экспорт легких дистиллятов и газойлей составляет 134 доллара за тонну, а белорусская 75,8 доллара за тонну; пошлина на вывоз из РФ мазута, смазочных масел и отработанных нефтепродуктов 92,9 доллара за тонну и 72,2 доллара из Белоруссии. Россия же при этом, по оценкам экспертов, ежегодно недополучала более 4 млрд. долларов.

В течение минувшего года российская сторона призывала Белоруссию вернуться к соглашению, однако этого не произошло, и в сентябре Россия предупредила Белоруссию о том, что будет вынуждена вернуться к общему режиму, то есть введению экспортных пошлин. В декабре, как уже отмечалось, Михаил Фрадков подписал по этому поводу соответствующее постановление, согласно которому с 1 января российская нефть будет стоить Белоруссии дороже как минимум на 180,7 доллара за тонну: именно такая ставка пошлины установлена для экспорта сырой нефти и будет действовать до 1 февраля.

В ответ Белорусский государственный концерн по нефти и химии (Белнефтехим), в состав которого входят более 50 предприятий и организаций, приостановил заключенные на 2007 г. контракты с российскими нефтяными компаниями на поставку нефти. А с 7 января Белоруссия прекратила транзит российской нефти в Европу, потребовав от РФ уплаты установленных с 1 января 2007 г. таможенных пошлин на нефть, транспортируемую по нефтепроводам республики (на январь она установлена в размере 45 долларов за тонну).

Мало того, уже с первых дней нового года Белоруссия начала несанкционированный отбор нефти из экспортного нефтепровода. За первые 8 посленовогодних дней таким образом было изъято около 80 тыс. тонн российского углеводородного сырья. В связи с этим, по словам вице-президента Транснефти Сергея Григорьева, компания перекрыла подачу нефти по нефтепроводу Дружба в Польшу, Германию и Чехию. В свою очередь глава Минэкономразвития Герман Греф на вчерашнем совещании Владимира Путина с членами правительства РФ назвал введенную Белоруссией транзитную пошлину на нефть беспрецедентной в мировой практике. Эта пошлина не является ни импортной, ни экспортной, - отметил он, добавив, что это платеж, выдуманный Белоруссией. Глава МЭРТ также подчеркнул, что эта пошлина противоречит и двусторонним соглашениям, подписанным между Россией и Белоруссией, и соглашениям между российской компанией Транснефть, осуществляющей прокачку нефти из России в Европу, с белорусскими компаниями.

Заметим, что на транзит через Белоруссию приходится 30% транспортировки нефти Транснефтью и 12% всей добычи нефти в России. По нефтепроводу Дружба транспортируется 1,25 млн. баррелей углеводородного сырья в сутки.

Сложившаяся ситуация заставляет Россию в спешном порядке искать новые пути транспортировки нефти в Европу, дабы соблюсти все договоренности со своими партнерами из ЕС. По мнению аналитика МДМ-банка Надежды Казаковой, которое она высказала РИА "Новости", при отсутствии транзита через Белоруссию около 250 тыс. баррелей в сутки может дополнительно транспортироваться через Балтийскую трубопроводную систему (БТС). Кроме того, по ее мнению, для компенсации необходимо задействовать возможности железнодорожного транспорта и увеличить загрузку российских НПЗ. В свою очередь, по данным ПортНьюс, президент АК Транснефть Семен Вайншток рассматривает и другие пути транспортировки нефти. В частности, по его словам, увеличены до уровня 76,5 млн. тонн в год мощности Приморского направления.

И все же, как полагают аналитики, если переговоры между Москвой и Минском в ближайшее время ни к чему не приведут, в России может произойти снижение добычи нефти. При самом пессимистичном сценарии на 10%, - считает Надежда Казакова.

В свою очередь, директор белорусского Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов заявил РБК daily, что компромисс по нефтяной проблеме между белорусской и российской сторонами может быть достигнут уже до конца января. При этом он подчеркнул, что поскольку обойти Белоруссию нефтяным транзитом в Европу нельзя, велика вероятность, что России под давлением Запада придется первой пойти на уступки президенту Белоруссии Александру Лукашенко.

В то же время эксперт отмечает политическую окраску нефтяного конфликта из-за кризиса построения Союзного государства. Если Россия пойдет на разрушение Союзного государства и Таможенного союза с Белоруссией, то Минск, по мнению Юрия Шевцова, задействует такие рычаги защиты своих экономических интересов, как таможенные сборы и тарифы.