http://russia-rating.ru/ — 28.11.2019 14:55

Национальный рейтинг мэров (октябрь-ноябрь, 2019) - часть 1

Среди экспертов в последнее время в очередной раз начала активно обсуждаться тема выборности мэров. Причём не столько в плоскости «нужны/не нужны» выборы мэров городов, сколько в плоскости рассуждений на тему о том, что власть задумалась о возвращении института выборности мэров.

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за октябрь-ноябрь 2019 года.

Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.

Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей в связи с отсутствием у этих регионов собственных административных центров.

Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России. Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»).

Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов, в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.

Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. Именно анкеты являются основным источником, на основании которого выстраиваются таблицы исследования, формулируются тексты его аналитической части.

Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой в рейтинге одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества. При этом эксперты, высказывают своё мнение в «Национальном рейтинге» не зная итоговых результатов исследования.

В таблицах рейтинга обозначены те мэры, которые находятся на своём посту на момент обнародования исследования. Если ротация мэров произошла незадолго до публикации, эксперты имеют возможность дать положительную или отрицательную оценку происшедшему событию, определить своё отношение к новому мэру, в сравнении с предыдущим и т.п.

В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) в «Национальном рейтинге мэров» делается акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов. Хотя, безусловно, не всегда экспертам удается отделить местную и региональную повестку от федеральной.

Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).

Сергей РУМЯНЦЕВ

Политконсультант, директор Центра прикладных исследований и программ, член Правления Российской ассоциации политических консультантов (РАПК)


Очень стойкое стремление родного политтехнологического цеха хотя бы в аналитике приблизить желаемое к действительному заставляет искать во всем прямые и косвенные признаки того, что «ещё немного, вот-вот ещё, и прямые выборы вернутся на территорию всей страны». Стоило президенту сказать о том, что для преодоления разрыва между государственным и муниципальным уровнем необходимо принимать «какие-то системные решения», как тут же в этом высказывании начинают видеть признаки возврата прямых выборов мэра.

Очередным «намеком» федеральной власти на скорое возвращение мэров, избираемых населением, послужило высказывание полпреда президента в УрФО Николая Цуканова о необходимости широкого обсуждения идеи возврата прямых выборов глав городов. Однако, на мой взгляд, и высказывание президента, и предложение полпреда — это всего лишь яркие примеры того, что обществу дают понять: федеральная власть озабочена этой проблемой, готова думать о путях её решения и даже готова обсуждать в масштабах всей страны. Но не более.

Дело в том, что выстроенная в государстве система управления построена на принципах строгой централизации. Каждая нижестоящая ступень должна быть подчинена ступени вышестоящей. При этом, несмотря на декларируемый Конституцией принцип отделения местного самоуправления от государства, в действительности муниципальная власть уже много лет де-факто является одним из звеньев общей системы управления.

Власть понимает, что мэр, избранный непосредственно населением на прямых выборах, а особенно избранный большинством при хорошей явке, — это априори сильный политический игрок. Игрок, к мнению которого необходимо, как минимум, прислушиваться и, как максимум, считаться с ним. Главам регионов намного удобнее иметь «понятного», подконтрольного мэра, с которым не нужно договариваться, а которому просто можно ставить задачи. Именно таких мэров очень удобно «назначать» посредством отбора специально созданной комиссией. Поэтому думается, что в ближайшие годы – как минимум, до 2021-го – тема прямых выборов мэров так и останется на уровне дискуссий. А ждать полноценного возврата института прямых выборов мэров, если и стоит, то вряд ли раньше, чем за полгода/год до следующих выборов президента: чтобы, с одной стороны, показать стремление президента к демократизации общества (думается, что именно президент станет автором законопроекта о возврате прямых выборов мэров), но, с другой стороны, чтобы у избранных мэров не хватило времени для того, чтобы почувствовать себя полноправными хозяевами у себя на территории. Думаю, что будет именно так. Хотя – всякое может быть…

Валерий КОРОВИН

Политолог. Политический деятель. Директор Центра геополитических экспертиз


Заимствованный с Запада в 90-е годы прошлого века институт мэров в российских условиях не состоялся. В первую очередь, потому, что был следствием западного же исторического опыта – их системы городского управления, полностью отличной от нашей системы.

Главное отличие в том, что на Западе существует устойчивая элитная политическая управленческая модель, которая складывалась столетиями, в отличие от России, где структура власти и управления меняется всякий раз при смене первого лица. Поэтому у нас мэр не системен, но очень субъектен, поэтому субъективен. В этой связи он не может ни избираться (в том смысле, что при избрании будет управлять городом, как ему вздумается – очень субъектно), ни обладать тем функционалом, который предусмотрен для мэров западной заимствованной моделью. У нас совершенно другой контекст, другая политическая среда, «примат» вышестоящего руководства, включенность в общую вертикаль власти, что традиционно для России при любых режимах.

Институт мэрства – чужеродное, не работающее в России явление, или работающее с такими искажениями, что утрачивается сама суть этого института и теряется смысл к нему апеллировать, потому как он все равно извращается до такой формы, что ничего от изначального его оригинала не имеет. В России градоначальник может только назначаться вышестоящим руководством, причём руководителем, который включён в общую вертикаль, куда он включает и градоначальника: только так это может работать. А избрание мэра, а потом включение во властную вертикаль приводит к тем чудовищным трансформациям и политическим извращениям, которые мы наблюдаем в России в течение четверти века.

В России заимствованный из иной политической среды институт, по сути, представлен лишь одним понятием: от системы мэрства в существующих отечественных реалиях осталось только слово — «мэр». Всё остальное идее не соответствует.

Наши мэры – это просто чиновники, включенные во властную вертикаль, подчинённые вышестоящему руководителю, как правило, губернатору, который подчинён своему вышестоящему руководству – как правило, администрации президента. И нередко главным мотивом мэров в данном политическом моменте, к сожалению, становится личная нажива, а не интересы горожан или даже интересы государства.

Сергей ЖУРАВСКИЙ

Политолог


Мэры региональных центров в современном государственном устройстве России выведены из системы декларируемых демократических ценностей – а именно, лишены права быть выбранными народом, как лишены этого права и сами граждане избиратели.

Сегодня мэры – это технические исполнители воли губернатора. Они полностью зависят от администрации области, полностью подконтрольны, исполнительны, а кто не исполнителен – моментально лишается должности.

Сегодня, когда говорят о переходе к системе выборности мэров, возникает ответ: да, это возможно. Но в ходе изменений появятся яркие харизматичные руководители, которые станут конкурентами губернаторов. Поэтому и институт мэров сегодня такой невзрачный – конкуренты никому не нужны.

Отсюда и системные проблемы, в том числе и на муниципальном уровне. Например, Иркутская область: не справляется губернатор – и по всей вертикали вниз не справляются все ветви власти. А если кто-то бы стал справляться, его бы давно, как конкурента губернатора, заменили бы.

Вспоминается известный указ Петра I о подчинённых: «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы умением своим не смущать оного». И этим все сказано, и ничего не изменилось.

Но если дальше подходов не менять, то можно дождаться серьёзных политических последствий.

Валерий ПРОХОРОВ

Политолог, заместитель директора Центра прикладных исследований и программ


Тенденцией года можно считать возросшую политическую активность на муниципальном уровне. Это не удивительно, всё больше муниципалитетов возвращают прямые выборы мэров – глав администраций.

В 2020 году состоятся выборы более чем в 20 административных центрах субъектов Федерации. Это внесёт серьёзные коррективы в рутинную повестку мэров этих городов, которые будут заинтересованы в избрании наиболее лояльного им пула кандидатов. То есть, тренд на дальнейшую политизацию процессов, происходящих на муниципальном уровне, будет усиливаться, причем, в большей степени в крупных городах и столицах регионов. В связи с этим изменилась риторика некоторых градоначальников, которые стали выступать с политическими заявлениями.

Ярким примером может служить заявление мэра Хабаровска Анатолия Кравчука о придании городу особого федерального статуса, по аналогии с Москвой, Санкт-Петербургом и Севастополем. В наступающем году мы с большой вероятностью услышим новые смелые инициативы от глав городских администраций.

Видимо, претерпит изменение и господствующее позиционирование мэров как «крепких хозяйственников». Следует ожидать, что некоторые из них начнут создавать себе образ арбитров внутриэлитных конфликтов, активизируют критику существующей системы межбюджетных отношений, а в ряде случаев будут требовать перераспределения полномочий между муниципальным и региональным уровнями управления.

В складывающихся условиях возможен пересмотр критериев эффективности работы мэров со стороны федерального центра. Например, оценка такого показателя, как доверие власти, может сместиться с регионального на муниципальный уровень, и за его состояние будут отвечать в большей степени мэры, нежели губернаторы.

Наметившиеся тенденции послужат укреплению статуса мэра как одного из ключевых акторов внутренней политики в регионе, и его политический вес будет расти. В этом контексте важно добиваться гармонизации отношений по линии «мэр-губернатор». Одним из наиболее эффективных подобных тандемов можно считать пару, которую составляют губернатор Новосибирской области Андрей Травников и мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Разная партийная принадлежность (Травников — единоросс, а Локоть представляет КПРФ) позволяет им вполне эффективно взаимодействовать. Отрицательный пример — конфликт губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева и мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, приведший в конечном итоге к отмене прямых выборов мэра. Продуктивность этих отношений зависит напрямую от целого ряда факторов, основными из которых являются личные отношения и схожесть представлений о стратегии развития региона и города, общее видение перспектив.

Первая группа рейтинга



Сергей Собянин (город федерального значения Москва) прибавляет в «Национальном рейтинге». Наибольший резонанс получило открытие первых маршрутов Московских центральных диаметров (МЦД). Данное событие вызвало значительное число критических комментариев (неработающие турникеты, провалы в информационном сопровождении, вышедшие на маршруты «укороченные» составы, двойное списание средств с карточек, спровоцированные автомобильные пробки и т. п.). Однако дорогого стоит появление на мероприятии «рука об руку» с мэром Президента РФ, их совместная поездка по одному из диаметров, благодарность, высказанная Владимиром Путиным мэру от имени москвичей.

Кроме того, большое значение имеет сам проект МЦД, представляющий создание связанной транспортной системы, объединяющей железнодорожные линии, проходящие по столице, с Метрополитеном с организацией новых маршрутов пригородных поездов – так называемым «наземным метро» в ближайшее Подмосковье. Поэтому, несмотря на многие неурядицы, пуск МЦД придал Сергею Собянину новое ускорение в «Национальном рейтинге».

Градоначальнику всё ещё приходится преодолевать последствия сентябрьских выборов в Мосгордуму, поставивших под вопрос политические перспективы Сергея Собянина. Он произвёл в мэрии ряд кадровых назначений, получивших, в основном, положительную оценку экспертов. Другая перманентная болевая точка, где развязка ещё впереди, – протесты вокруг строительства полигона для московского мусора в Шиесе. Архангельскому губернатору Игорю Орлову и Сергею Собянину поручено отчитаться, как они собираются учитывать мнение населения при реализации проекта. В этой связи некоторые наблюдатели не исключают, что, во избежание деструктивного влияния ситуации на отношение к власти в целом, проект может быть свёрнут. В таком случае перед московской мэрией встанет задача найти способ утилизации того объема отходов, который планировался к захоронению в Шиесе.

Сергей Собянин набирает очки, достаточно оперативно реагируя на проблематику, озвучиваемую президентом. Например, после расширенного заседания президиума Госсовета РФ, где Владимир Путин критиковал положение дел в медицине, столичный градоначальник заявил, что в Москве с первого квартала 2020 года стартует программа по модернизации поликлиник.

В ближайшие четыре года в столице планируется благоустроить 20 набережных Москвы-реки. В первую очередь, намечено обустроить рекреационные пространства от Химкинского водохранилища до Серебряного бора.

Москва лидирует в рейтинге Минстроя по индексу качества городской среды, однако ряд экспертов полагают, что вряд ли это можно считать заслугой мэра: лидерство было предсказуемым, учитывая несопоставимые ресурсы столицы и регионов. Также ставит под сомнение качество городской среды характер московской застройки, походящей на состязание под лозунгом «больше, выше, плотнее». Обильное использование при этом «урбанистического» словесного серпантина не меняет сути этого процесса.

Судя по всему, Сергей Собянин серьёзно воспринял все вызовы последних месяцев. Доказательство тому – заметное увеличение бюджетных расходов мэрии на PR-сопровождение (15 млрд руб. в 2020 году). Здесь также со столичным мэром никто тягаться не сможет.

Так или иначе, после достаточно длительного перерыва Сергей Собянин вернулся на первое место в «Национальном рейтинге».

Александр Беглов (город федерального значения Санкт-Петербург) в «Национальном рейтинге» остался на прежней, далеко не самой почётной для главы Северной Пальмиры, позиции. После выборов отпала необходимость действовать с оглядкой на электоральный эффект, и, по мнению некоторых экспертов, его виза стала появляться на решениях, которые в предвыборный период он не рискнул бы принять. Так, разовый проезд в городском общественном транспорте Санкт-Петербурга с начала следующего года повысится на 10 рублей и обойдётся в наземном транспорте в 50 рублей, в метрополитене – в 55 рублей.

Заксобрание приняло проект бюджета Петербурга на 2020 год с восьмипроцентным дефицитом. Депутаты проект в целом раскритиковали – за рост платы на капремонт до 7−8 рублей за квадратный метр, за продолжение роста тарифов на тепло, воду, электричество и т. д. Но, тем не менее, документ приняли, что свидетельствует о способности главы города работать с законодателями, учитывая интересы различных элитных групп.

Смольный также инициировал транспортную реформу, в рамках которой планируется закрыть 271 коммерческий маршрут, открыв 97 социальных. В ответ петербуржцы, считающие необходимым сохранить маршрутки, начали писать петиции и грозить публичными акциями. Горожане убеждены, что нужны и социальные автобусы, и коммерческий транспорт. Эксперты полагают: транспортная реформа в заявленном виде повышает протестную активность, и это явно не пойдёт главе города на пользу.

Некоторые эксперты, ставя положительные оценки Александру Беглову, апеллировали к рейтингу Минстроя «Качество городской среды», в котором северная столица заняла 2-е место после Москвы. При этом команда мэра с настороженностью ждёт наступающей зимы – у горожан ещё свежи в памяти прошлогодние снежные катаклизмы, и Александр Беглов закономерно попытается реабилитироваться за них. Тем временем, УФАС вскрыло картель-ные сговоры на подряды по уборке снега-2018. По данным антимонопольщиков, в сговоре участвовали заказчик услуги – городской комитет по благоустройству и шесть компаний-ис-полнителей. Однако в вину Александру Беглову это не ставится, так как договоры заключались ранее. Недоумение экспертов вызвало назначение заместителем руководителя администрации губернатора Юлии Киселевой, которая возглавляла Василеостровский район и была уволена тем же Александром Бегловым в феврале как раз за неудовлетворительную уборку снега и наледи.

Сохраняется высокой протестная активность граждан, сопровождающая те или иные решения в сфере сохранения культурно-исторического наследия, экологии города. Миссия ЮНЕСКО, посетившая Петербург, выразила недовольство состоянием исторических зданий в центре города. Однако глава Петербурга заявил, что исполнение требований ЮНЕСКО о сохранении исторического центра города не представляется возможным, так как требует регулирования на уровне национального законодательства.

Вместе с тем, эксперты считают, что значительных рисков для Александра Беглова сегодня не просматривается, и равновесие элит ему поддерживать в целом удаётся. Вопреки слухам о скрытом конфликте между главой города и парламентом Санкт-Петербурга, депутаты под-держали Александра Беглова, согласившись с кандидатурами всех его заместителей.

Ряд экспертов высказали надежду на старт обновления хозяйственной элиты города после того, как стало известно о помещении судом 22 ноября под домашний арест бывшего гендиректора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Евгения Целикова. По версии следствия, Евгений Целиков совместно с иными лицам завладел денежными средствами ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на сумму не менее 1 миллиарда рублей.

В рассматриваемый период эксперты многое простили Александру Беглову за несогласие с планами Минстроя ввести в Петербурге к 2024 году 25,8 млн кв. метров жилья. Градоначальник выступил против, аргументировав это тем, что потребуется 600 млрд рублей, которых пока нет в наличии. Однако особо горячую поддержку получили следующие слова Александра Беглова: «Мы не должны быть пылесосом, собирая со всей страны жителей».

В то же время глава города теряет набранные очки буквально на ровном месте. В ноябре разразился скандал с ребрендингом северной столицы, в рамках которого был представлен более, чем спорный логотип Санкт-Петербурга, за разработку которого из бюджета было выплачено 7 млн рублей. Интернет отреагировал массовым флешмобом с карикатурами на этот логотип.

Дмитрий Разумовский (Калуга) ухудшил свои позиции в «Национальном рейтинге». Эксперты отмечают череду скандалов, связанных с уголовным преследованием муниципальных чиновников, а также провалы в городском хозяйстве.

Калуга признана одним их худших городов России по состоянию улично-дорожной сети. Правда, в городской администрации заявляют, что по сравнению с весенним периодом ситуация значительно выправилась. В этом году город впервые стал участником национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», благодаря чему отремонтировано свыше 50 километров дорог, и проведён масштабный ямочный ремонт. Также объявлен аукцион на выбор подрядчика строительства Северного обхода Калуги – дороги от Анненок до деревни Жерело протяжённостью 21 км. Начальная стоимость контракта – чуть более 12,5 миллиарда рублей. Средства, в основном, поступят из федерального бюджета, но мэрия может записать себе в плюс этот проект, который серьёзно улучшит дорожную обстановку в областном центре.

В Калуге приводят в порядок дворы — из 60, отремонтированных по программе «Формирование современной городской среды», в настоящее время принято 43 двора.

Однако по многим позициям городская администрация и мэр явно минусуют. Особо резкие высказывания экспертов «Национального рейтинга» связаны с планами высотной застройки Калуги, исторический центр которой составляют кварталы XIX-XVIII веков.

Не добавляет популярности главе города существенное повышение со 2-го полугодия 2020 года тарифов на коммунальные услуги.

В начале ноября 1-й заместитель губернатора области Дмитрий Денисов провёл внеочередное заседание регионального кабмина. На нём, в частности, обсуждалось задержание силовиками видных муниципальных чиновников: начальника управления ЖКХ Виктора Устинова и директора МБУ «Калугаблагоустройство» Евгения Бровкина. Задержания явились следствием проверки, проведенной в МУП «Калугатеплосеть» по поручению главы региона – Виктор Устинов возглавлял его до перехода на работу в управление ЖКХ.

Эти события в Калуге были охарактеризованы областной властью как яркий пример серьёзных проблем в сфере муниципального хозяйства.

Депутаты думы города Салехарда проголосовали за кандидатуру нового мэра – им стал доселе безвестный Алексей Титовский, работавший экспертом-консультантом аппарата окружного правительства. Он внёс интригу в процедуру выборов, заявившись в последний предусмотренный для этого день.

Эксперты подчеркивают, что новый мэр начинает работу на хорошо подготовленной предшественником почве. Экс-мэр Иван Кононенко проводил благоустройству, оптимизировал дорожное строительство. Вместе с тем, эксперты «Национального рейтинга» изначально «подозревали» главу ЯНАО Дмитрия Артюхова, занявшего пост осенью прошлого года, в желании поставить во главе административного центра округа своего человека. Так в итоге и произошло. Хотя, безусловно, нерешённых проблем в Салехарде, в котором относительно недавно почти абсолютно доминировали деревянные строения с канализациями-септиками, более чем достаточно.

Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов поздравил Алексея Титовского и ожидаемо выразил ему свою поддержку. Наблюдатели особо отметили слова губернатора о том, что он готов поддержать муниципалитет, выделив средства на снос ветхого жилья и строительство нового. На этой же проблеме Алексей Титовский акцентировал внимание при обсуждении городского бюджета на 2020 год. Градоначальник подчеркнул, что в Салехарде в ближайшее время начнётся строительство нового микрорайона примерно на четверть миллиона квадратных метров жилья. Алексей Титовский также инициировал аудит деревянного жилого фонда, который завершился в середине ноября: выяснилось, что треть домов из дерева находится в аварийном состоянии.

Наблюдатели полагают, что на пользу имиджу мэра идут шаги, демонстрирующие его открытость и готовность к диалогу с населением. Алексей Титовский предложил жителям составить список проблемных домов и объектов, заслуживающих первоочередного внимания. Градоначальник в интернете выразил готовность проехать по этим точкам по маршруту, предложенному людьми. Он призвал ямальцев оставлять в интернете комментарии с инициативами, которые помогут сделать город более безопасным и комфортным. Включение местным отделением «Единой России» Алексея Титовского в политсовет объективно укрепило аппаратные позиции мэра.

Однако пока большинство экспертов достаточно настороженно отнеслись к прошедшей в Салехарде ротации. Алексей Титовский, несмотря на бодрое начало, пока расценивается как тёмная лошадка, не имеющая никакого личного ресурса, которую в своих интересах ввёл в дело Дмитрий Артюхов. Разноречивые отклики вызвало появление у мэра личного пресс-секретаря (практика, ранее в ЯНАО не применявшаяся). Падение в Салехарде в канализационный люк ребёнка вызвал волну критики работы городских коммунальных служб, что тоже не пошло в плюс новому градоначальнику.

Как и предполагали эксперты «Национального рейтинга», городские парламентарии вновь выбрали Сергея Надсадина мэром Южно-Сахалинска. Его конкурент Роман Веденеев получил только 3 депутатских голоса. Таким образом, победа действующего градоначальника оказалась вполне убедительной.

В островной столице остается острой проблема ветхого жилья, которое зачастую было построено ещё в далекие времена освоения Сахалина. Наблюдатели говорят, что реновация стартовала в Южно-Сахалинске давно, но продвигалась до сего дня такими темпами, что обитатели ветхих зданий переселялись бы в новое жильё ещё несколько десятилетий.

Тем временем, эксперты обратили внимание на то, что федеральную огласку приобрёл скандал с общежитием в Южно-Сахалинске, которое является пристанищем для десятков семей – они могут быть выселены на улицу по суду. Недавно там покончила с собой многодетная мать. Депутаты областной думы в этой связи потребовали у чиновников мэрии объяснений. Это происшествие и развернувшиеся вокруг него события ухудшили положение градоначальника.

Вместе с тем, в Южно-Сахалинске на ближайшие годы намечено возведение новых кварталов, с созданной с нуля современной инфраструктурой. Город получит школы и скверы, новую филармонию, образовательный квартал, спортивный центр и манеж для легкоатлетов.

Финансирование из муниципального бюджета осуществляется только частично, значительную часть денег выделяют область и инвесторы. Так, конгресс-холл, гостиница и спорткомплекс будут построены на средства «Газпрома».

До сих пор не решена в городе проблема мест в детских садах. Если на начало 2017 года в областном центре насчитывалось 12 малышей до 3 лет, которых не могли устроить в садик, то на начало 2019 года их было уже 680, и эта цифра растёт. Уменьшить её может только строительство новых детских садов.

Мэр Южно-Сахалинска сообщил, что планы по изменению облика города уже представлены губернатору, и тот обещал всемерное содействие.

Большинство экспертов «Национального рейтинга» вполне благосклонно оценивают работу Сергея Надсадина и перспективы Южно-Сахалинска. Рассматриваемый период в этом смысле не явился исключением из общего правила.

Продолжился рост позиции в «Национальном рейтинге» Сергея Кузнецова (Новокузнецк). Эксперты связывают стабильное улучшение позиций градоначальника с успешным превращением бывшего металлургического «моногорода» в современный всё более комфортный культурный и спортивный центр более чем миллионной агломерации Новокузнецка и соседних с ним городов и посёлков.

Экспертами отмечается комплексность подхода городской администрации к застройке и развитию инфраструктуры города с очень большой площадью и сложной географической конфигурацией, в том числе к благоустройству отдалённых от условного центра районов. Эксперты оценили как весьма позитивную социальную ситуацию в городе. В частности, по плану начата реализация программы обеспечения льготников города универсальными социальными картами.

В октябре начата реконструкция с перекладкой коммуникаций «стержневого» для города и архитектурно значимого Проспекта Металлургов, заложенного ещё в 1930-е годы. Идёт строительство в Центральном районе нового большого торгово-рекреационного центра с ледовой ареной. Растёт число регулируемых светофорами перекрёстков и пешеходных переходов, повышается качество дорожного покрытия и безопасность движения по городу.

Среди упомянутых экспертами достижений — открытие в рамках национального проекта «Образование» детского технопарка «Кванториум-42». Также некоторые наблюдатели отметили коммуникации главы города с горожанами как через СМИ, так и через соцсети, а также внимание, которое уделяет мэр своевременному разъяснению действий администрации и информированию о планах развития Новокузнецка, качество и доступность этих контактов, обеспечивающих эффективную обратную связь жителей города с мэром.

Андрей МИРОНОВ

Политолог, политтехнолог. Руководитель Федерации изучения электоральной политики


Деятельность мэра Москвы Сергея Собянина необходимо рассматривать с двух сторон: потому что Москва – крупнейший мегаполис страны, и не совсем корректно ставить в один сравнительный ряд градоначальника российской столицы с мэрами большинства городов Российской Федерации. Статус московского мэра гораздо выше рассматривается в контексте руководителя субъекта Федерации, а не просто градоначальника.

Деятельность Собянина – как строителя, реноватора, человека, который улучшает жизнь жителей Москвы, можно рассматривать как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Из плюсов – те строительные проекты, которые запускает столичный мэр. Здесь же, впрочем, заложена и мина «отрицательного позитива» нему со стороны москвичей. Некоторые проекты, с точки зрения жителей столицы, считаются совершенно необдуманными.

Это правильная, но слишком краткосрочная реновация: в течение двух лет снести 5 000 домов… Такая история может очень тесно перекликаться и с Шиесом, с невозможностью выполнения данной задачи, а усугубляющим фактором может стать дополнительный приток мигрантов для реализации этой программы. В отдельных аспектах москвичи тему реновации воспринимают негативно. Например, строительство новых супервысотных зданий, вместо анонсированного максимума – не более 9-ти этажей, москвичи не принимают, потому что они уже лицезреют лужковское Сити, изуродовавшее вид центра Москвы, эти торчащие клыки жители российской столицы не воспринимают.

Опять же, нашумевшая плитка – тротуарная и бордюрная, которую, по горьким усмешкам москвичей, меняют каждую неделю. Город, конечно, преображается, но негатив к Собянину, как к градоначальнику, растёт.

Но его нужно оценивать не только как градоначальника, но и как политика. На мой взгляд, летние события сильно подорвали политический рейтинг Собянина. Теперь можно утверждать, что его нельзя рассматривать как возможного преемника Владимира Путина на президентском посту в случае транзита власти. Оправдания применения силы против жителей Москвы – это крайне негативный случай, и крайне негативное понимание сущности Собянина-политика.

Учитывая события минувшего лета, история Сергея Собянина как политического деятеля, судя по всему, уже не будет развиваться. Камень в воду брошен, и круги до сих пор расходятся по воде. Процесс над теми, кто участвовал в протестных шествиях, продолжается. Естественно, это не добавляет позитива образу Собянина.

Поэтому я бы не рассматривал фигуру Сергея Собянина как федерального лидера. Но как градоначальник, учитывая, что Москва – это основной финансовый узел страны, Сергей Семенович свой статус ещё может сохранить.

Александр БЕЗДЕЛОВ

Политолог. Директор Института региональной стратегии (г. Тюмень)


Мэр Тюмени Руслан Кухарук позиционирует себя как менеджер нового типа – технократ, человек, который внедряет новые способы управления муниципальным хозяйством, который пытается оптимизировать деятельность всех систем города в соответствии с вызовами времени, сделать город по образу современного учреждения.

В этой связи основной упор мэр делает, конечно же, на благоустройство. Несмотря на претензии общественников, на мой взгляд, по большинству вопросов организуются публичные слушания, таким образом, формируется обратная связь с жителями города. Да, глава Тюмени, как и большинство руководителей муниципальных образований, избирается не прямым голосованием. В то же время Кухарук, налаживая коммуникацию и диалог с горожанами, пытается сформировать легитимность кадровых решений муниципального органа власти. Есть в этом направлении определенные успехи: в частности, Тюмень входит в различные рейтинги эффективности, в том числе по уровню благоприятной среды, в том числе и для предпринимателей. Этому способствует не только довольно большой бюджет муниципального образования, но и рациональное управление этим бюджетом.

В этом году решено расширить набережную – это одно из ключевых решений власти, которое можно назвать и большим достижением при формировании бюджета; завершена в этом году постройка кольцевой автодороги вокруг Тюмени; организованы публичные слушания по бюджету региональной столицы. В тесной связи с региональным правительством уже сейчас начинается стройка по довольно серьезным новым социальным объектам – двум школам и поликлинике. В этой связи серьезно прорабатывается вопрос о формировании дублера кольцевой автодороги. Всё это довольно масштабные инфраструктурные объекты, которые воплощаются, конечно же, не без поддержки и взаимодействия со стороны исполнительных органов власти региона, но это – и серьезная работа, проведенная мэром столичного города.

Надо отметить, что мэр Тюмени не является центром консолидации элит. По сложившейся ещё со времен Сергея Собянина традиции, мэр Тюмени – это не политик – противовес главе региона, как это бывает в крупных региональных центрах. Глава города здесь традиционно входит в команду действующего губернатора. И Владимир Якушев, бывший губернатор Тюменской области, прежде занимал пост мэра Тюмени, и Александр Моор, нынешний глава региона, также прошёл проверку муниципальным управлением в связке с исполнительной властью региона. Теперь Кухарук, бывший заместитель градоначальника Моора, – эффективный участник этой сплочённой команды.

Анатолий КОРНЕЕВ

Политолог, председатель Краеведческого совета Ханты-Мансийска, член Союза журналистов


Столица Югры прочно заняла место в лидирующей группе рейтинга административных центров субъектов Российской Федерации. Мой анализ подсказывает, что это не случайно, ибо глава Ханты-Мансийска Максим Ряшин сумел смоделировать эффективно работающую структуру муниципальной власти и выстроить успешно и результативно действующие взаимоотношения с думой города, с органами государственной власти автономного округа и бизнес-структурами.

И эта работа даёт конкретные результаты, которые ощущают на себе горожане. Впрочем, судите сами.

Ханты-Мансийск вошел в список самых комфортных городов России по версии Минстроя РФ. Ведомство объявило результаты в начале ноября. Был рассчитан индекс состояния городской среды в 1114 населенных пунктах за 2018 год. Ханты-Мансийск набрал 187 баллов и занял 3-е место в Югре в своей размерно-климатической группе — средние города с тяжелыми климатическими условиями. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра занял 3-е место в УрФО и 27-е в Российской Федерации, получив 168 баллов.

Ханты-Мансийск сохранил право проведения Всемирной шахматной Олимпиады, в рамках которой пройдет и первая шахматная Паралимпиада, а также Конгресс ФИДЕ. Информация об этом появилась накануне на официальном сайте Федерации шахмат России. Ранее Ханты-Мансийск принимал Всемирную шахматную Олимпиаду в 2010 году.

Ханты-Мансийск вошел в тройку городов – лидеров по количеству проектов, получивших грант губернатора Югры. На грант в ходе второго конкурса было направлено 257 заявок от 215 некоммерческих организаций из 21 муниципалитета. Победителями стали 7 социально значимых проектов, на реализацию которых выделено более 48 миллионов рублей.

Муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Ханты-Мансийска» получит дополнительное финансирование из регионального бюджета. 731,7 млн рублей будут направлены на переселение граждан из аварийных домов и реализацию федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». В этом году в Ханты-Мансийске не снижаются набранные высокие показатели сноса аварийных домов. Уже переселены 152 семьи, под снос переданы 24 дома. Всего же в планах этого года — снос не менее 30 аварийных домов. Напомним, на сегодняшний день в городе 73 многоквартирных жилых дома признаны аварийными и подлежащими сносу в течение трёх лет. В прошлом году снесено 32 аварийных жилых дома, переселено 250 семей.

Ханты-Мансийск стал победителем Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами». Высокую оценку получил опыт Ханты-Мансийска по реализации концессионных соглашений в сфере образования, а также бюджетная политика столицы Югры, направленная на увеличение доходов городского бюджета, повышение инвестиционного климата, качество бюджетного планирования, мероприятия, направленные на повышение эффективности и результативности бюджетных расходов. Напомним, в декабре 2018 года глава Ханты-Мансийска Максим Ряшин подписал первые в России концессионные соглашения на строительство объектов образования. В рамках реализации соглашений в городе началось строительство двух общеобразовательных школ в микрорайонах «Учхоз» и «Иртыш-2» мощностью 1 056 и 1 725 мест соответственно.

Полномочный представитель президента в УрФО Николай Цуканов высоко оценил ход реализации национального проекта по формированию комфортной городской среды в Ханты-Мансийске в ходе своего рабочего визита в муниципалитет.

В Ханты-Мансийске одновременно ведется строительство четырёх общеобразовательных школ, четырёх спортивных комплексов, на завершающем этапе – обустройство нового микрорайона «Иртыш» с населением примерно 15 тысяч человек.

Программа по инклюзивному образованию «Инклюверсариум» средней школы города Ханты-Мансийска № 4 будет тиражироваться по всему Уральскому федеральному округу. Соответствующее поручение Полномочный представитель президента в УрФО Николай Цуканов дал после посещения образовательной организации.

Думаю, достаточно примеров. Добавлю лишь, что в зимний период все службы жилищно-коммунального и дорожного хозяйства города вошли без аварий, обеспечивают жизнедеятельность всех систем. И в этом, несомненно, заслуга требовательного, хотя порой и излишне жесткого главы города.

Илья ДОРХАНОВ

Политолог. Социолог (г. Санкт-Петербург)


Транспорт – кровеносная система современного мегаполиса. Любые изменения в этой сфере сразу же отражаются на качестве жизни людей, а значит, и на рейтингах политиков. Перед губернаторскими выборами Александр Беглов активно использовал в агитации тему развития транспорта в Санкт-Петербурге. Однако первые решения нового градоначальника в этой сфере едва ли можно назвать успешными.

В начале октября губернатор Санкт-Петербурга, наконец, открыл три многострадальные станции Фрунзенского радиуса – «Проспект Славы», «Дунайскую» и «Шушары». До этого сроки их запуска неоднократно переносились — как при Георгии Полтавченко, так и при Александре Беглове. Последние переносы были связаны с недоделками на станции и обосновывались требованиями безопасности. Скандалом обернулось сентябрьское «открытие» радиуса, когда собравшихся у новых станций горожан в итоге так и не пустили в метро, устроив лишь пробную поездку для Александра Беглова и журналистов. Однако даже после официального открытия на «Дунайской» со стен и потолка течёт вода, как это было ранее на «Беговой». Учитывая, сколько внимания приковано в городе к строительству метро, любые провалы на этом направлении (особенно после неоднократных обещаний всё наладить) весьма токсичны для рейтинга Александра Беглова.

Перед выборами одним из самых широко распиаренных жестов тогда ещё врио губернатора стал льготный проезд на городском и пригородном транспорте для некоторых категорий граждан. После выборов правительство города объявило о резком повышении тарифов в 2020 году: на наземный транспорт — до 55 руб., на метро — до 60 руб. Руководство города подчеркивает, что речь идет о стоимости разового билета, а цена на проездные останется неизменной. Однако столь резкий скачок цен всё равно вызвал нервную реакцию у многих горожан: из-за президентских и губернаторских выборов тарифы не повышались с 2017 года. Окончательное решение по данному вопросу пока не принято; произойдёт рост цен с января или с июля грядущего года — также неясно. Это создаёт отложенные риски, поскольку, как показывает опыт прошлых лет, повышение цен приводит к огромным очередям в кассах метро.

Ещё одна «транспортная» тема последних двух месяцев — обещанное Смольным упразднение маршрутных такси. Реформа предусматривает, в частности, замену 68 коммерческих маршрутов социальными и отмену ещё 237 как «дублирующих». На линии вместо микроавтобусов должны будут выйти единообразные автобусы большой вместимости. Однако пока в городском правительстве не уверены даже по поводу требований к возрасту закупаемых машин — звучат цифры от двух до семи лет. Нет ясности и по поводу того, насколько новые маршруты будут соответствовать старым, как они повлияют на транспортную связность города. Непродуманность реформы, нехватка финансирования и негативная реакция Федеральной антимонопольной службы ставят губернатора Петербурга в неудачное положение: он публично поддержал непопулярную меру, но не может пока назвать даже её точные параметры. Реформа предстаёт перед горожанами не только непопулярной, но и «сырой».

Пока транспортная политика нового губернатора выглядит довольно хаотично, а частично и вовсе выстраивается не им, а федеральной властью (как та же отмена маршруток) или логикой решений его предшественника. Однако репутационные издержки от неудачных решений неизбежно будет нести Александр Беглов. Косметическими улучшениями ситуацию переломить не удастся. Губернатору нужны реальные достижения в транспортной сфере, чтобы она перестала регулярно подпитывать негативную повестку дня.

Владислав САХАРЧУК

Политолог, директор сайта городской жизни «kaluga24.tv» (г. Калуга)


Рабочая атмосфера лета – а в Калуге, как и во многих других регионах, в сезон отпусков реализовывались масштабные работы по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: всевозможные виды ремонта – перетекла в осень, как и критика администрации со стороны общественности. При производстве работ подряд взяла одна из липецких организаций, которая не справилась с заданием, заказчикам пришлось менять исполнителя «на переправе», а работы на достаточно масштабном участке, включающем 27 калужских улиц, среди которых и центральные, пришлось остановить, соответственно, сдвинулись сроки реализации.

С ситуацией, хоть и не без труда и имиджевых потерь, но справились: ремонты дорог в целом доделаны, все необходимые слова и объяснения для общественности и СМИ даны. На мой взгляд, уроки извлечены, тем более, что проект будет продолжен и в 2020 году.

Жару в осень добавили аресты нескольких калужских начальников, среди которых – руководитель управления ЖКХ города Виктор Устинов. Хотя дела, которыми интересовались органы, относятся, прежде всего, к периоду работы прошлой городской администрации (2015-2016 гг.), эти события, так или иначе, активизировали критику в адрес нынешних властей, как областных, так и городских.

В целом осень, да и весь год, преподнесли Дмитрию Разумовскому много испытаний, которые обнажили системные проблемы, но и дали импульс их разрешению. Особенно это касалось сферы городского хозяйства. Передача ранее функции оказания услуг по уборке и обслуживанию города на аутсорсинг и плохой контроль над подрядчиками привёл к плохому качеству этих услуг и хроническому недофинансированию муниципальных служб, что спровоцировало уход из этих организаций профессиональных специалистов. Сегодня же принято необходимое решение по укреплению позиций города в системе городского хозяйства, укреплена материально-техническая база организаций по благоустройству, уборке дорог, закуплена новая техника. В течение 3-5 лет мы ожидаем позитивную отдачу от этих решений.

Администрация пошла не по пути наведения внешнего лоска, а вложила, хоть и небольшие, средства в фундамент благополучия городских муниципальных предприятий, что стратегически верно.

Игорь БАРАНОВ

Политический консультант, аналитик, социолог. Координатор KD Group Political Consulting (г. Сочи)


Два месяца с небольшим прошли со дня выборов главы города Сочи. И Алексей Копайгородский сразу начал с того, чего ожидали практически все жители — произвёл полную ротацию верхушки муниципальной власти, то есть всех вице-мэров и глав внутригородских округов.

Новая метла метёт по новому, и подтверждением этому стало решение Алексея Копайгородского совместно с ОАО «РЖД» по реконструкции центральной привокзальной площади. Как отметил Алексей Копайгородский, «запрос на реконструкцию площади есть у всего населения города и многочисленных туристов. Мы вместе с жителями считаем, что площадь должна быть с современной инфраструктурой, с гостевой парковой, удобными подъездными путями. Также она должна быть адаптирована и для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья».

Как отмечал ряд экспертов, в частности, коммунист и общественник Сергей Бернасовский, сегодня главная задача, стоящая перед новым главой Сочи, это приведение в порядок жилищной инфраструктуры, соблюдение норм градостроительства. В предыдущем комментарии я отмечал, что серьезное беспокойство сочинцев вызывает массовая самовольная застройка оползневых земель, в частности, в микрорайоне Бытха. И одним из первых поручений Алексея Копайгородского стало прекращение хаотичной частной застройки склона горы Бытха. Мэр подчеркнул, что «уникальный лесопарк площадью около 100 гектаров должен быть сохранён для местных жителей. Основной задачей города является присвоение зелёному массиву статуса особо охраняемой природной территории. В ближайшее время будет создана рабочая группа по сохранению земель. Для этого общественников призвали работать в тесном взаимодействии с администрацией и правоохранительными органами». Также глава города поручил восстановить инфраструктуру и продумать элементы благоустройства: пешеходные дорожки, освещение и так далее. Конечно, такое решение нового главы я и другие жители микрорайона Бытха можем только приветствовать.

Алексей Копайгородский ввёл новый формат встреч с жителями города. В частности, личный приём жителей Центрального района он провёл совместно с прокурором города Игорем Грязновым. В ходе общения от жителей микрорайона Донской прозвучала просьба о замене покрытия дорожного полотна на улице Тимирязева в районе пересечения с улицей Высокогорной. Помимо дороги, там требуется обустройство уличного освещения и тротуаров, а также нанесение разметки и установка дорожных знаков. Этот вопрос был взят на особый контроль и передан на исполнение в районную администрацию.

Из минусов нового главы города стоит отметить недовольство пассажиров муниципального транспорта поднятием цен на проезд в автобусах на 2 руб. до 28 руб.

Жители микрорайона «Мамайка» обратились к главе Сочи с просьбой выдать заключение государственной экологической экспертизы на ряд строящихся жилых домов в связи с законодательным признанием курортов Сочи «особо охраняемыми территориями, имеющими федеральное значение». Алексей Копайгородский отписал данное письмо в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, который ответил, что «данные объекты не подлежат государственной экологической экспертизе».

Инициатор этого письма Сергей Бернасовский считает, что данный ответ является отпиской и олицетворением двойных стандартов, ведь сам же Алексей Копайгородский поручил добиться присвоения зелёному массиву микрорайона Бытха статуса особо охраняемой природной территории.

В любом случае, деятельность градоначальника отличает большая открытость в сравнении с его предшественником Анатолием Пахомовым, учёт мнения рядовых жителей, более оперативное реагирование на болевые точки города.

Антон ЧАБЛИН

Политолог, журналист. Главный редактор портала «Акценты»


Нового мэра Сочи Алексея Копайгородского в регионе называют удачным выбором губернатора Кондратьева. Копайгородский предстаёт перед общественностью в образе борца с коррупцией, своего рода ревизора. Сейчас он начал себя позиционировать как человека, который, засучив рукава, занялся решением застарелых проблем Сочи.

Помимо активной работы в социальных сетях, Копайгородский продолжил линию предшественника Анатолия Пахомова, который часто встречался с населением. Копайгородский уже провёл несколько встреч с жителями Сочи и не преминул кинуть камешек в огород, а, вернее, в «парк» бывшего мэра, который очень гордился местным парковым хозяйством. Копайгородский раскритиковал состояние «Ривьеры», в частности, указал на неурегулированность земельных отношений, не оформленное в собственность имущество этого муниципального предприятия. Копайгородский сказал, что всё, что там делалось до него, нелегитимно, поэтому нужно проводить инвентаризацию, избавляться от самостроя, заниматься ревизией аттракционов и так далее.

Взялся Копайгородский также за незаконную уличную торговлю, проблемы обманутых дольщиков и другие очень болезненные для города вопросы. Но пока эти все его дела пребывают на уровне декларации, одной из многих, которую поспешил сделать мэр Сочи.

Копайгородский поставил высокую планку общественных ожиданий, и люди будут оценивать его по тому, что он предъявит в начале следующего года.

Но непонятно, как он планирует реализовать все свои обещания. Очевидно, что неминуемым ответом его вызовам будет противодействие местных элит. За тем же Пахомовым стоит мощная подпитка старого чиновничества и силовиков.

С другой стороны, нельзя забывать о влиянии на местные протесты федеральных структур. Буквально несколько недель назад премьер-министр России Дмитрий Медведев безвозмездно передал огромную часть Имеретинской низменности образовательному центру «Сириус». В этом жесте прямо читается федеральный интерес к Сочи.

И Копайгородский в этой связи представляется главой не просто города, а, по сути, города федерального значения, одна из основных задач которого — умение выстраивать отношения с различными элитами. Надо полагать, что Копайгородский проявит способности функционера и не будет обострять отношения, что не очень получалось у его предшественника Пахомова.

Андрей ПОЛУХИН

Политолог, историк (г. Новокузнецк)


Региональная власть не снижает внимания к вопросу развития исторического и промышленного центра Кемеровской области – Новокузнецка. 9 октября прошло расширенное заседание коллегии по развитию Новокузнецка с участием губернатора Кузбасса Сергея Цивилева. С основным докладом «Новокузнецк в 2019 году: на старте к достижению целей» выступил глава города Сергей Кузнецов. Озвучены любопытные планы развития. Хотя, на мой взгляд, эти планы и цели не столь масштабны и содержательны, как в столичном Кемерово, и не соответствуют той роли, которую играет в регионе Новокузнецк. Город явно достоин более серьёзных проектов развития и инфраструктурных решений.

В исследуемый период кузнецкому градоначальнику, помимо решения текущих вопросов, приходилось решать злободневные проблемы с общественно-политическим уклоном. Так Сергей Кузнецов встал на сторону широкой общественности и отказал угольщикам в расширении их деятельности в Листвягах (разрез «Бунгурский-Северный»). Это положительный момент. Также можно записать в плюс городской власти получение долгожданной квартиры сиротой Игорем Горлановым.

В октябре-ноябре началась капитальная реконструкция проспекта Металлургов – жемчужины кузбасской архитектуры. Этого ремонта ждали около полувека. Сталинский центр города великолепен, но там не было, например, ливневой канализации. Возникли рабочие трудности с изменением движения общественного транспорта, пробками на дорогах. Но горожане с пониманием относятся к происходящему. Продолжается реконструкция Бызовского шоссе. Мэрия постоянно развивает светофорные объекты, в городе их стало довольно много.

В рамках подготовки к Международным спортивным играм «Дети Азии – 2023» в Новокузнецке и ряде городов юга Кузбасса заложены новые спортивные объекты двойного назначения. Планируется, что там будет, если надо, и концертная площадка.

Заметное событие – открытие детского технопарка «Кванториум-42» в рамках нацпроекта «Образование».

Из неприятного: пришлось принимать решение о росте коммунальных тарифов с июля 2020 года. Но это пока не ближайшая перспектива.

В целом же период прошел без потрясений и каких-либо серьёзных проблем.

Александр СКИПЕРСКИХ

Политолог, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Национального исследовательского университета Высшая школа экономики


Евгения Уваркина была назначена врио главы города Липецка 1 апреля 2019 года, а 25 июня официально стала главой города, пройдя достаточно нервозную процедуру голосования в Липецком городском Совете депутатов. Единодушие в отношении её кандидатуры не было достигнуто, и это может быть неким важным уточнением, говорящим об элементе неожиданности, что характеризует любые демократические установления. Легитимация Евгении Уваркиной в качестве градоначальника совпадала по времени с избирательной кампанией Игоря Артамонова. Мэра Липецка и врио губернатора области тогда можно было часто видеть вместе на различных городских объектах, что показывало заинтересованность и нового мэра, и потенциального губернатора в совместном решении проблем городской инфраструктуры. Пара молодых политиков смотрелась довольно органично. В Липецке были определены объекты, нуждающиеся в скорейшей реконструкции. Подобная активность власти, заинтересованной в быстрых и эффективных действиях на публику, подробно освещалась лояльными администрации СМИ, демонстрируя невероятную энергию новых молодых хозяев города и региона.

Евгения Уваркина изначально позиционировалась в Липецке как бизнесмен с федеральными связями, совладелец агрохолдинга «Трио», частью бизнеса которой был сахарный завод в Ельце. Серьёзная поддержка в развитии группы компаний оказывалась и бывшим главой региона Олегом Королёвым. Есть ощущение, что фигура главы областной столицы есть результат некоего компромисса, достигнутого между Игорем Артамоновым и Олегом Королёвым, потому как назначение нового мэра означало отставку прежнего главы г. Липецка – Сергея Иванова, вернувшегося руководить Тербунским районом.

Вообще нужно отметить, что чиновники в период руководства Липецкой областью Игорем Артамоновым очень легко перемещаются по горизонтали и устраиваются на новые тёплые места, получая «золотые парашюты» в форме новых, подчас нелогичных позиций, хотя зачастую главой администрации области декларируется обратное. В частности, не совсем понятно, по каким критериям получил должность советника губернатора бывший глава города Ельца Сергей Панов, результатами деятельности которого Игорь Артамонов был явно недоволен. Бывший начальник департамента культуры г. Ельца Татьяна Орехова моментально находит работу директором драматического театра «Бенефис» в условиях едва ли не тотальной безработицы в городе. Примеров быстрого трудоустройства бывших чиновников на новые позиции в Липецкой области предостаточно на контрасте с безысходностью основной массы населения.

Что касается Евгении Уваркиной, то, на наш взгляд, есть реальные проблемы с её вхождением в функциональное поле градоначальника. Вроде бы, ситуация располагает к этому на фоне поддержки губернатора. Также позитивно выглядит и недавняя информация о том, что Владимир Лисин оказался крупнейшим плательщиком НДФЛ с прибыли своей компании в Липецкой области, что обеспечивает 7% поступлений региона по данной статье доходов.

Липецк – сложный социальный организм, и управление им не может рассматриваться как управление отдельно взятой компанией. Дефицит общественной легитимности наверняка будет восполняться Евгенией Уваркиной через попытки создания позитивного впечатления о себе, частью которого можно назвать вышедшую недавно статью в издании «Forbes».

Действительно, есть ощущение, что проблемы нового главы города больше, чем мы предполагаем. Истинное положение дел не становится предметом освещения лояльными власти медиа. Иначе чем можно объяснить интерес Игоря Артамонова к состоянию дел с благоустройством города? В ноябре губернатор осматривал новые остановки на пр. Победы, что явно пересекается с функционалом мэра. Периодически заметны комментарии главы региона по поводу аварийности домов в Липецке, кадровой политике и необходимости проведения общественных слушаний, что снова представляет собой рабочее поле главы города. Нужно понимать, что постепенно, скорее всего, будут обостряться отношение между Евгенией Уваркиной и старой гвардией экс-губернатора, в которую входят представители крупного строительного бизнеса, имевшие полный карт-бланш в городе в бытность Михаила Гулевского и Сергея Иванова.

Достаточно показателен комментарий спикера Липецкого горсовета Игоря Тинькова на недавней пресс-конференции, опубликованный в издании «Коммерсантъ». Он отметил, что лично ему не нравится кадровая политика Игоря Артамонова, приглашающего на ключевые позиции варягов. Вполне возможно, что в ряду вице-губернаторов, не связанных с липецкой землёй, подразумевается и новый липецкий мэр. Тезис Игоря Тинькова не является каким-то откровением, он очевиден, равно как и выглядит довольно запоздалым.

Как будет дальше развиваться ситуация, покажет время, хотя уже понятно, что решение реальных проблем населения требует гораздо больших усилий и консолидации всех здоровых и интеллектуальных сил города и региона. Евгении Уваркиной, рано или поздно, будет необходимо справиться с дефицитом общественной поддержки. Довольно сильный негативный фон исходит и из Ельца, где есть обеспокоенность населения неприятным запахом с сахарного завода, непосредственное отношение к которому имеет компания «Трио». Проведённой реконструкции «Быханова сада» и развески праздничной иллюминации, подсвечивающей город вместо нормального освещения, будет явно мало для нормализации общественного доверия к новому мэру.

Дмитрий ЕВСЮТКИН

Политолог. Руководитель аналитической группы «Запад» (г. Калининград)


Октябрь-ноябрь – традиционное время, когда Калининград переходит на режим отопления, время жалоб населения на то, что топят или «сильно» или «слабо».

В этом году потока жалоб не наблюдается, что многие эксперты связывают с увольнением правой руки бывшего мэра Калининграда Александра Ярошука – Эдуарда Куровского с должности директора «Калининградтеплосети». Увольнение почти всей команды экс-мэра из городского хозяйства, несомненно, сыграло свою положительную роль в его нормальном функционировании.

Однако проблемы есть, и их немало. Но если горожане выражают своё недовольство, то связано это с тем, что многие не понимают, в чём суть разделения региональной и городской властей.

Мэрия уже несколько лет не имеет отношения к выдаче разрешений на строительство многоквартирных домов, которые продолжают штамповаться с пугающей скоростью. Этим занимается администрация губернатора Антона Алиханова.

Мусор, который, с введением единого оператора, с улиц убирается из рук вон плохо, тоже сейчас не является зоной ответственности городских служб. Это сектор деятельности правительства региона.

И, наконец, непрекращающиеся скандалы в региональной медицине, трудности с обеспечением населения лекарствами, нехватка врачей и больниц – это тоже недоработки администрации области, которые не имеют отношения к команде Алексея Силанова.

То есть, самые острые проблемы горожан, начиная с капремонта и заканчивая медициной, лежат вне уровня компетенции мэрии, но население об этом просто не знает.

Тем не менее, городские власти идут в русле современных трендов, и в Калининграде вскоре появятся и площадки для раздельного сбора мусора, и электробусы. Алексей Силанов также заявил о том, что в зимнее время значительная часть покрытий в городе будет обрабатываться соляным раствором, а не песчано-соляной смесью, от которой Калининград до следующего сезона покрывается пылью и грязью.

Городские власти планируют отменить левые повороты на перегруженных городских магистралях. Старая схема приводит к вечным пробкам на оживлённых улицах. Установка в городском транспорте валидаторов и все неувязки, связанные с их внедрением, уже отработаны. Это существенно сократило и время в пути автобусов и маршруток, и общие расходы на зарплату сотрудников.

В целом октябрь-ноябрь в Калининграде прошел довольно спокойно, но большинство экспертов и общественников выражают недовольство тем, что роль мэра как в политическом, так и в хозяйственном плане сводится к нулю. И дело тут не только не в отсутствии у Алексея Силанова политической воли и способности «держать территорию». Региональные власти собираются переподчинить себе «Водоканал» (довольно рентабельное, после вложения в него миллиардов, предприятие), и с учётом этого получится, что городские власти управляют городом только номинально. Мэрия полностью теряет какое-либо влияние. От неё не зависят ни облик города, ни газ, свет и вода в нём, ни состояние инфраструктуры.

Если так пойдёт дальше, то очень скоро рейтинги мэров сойдут на «нет», и их работу будет оценивать, к примеру, АСИ по заданным из Сколково урбанистическим показателям. Потому что и городские власти – как политические структуры, имеющие обязанности и права по решению насущных городских проблем – сходят на «нет». И становятся просто ещё одной безвольной структурой в рамках региональных правительств.

Сергей СМИРНОВ

Политолог, генеральный директор фонда «Прикладная политология», исполнительный директор филиала клуба политического действия «4 ноября» (г. Ростов-на-Дону)


22 октября, как ранее и предполагалось, новым главой администрации Ростова-на-Дону стал Алексей Логвиненко. Хотя к организации конкурса у местных журналистов было немало вопросов. В частности, было бы гораздо понятнее и логичнее, если бы в его финал вместе с Алексеем Логвиненко вышел федеральный секретарь «Партии роста» и глава Ассоциации защиты бизнеса Александр Хуруджи (который сейчас живет в Москве) или министр промышленности и энергетики Ростовской области Игорь Сорокин (ещё недавно работавший мэром Новошахтинска). А депутаты Ростовской городской думы затем бы просто проголосовали «за своего, за ростовчанина».

Это обстоятельство, судя по всему, ещё долго будут припоминать Алексею Логвиненко. В остальном ни в предыдущие полгода его работы в качестве врио главы администрации, ни в течение первого месяца работы уже в качестве «официального» главы администрации особых претензий к нему нет. Он достаточно успешно решает даже старые, доставшиеся ему в наследство от его предшественников, Сергея Горбаня и Виталия Кушнарева, городские проблемы, например, неудачно организованную и запущенную транспортную реформу. Да и отопительный сезон в Ростове начался без каких-либо срывов. И если зимой ему удастся быстро и эффективно организовать расчистку Ростова от снежных заносов (в прошлые годы они не раз парализовали жизнь города), то всем придется признать, что Алексей Валентинович – лучший сити-менеджер.

Параллельно с этим Логвиненко существенно обновил городскую администрацию, в частности, назначил трёх новых заместителей, причем, его первым заместителем стал ещё один выходец из силовых структур Юрий Овчинников.

Что характерно, губернатор Ростовской области в ходе подготовки и проведения конкурса дистанцировался от кандидатуры Алексея Логвиненко. Что дало ему возможность довольно резко критиковать деятельность горадминистрации: «Администрация города должна быстро, я бы сказал, молниеносно реагировать на запросы горожан. Главе администрации Ростова требуется точное понимание запросов жителей нашего города».

Ольга БАРХАТОВА

Политолог, политтехнолог, председатель общероссийской общественной организации «Народоправие». Директор Агентства политических технологий и бизнес-коммуникаций


Период октября-ноября 2019 года нельзя назвать богатым на значимые события, касающиеся магаданского муниципалитета и лично мэра города Ю. Ф. Гришана. Наблюдается определённое затишье в отношениях «муниципалитет-народ» и «муниципалитет-региональная власть» с точки зрения информационных поводов для СМИ. Среди таких поводов можно отметить продолжающуюся войну муниципалитета с засильем крыс в городе, облюбовавших себе в качестве места обитания помойки около жилых домов. На текущий момент боевые действия выигрывают грызуны, хотя муниципалитет и рапортует об определённых локальных успехах, таких, как «зачищенная» от хвостатых вредителей помойка около одного из многоквартирных домов. В этом можно усмотреть забавное продолжение борьбы мэра с животным миром: от борьбы с бродячими собаками к борьбе с голубями и, в настоящий момент, с крысами.

Однако есть и отличия: если ранее жители города относились нейтрально или отрицательно к инициативам мэрии, то к этой инициативе относятся положительно и, если и критикуют мэра, то лишь за недостаток усилий по решению проблемы грызунов в городе.

Вместе с тем, есть и позитивные моменты: строительство парка «Маяк» выходит на финишную прямую, что не может не радовать горожан – так как новое место общественного отдыха уже на текущем этапе стало популярным среди населения, большинство горожан с нетерпением ждёт его открытия. Нельзя не отметить, что проект парка уже стал победителем нескольких профильных конкурсов.

В конце ноября в город пришла настоящая зима, заявившая о себе обильным снегопадом, затруднившим движение по городу. В целом с последствиями снегопада, с точки зрения базовой проходимости транспорта по основным улицам, коммунальные службы справились в течение суток, что достаточно оперативно. Однако жители жалуются на состояние тротуаров и дворовой территории, которые не расчищаются оперативно. Впрочем, через сутки после окончания снегопада преждевременно говорить о том, что коммунальные службы выполняют свою работу нерасторопно.

Продолжение статьи во второй части ...
Полная версия публикации
Политика 25.11.2019 12:00
Россияне митингуют по 5 раз в день
Экономика 26.11.2019 10:07
Долги россиян передают коллекторам через полгода просрочки
Общество 27.11.2019 16:54
Дорога между двух столиц