russia-rating.ru — 30.03.2022 09:50

Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2022) - часть 1

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за январь-март 2022 года.

Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.
Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей.
Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России. Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»).
Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов, в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.
Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. Именно анкеты являются основным источником, на основании которого выстраиваются таблицы исследования, формулируются тексты его аналитической части.
Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой в рейтинге одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества. При этом эксперты, высказывают своё мнение в «Национальном рейтинге» не зная итоговых результатов исследования.
В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) в «Национальном рейтинге мэров» делается акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов. Хотя, безусловно, не всегда экспертам удается отделить местную и региональную повестку от федеральной.
Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).

Алексей МАРТЫНОВ
Политолог, директор Института новейших государств


Несмотря на всю сегодняшнюю повестку, тревожную и связанную с соседним государством, сошедшим с ума, и действиями России, которые носят вынужденный, безусловно, крайний характер, несмотря на военную операцию, жизнь продолжается.
Поэтому продолжается реализация ранее намеченных планов, идёт муниципальная реформа, это касается жизни всей страны. Это такое логическое продолжение реализации тех конституционных поправок, которые были приняты в прошлом году на всенародном референдуме. Закон о публичной власти – трансляция скорректированных конституционных принципов во все системы управления, в том числе и муниципальный уровень. Крайне важно для всех регионов страны: эта система управления использует лучший международный опыт и национальные традиции местного самоуправления.
Как раз идёт второе-третье чтения в парламенте, в этом году реформа будет реализована и окажет влияние на жизнь практически всех регионов страны.
Что будет: с одной стороны, реальное вовлечение людей в систему местного самоуправления. В организацию жизни. А во-вторых, распределение, в том числе и распределение ответственности с точной формулировкой этих зон ответственности.
Перекошенная система 90-х годов не позволяла часто многие вопросы решать быстро, «здесь и сейчас», хотя ничего сложного в них не было. Потому что не были определены границы ответственности. Эта создавало определённые коррупционные поля.
Нынешняя муниципальная реформа принципиально масштабная. Сейчас заканчивается парламентская часть этого процесса, и мне кажется, несмотря на загруженность повестки мероприятиями в соседнем государстве, имеет смысл думать о будущем, смотреть шире и не сбавлять темпов начатого.

Ирина БУЛГАКОВА
Руководитель комиссии Общественного совета при Минстрое, председатель Экспертного совета комиссии по строительству и ЖКХ Государственной Думы ФС РФ


Отрасли жилищно-коммунального хозяйства всегда – и в первую очередь в сложное для страны время – являлись системами, обеспечивающими надежность быта и повседневной жизни наших граждан. Амбициозные задачи реализации национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни», связанные со строительством 1 млрд кв. м жилья до 2030 года, а потом и его эксплуатации, не теряют актуальности. Однако предстоит большая работа, ведь продолжает нарастать уровень физического и морального износа существующей коммунальной инфраструктуры. Нормативный срок отслужили около 60% основных фондов. Есть данные технической инвентаризации, согласно которым в стране физический износ основных фондов котельных составил 55%, тепловых сетей — 63%. Требуют срочной замены около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации.
В целом ряде муниципальных образований износ коммунальной инфраструктуры достиг критического уровня. Именно поэтому чаще всего люди в регионах жалуются на качество услуг отопления, вывоз мусора и текущий ремонт. Основной резерв решения проблем нужно искать «внутри» отрасли ЖКХ: в тарифной составляющей предусмотрены статьи на инвестиционные программы предприятий коммунального комплекса, которые должны быть взаимоувязаны с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, схемами тепо- и водоснабжения, водоотведения. Нужна срочная актуализация таких схем и инвестиционных программ.
В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложную систему, которая состоит из множества взаимосвязанных составляющих, большого количества различных организаций, нацеленных на создание условий для устойчивого функционирования всего фонда недвижимости и систем жизнеобеспечения. Важную роль в этих процессах играет общественная и профессиональная экспертиза, профессиональное сообщество.
Анализ сложившейся ситуации показал, что по направлениям деятельности в сфере ЖКХ создано множество объединений (ассоциаций), зачастую так или иначе дублирующих друг друга, которые зачастую созданы в целях по сути лоббирования интересов отельного сегмента, и это приводит к невозможности формирования консолидированной экспертной позиции рынка в целом. Для того, чтобы объединить сообщество, недавно создана Ассоциация предприятий ЖКХ «Объединённый жилищно-коммунальный совет» – экспертная площадка, на которую могут опираться органы власти при принятии решений по вопросам ЖКХ.

Дмитрий ЕЛОВСКИЙ
Генеральный директор коммуникационного агентства «АКТОР»


Сегодня можно выделить несколько основных бюджетно-политических тенденций, которые коснутся мэров городов, крупных и мелких, но крупных – в первую очередь.
Первое, с чем сталкиваются сейчас абсолютно все муниципалитеты, – постоянное удорожание строительных материалов, в результате чего растёт сметная стоимость тех социальных объектов, которые запланированы для финансирования из местного бюджета и на условиях софинансирования – из местного регионального и федерального бюджетов. Это очень серьёзная сейчас проблема, потому что, например, ныне в бюджете, скорее всего на 15-20% даже на февраль, была заложена меньшая сумма, чем реальная стоимость этих объектов, которую мы наблюдаем сегодня.
В настоящее время на федеральном уровне, насколько я помню, принят, либо будет принят в ближайшее время, закон, который позволит региональным правительствам расширить свой резервный фонд для того, чтобы дофинансировать такие объекты в случае превышения их сметной стоимости. Этот механизм позволит быстрее реагировать на ситуацию и всё-таки довести большую часть запланированных на этот год объектов до завершения. Для мэров это очень серьёзное подспорье, федеральная власть здесь достаточно быстро реагирует в связи с меняющейся ситуацией и старается помочь мэрам крупных городов.
Вторая тенденция связана с теми событиями, что происходят на внешних рубежах России, и с санкциями: резкое падение доходов муниципалитетов, потому что многие бизнесы остановили свою работу, переехали, или лишились своей работы граждане. Поэтому мэры крупных городов, которые очень сильно привязаны именно к НДФЛ и имущественным налогам, очень остро сейчас почувствуют падение доходов. Скорее всего, в пределах разумного они будут получать помощь из регионального бюджета: в принципе, федеральное правительство уже об этом говорит, что будет увеличен объём трансфертов для регионов. Соответственно, мэры вполне могут претендовать на часть этих денег для того, чтобы закрывать прорехи, возникающие в результате снижения экономической активности.
Третья большая тенденция – работа мэров в политическом поле. Сейчас очень сложная ситуация с общественными настроениями, особенно в части оценки специальной военной операции на Украине. С одной стороны, есть огромный объём поддержки этой военной операции, измеряющийся в 60-70%, с другой стороны, есть очень не маленькое ядро, в размере примерно 10%, которые не приемлют военную операцию. Это приводит к попыткам инициировать массовые выступления, причём целенаправленно, в том числе и поддерживаемые из-за рубежа. Так как массовые выступления, по задумке авторов, должны проходить в крупных городах, то на их мэров ложится, в числе прочего, очень серьёзная работа по пресечению несанкционированных массовых выступлений. В том числе: вести разъяснительную работу с гражданами, своим рейтингом удерживая уровень поддержки, который сейчас есть у специальной военной операции, потому что всё равно часть городских элит, часть горожан ориентируются и на мнение собственного руководителя.
И это довольно серьёзная история: необходимость включения мэров в этот процесс – и через проведение публичных акций, которые направлены на поддержку специальной военной операции, и на разъяснительную работу, включая соцсети и СМИ. Те мэры, которые активно примут участие в этом процессе, они, естественно, укрепят своё положение, в том числе и в глазах федерального центра. А градоначальники, не проявившие активности, либо попытавшиеся скрыться от этой ответственности, конечно, серьёзно потеряют в глазах и Центра, и политического менеджмента на региональном уровне.
Поэтому для мэров нынешняя геополитическая ситуация – масштабная проверка на умение работать в экстренной, стрессовой ситуации в интересах своей страны.

Алёна АВГУСТ
Политтехнолог, специалист по связям с общественностью


Сегодня всё российское общество находится в состоянии неопределённости. И это понятно. Ситуация, в которой мы оказались – санкции, галопирующие скачки курса валюты, смена платёжной политики в области отношений с западными партнерами, – это, казалось бы, большая политика, не касающаяся глав городов. Но это не так.
И поэтому мэрам важно сейчас выступать в образе и роли хорошего коммуникатора, человека, которому верят, человека, который достоверно и взвешено преподносит информацию, потому что хуже всего, когда в кабинете мэр говорит одно, за дверью кабинета – другое, а ближнему кругу – третье. И вот это рассогласование никак не работает на то, чтобы людям становилось понятнее и спокойнее в том мире, в котором мы живём сейчас.
Второе: хороший мэр – хороший переговорщик. Потому что сейчас нужно вести переговоры с бизнесом, которому тяжело, с социальными структурами, которые тоже находятся в подвешенном состоянии. Помогать людям находить новые варианты решения задач, которые ставит перед нами жизнь, а это значит: поддержка бизнеса, помощь и налаживание связей, коллабораций и партнёрств. Помощь в принятии смелых решений. Допустим, нашей стране отказали в поставках европейских шин: надо узнать, есть ли регионы, которые готовы быстро организовать производство.
То есть, в чём роль мэра? Это и возможность выбить любую поддержку для людей.
Что касается политики: мы видим, как людям сложно. Должность мэра – не самое большое счастье, потому что ты всё время под прицелом, всё время среди проблем, особенно сейчас. И далеко не все сегодня горят готовностью избираться на новый срок. Мало кто заявляет о своих претензиях. Хотя обычно оппозиционные представители в преддверии выборов чуть ли не с начала календарного года начинают говорить о себе, а сейчас как-то они поутихли. Потому что все понимают: в этой ситуации важно не разглагольствовать и красиво говорить с трибуны, а просто пахать, работать.
Собственно, к мэрам сейчас именно такие требования.
В ситуации, когда происходят большие внешнеполитические события, внутренняя политика становится болезненной. И опять же, важно правильно всё разъяснить людям. На фоне переломных вех продолжает рассматриваться не менее знаковый закон о публичной политике. И понятно, что любые нововведения – всегда тревожные, непонятные. И мы видим, что регионы реагируют по-разному. Некоторые рекомендации с мест фактически меняют суть реформы с точностью до наоборот, и если этим рекомендациям следовать, пришлось бы переписывать закон, но он такой, какой есть. Всё, что приносит экономию, – хорошо, всё, что работает для удобства людей – хорошо. Важно найти эту золотую середину, а то, что изменения должны произойти, и насколько важно с ними не затягивать, сегодня как никогда очевидно. Мы видим это сейчас в области большой политики, а малая политика – она как зеркало – всё отражает.

Антон ТИМЧЕНКО
Политконсультант. Партнёр Консалтингового бюро Т&М. Член Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО)


После конституционных поправок 2020 года начался процесс переформатирования всей властной вертикали – муниципальная власть законодательно оформлена как звено единой системы публичной власти. Проявившийся до этого тренд на выхолащивание автономии местного самоуправления и его зависимости от региональной власти развивается вполне линейно. Он находит своё отражение, в частности, как в постепенном исчезновении типа «мэров», избираемых на прямых выборах, так и в контурах муниципальной власти, которые закрепляет законопроект о реформе местного самоуправления, пока «поставленный на паузу».
И если в обычных условиях такое «огосударствление» муниципальной власти вполне заслуженно критикуют, то в нынешней непростой ситуации, когда «на земле» основной груз управленческих и хозяйственных вызовов лёг на региональные власти, такая встроенность муниципалов в публично-властную вертикаль может способствовать реализации «мобилизационной управленческой модели», сведя к минимуму «разнотыки», местечковую «махновщину» и конфликты по линии «мэр-губернатор».

Первая группа рейтинга



Сергей Собянин (город федерального значения Москва) остался лидером «Национального рейтинга».
Позитивно на политических позициях градоначальника отразилась его рабочая встреча с Владимиром Путиным, в ходе которой глава государства подчеркнул, что он и мэр Москвы работают напрямую, находясь в постоянном контакте. В плюс имиджу мэра наблюдатели зачли и ещё одно его появление рядом с главой государства – 19 марта на митинге в честь годовщины присоединения Крыма и в поддержку спецоперации на Украине. Не прошло незамеченным экспертами и назначение Сергея Собянина заместителем председателя комиссии по повышению устойчивости развития экономики России в условиях санкций.
Эксперты указывают, что столичный градоначальник, стремительно охладевший к теме коронавируса, где он долгое время был законодателем административной моды (с 3 марта в столице отменены ковид-сертификаты и ограничения на посещение заведений и мероприятий), продолжал методично демонстрировать причастность московского правительства ко всем заметным проектам и событиям в городе. Так, Сергей Собянин анонсировал строительство 50-60 новых станций метро; открыл Московский центр инновационных технологий в здравоохранении; подписал постановление о выделении двум столичным клиникам грантов на сумму 462 млн рублей на лечение онкобольных детей с использованием инновационных технологий, не входящих в ОМС и ВМП (высокотехнологичная медпомощь), и постановление о выделении 7,3 млрд рублей на продолжение работ по комплексной реконструкции Люберецких очистных сооружений; объявил о выделении более 850 млн рублей на сохранение и реставрацию московских памятников архитектуры; подписал первое соглашение о государственно-частном партнёрстве в сфере экологии; заявил о сохранении всех социальных обязательств муниципалитета и т. д., и т. п.
Атмосферу череды торжественных открытий и праздничных стартов проектов охладило последовавшее за началом санкций закрытие многих объектов торговли и общепита столицы. Новая реальность принудила московские власти действовать в режиме «пожаротушения», и пока что, по мнению большинства экспертов, говорить о результативности этой работы рано, ибо идёт только первая стадия принятия неизбежного – признание властью чрезвычайности ситуации. Сергей Собянин обнародовал планы организации кадрового центра для сохранения трудовых коллективов Москвы и инициировал создание комиссии по повышению устойчивости развития экономики города, лично возглавив её.
Мэр охарактеризовал ситуацию как «нестандартную» и заверил, что муниципалитет примет срочные меры реагирования, чтобы поддержать бизнес и граждан.
В индексе городского развития, составленного в рамках программы ООН UN-Habitat, Москва признана «лучшим мегаполисом мира» по показателям «развитие инфраструктуры» и «качество жизни». Полученные Сергеем Собяниным международные лавры, с одной стороны, безусловно, усилили его аппаратные позиции, а с другой – вызвали скорее ироничную реакцию достаточно большого числа экспертов «Национального рейтинга».
Позиции Алексея Копайгородского (Сочи) в «Национальном рейтинге» продолжают оставаться прочными. Подведение итогов прошлого года показало, что по большинству направлений улучшились экономические показатели города-курорта. Деятельность администрации города в I квартале 2022 года даёт экспертам основания полагать, что муниципалитет успешно адаптируется и к новым вызовам. Только в новогодние каникулы Сочи принял 100 тыс. отдыхающих. А в целом минувший зимний сезон стал здесь самым востребованным со стороны туристов после Олимпиады-2014. Эксперты в этой связи отмечают деятельность межведомственного зимнего штаба под руководством градоначальника Алексея Копайгородского, который координировал всю работу по приёму гостей.
В Сочи в последнее время активно развивается т. н. конгрессный туризм. Да и вниманием политической элиты город не обойдён. В феврале побывавший здесь зампред Правительства РФ Дмитрий Чернышенко подписал с корпорацией «Туризм.РФ» и администрацией Краснодарского края соглашение, которое, в числе прочего, предполагает реализацию масштабных инвестпроектов на территории Сочи. Алексей Копайгородский вместе с инвестором проекта ознакомил вице-премьера с планом реализации нового проекта – всесезонного курорта «Долина Васта» в горном кластере Сочи, где планируется развитие оздоровительного, горнолыжного, экологического и других видов туризма, а город получит свыше 2,5 тыс. новых рабочих мест.
Эксперты отмечают системный подход мэра к реализации долгосрочного плана социально-экономического развития Сочи до 2030 года (утверждён Правительством РФ осенью 2021 года). По 5-ти объектам из 12-ти, предусмотренных планом, уже заключены госконтракты. Город ждёт большая модернизация систем водоснабжения и водоотведения, сравнимая по своим масштабам с олимпийской стройкой.
Однако Сочи – это не только туризм. Команда Алексея Копайгородского особое внимание уделяет улучшению условий жизни горожан. В январе 2022 года по нацпроекту «Образование» закончили строительство школы на 400 мест и детского сада на 480 мест в Красной Поляне, в феврале в Центральном районе Сочи завершено строительство многофункционального спортивного комплекса, а в марте сдан новый блок детского сада. В городе организован непрерывный цикл проектирования и возведения социально значимых объектов. Алексей Копайгородский поставил задачу до 2030 года построить не менее 50 учреждений образования. Многие эксперты «Национального рейтинга» в первую очередь отмечали его усилия именно в этом направлении.
Идёт комплексная работа над новым Генеральным планом Сочи, причём, как отмечают наблюдатели, по настоянию мэра впервые в разработке градостроительного документа такого уровня максимально полно учитывается мнение горожан – жители микрорайонов и 80-ти отдалённых населённых пунктов приняли участие в его обсуждении.
Коррективы в деятельность муниципалитета и мэра вносит внешнеполитическая повестка. Так, на момент начала спецоперации на Украине в Сочи отдыхали около 90 тысяч туристов. Незамедлительно был создан межведомственный оперативный штаб под руководством Алексея Копайгородского, регулировавший трафик пассажиров и создание на территории аэропорта Сочи авиационного хаба. По инициативе мэра созданы пункты приёма гуманитарной помощи. Глава города поручил оказывать максимальную поддержку местным предприятиям, в том числе малому и среднему бизнесу. По мнению экспертов, команда Алексея Копайгородского приняла все возможные меры, чтобы не допустить манипуляций с ценообразованием и всплеска безработицы и нивелировать последствия ухода ряда компаний, обусловленного санкционным давлением на Россию. Алексей Копайгородский выступил с обращением к горожанам в поддержку политики Президента РФ Владимира Путина и действий Вооружённых Сил. Эксперты, отметив убеждённость градоначальника в благополучном прохождении страной, краем, городом Сочи периода турбулентности, подтвердили высокие оценки его работы.
Отставка мэра города Уфы Сергея Грекова, перешедшего на позицию заместителя председателя правительства – представителя республики при Президенте РФ, не стала для экспертов «Национального рейтинга» сюрпризом. По их мнению, мэр, пришедший на пост из бизнеса и без своей команды, не совладал с центробежными силами, исходящими от многочисленных групп влияния в городе, где сосредоточена львиная доля экономики республики. Бизнес-элиты, возглавляемые авторитетными в городе и регионе деятелями, стремились вовлечь мэра в русло своих интересов, что не могло не сказаться на качестве муниципального управления (пример – неудовлетворительное прохождением городом зимы) и на возрастающем влиянии этих процессов на политическую повестку.
В этом плане наблюдатели не видят никаких сложностей для нового сити-менеджера Ратмира Мавлиева, с подачи главы республики Радия Хабирова занявшего пост 1-го заместителя главы городской администрации и врио мэра, а 14 февраля голосами 31 мундепа (против – 2) избранного градоначальником. До этого почти три года он не без успеха возглавлял администрацию г. Нефтекамска и располагает опытом администрирования на уровне муниципалитета.
Как подчёркивают наблюдатели, Ратмир Мавлиев – не только молодой технократ (32 года), но и «сын своего отца» – известного бизнесмена в сфере строительства из Нефтекамска Рафила Мавлиева, который и пролоббировал перед руководством региона назначение сына. Подобные родственные связи многие эксперты засчитали новому мэру скорее в минус, чем в плюс.
Лояльный региональной власти представитель известного башкирского клана во главе республиканской столицы, в чём эксперты видят расчёт команды Радия Хабирова, призван, с одной стороны, «маршрутизировать» устремления элитных групп, а с другой – разрешить немало накопившихся в городе хозяйственно-экономических проблем, в том же ЖКХ, что особенно важно для властей в преддверии скорого празднования 450-летия Уфы. Как считают эксперты, Ратмир Мавлиев станет «министром по Уфе», располагающим полным карт-бланшем от республиканской власти и опирающимся на поддержку влиятельных бизнес-структур.
В свете нарастающей экономической турбулентности Ратмир Мавлиев заявил, что она может отразиться на пополняемости городской казны. Он также подчеркнул, что Уфа будет развивать формат «Инвестиционных часов» для реализации новых проектов и поддержки уже начатых. Эксперты с пониманием отнеслись к сообщению мэра о том, что некоторые проекты к 450-летнему юбилею города будут пересматриваться, исходя из финансовых возможностей. Планировалось, что значительную часть средств по подготовке к этой дате (общая смета – около 50 млрд руб.) направят на возведение в Уфе крупных капитальных объектов, на ЖКХ и благоустройство общественных пространств, развитие транспорта, решение экологических вопросов.
Из восьми кандидатов на пост главы города Курска глава областного комитета по управлению имуществом Игорь Куцак характеризовался экспертами как соискатель, имеющий стопроцентные шансы быть избранным, будучи креатурой областной власти. Остальные претенденты на мэрское кресло – от замглавы комитета регионального правительства до блогера – представлялись наблюдателям (как выяснилось, не безосновательно) сугубо техническими кандидатами «на подтанцовке» у фаворита. За Игоря Куцака 3 февраля проголосовали 26 из 29 мундепов (представители КПРФ заранее оповестили о том, что за эту кандидатуру голосовать не станут).
Должность главы администрации Курска освободилась в декабре прошлого года после ухода Виктора Карамышева, ставшего заместителем губернатора.
Игорь Куцак – очень молодой руководитель (36 лет). Эксперты его характеризуют как технократа, который, в представлении руководства региона, сможет решить главную на сегодня задачу городской повестки: встраивания – вплоть до фактической ассимиляции – муниципальной власти во власть областную. Эксперты в этой связи напоминают о передаче в последнее время от муниципалитета областной столицы региональному правительству ряда полномочий – от дорожного строительства и градостроительства до транспорта. Курску осталось благоустройство и ряд других функций, которые у области смотрелись бы совсем уж экзотически.
Хозяйство молодому технократу досталось хлопотное, как, впрочем, и во многих других областных центрах. Одна из проблем – изношенная инфраструктура. Так, 8 января произошла вошедшая в федеральную повестку масштабная авария на теплосетях Курска, из-за чего 196 жилых домов, в которых проживают 11 200 человек, остались без горячей воды и отопления.
Глава Курска заработал первые очки, реагируя на обращения горожан. В этой связи наблюдатели отмечают распоряжение Игоря Куцака о проектирование реконструкции автомобильной дороги от улицы ВЧК до переходного моста через реку Тускарь. Поток транспорта, идущий здесь к популярному месту отдыха, доставлял множество хлопот местным жителям.
Одним из первых административных экзаменов для нового мэра стал приём беженцев, прибывающих с востока Украины. Город Курск принял 857 вынужденных переселенцев из ДНР и ЛНР, в том числе 485 детей. Они размещены в пунктах временного пребывания, городской комитет социальной защиты населения предпринимает меры по оказанию помощи беженцам.
Однако уверенность экспертов во всё большем подчинении городского руководства властям региональным, как и безальтернативность прошедших выборов, определили ухудшение позиций Игоря Куцака в «Национальном рейтинге».

Александр АСАФОВ
Политолог, журналист, политический эксперт. Член Общественной палаты города Москвы. Автор проекта «Политические и электоральные процессы простыми словами»


Управление мегаполисом по большей части вопрос не политический, а в первую очередь – экономический, а затем – социальный. Все, что связано с поддержкой и развитием экономики города Москвы, с обеспечением соцуслуг и пособий населению – два основных направления, в которых работает городская власть. И этим направлениям подчинены все основные решения.
Политика идёт следующим уровнем и менее приоритетна.
В нынешней ситуации все мы, так или иначе, вовлечены в политику как жители России, поскольку санкции вводятся не против власти, а преимущественно против российских граждан. И, безусловно, фактор экономический по-прежнему остаётся на первом плане.
Мэр Сергей Собянин, выступая в марте на Госсовете, сказал, что буквально за несколько дней страну и город покинули порядок 300 компаний и различных бизнесов, и это не может не сказываться на городской экономике. По большей части все эти ниши, из которых, скажем так, дезертировал иностранный бизнес, тем не менее, могут быть замещены в ближайшее время российскими аналогами, и проблем не возникнет. И даже пресловутый Макдональдс.
Первоочередное: защитить экономику, соблюсти баланс и не допустить взрывного роста цен, не допустить исчезновения из продажи жизненно важных групп товаров, хотя некоторые из них подвержены целевому ажиотажу и пали жертвой потребительского бизнес-мародерства, когда поставщики сами создают ажиотаж.
Несмотря на трудности, дефицита удалось не допустить, потому что пройден колоссальный путь во время пандемии, мы помним работу и правительства Москвы, и Собянина, и работу специального оперштаба, который первым появился в Москве и стал модельной историей для всех остальных регионов. Опыт накоплен и работой штаба правительства по коронавирусу.
Безусловно, что будут потери, новые решения по реструктуризации экономики. Но в целом, как мы видим, пока удаётся регулировать её достаточно эффективно. Идёт помощь бизнесу – налоговые, арендные и прочие каникулы, открываются новые кредитные линии, субсидии, реализуются другие меры, которые будут эффективно защищать предпринимателей.
Что касается социальной части, то вслед за решением президента, озвученным на расширенном заседании Госсовета, в городе были проиндексированы все социальные выплаты и пенсии.
Важно, что развитие столицы не прекращается: работает и продолжает развиваться транспорт, не останавливается стройка. Получают поддержку жизненно важные отрасли, такие, как, например, фармацевтика. И это тоже относится к ковидному опыту, когда удалось быстро организовать производство вакцин.
Думаю, этот опыт будет максимально продуктивно использован и сгладит ущерб, нанесённый санкциями. Конечно, скорее всего, бюджет столицы будет снова дефицитным, но эту ситуацию надо рассматривать с точки зрения возможностей развития, которые открываются для экономики и социальной сферы.


Игорь СКУРЛАТОВ
Политолог, профессор кафедры геополитики Московского института национальных и региональных отношений


Под шумок военной операции на Украине и невиданный рост цен мэр российской столицы решил также не отставать, выставив недоумевающим москвичам счета за коммуналку, в несколько раз превышающие обычные, аргументируя свои финансовые требования «холодной зимой». Жители районов столицы написали сотни тысяч жалоб, прокуратура была вынуждена начать расследование. Но мэрия не сдавалась и только через несколько недель (!) произвела перерасчёт квитанций за ЖКХ. Вопрос к «легендарному» ДИТ Москвы, который ежегодно проедает десятки миллиардов рублей, но так и не наладил информационное сопровождение деятельности мэрии: за что получаете зарплату из городского бюджета?
Москва имеет бюджет почти в 3 триллиона рублей. Сегодня столичным жителям несладко. Цены на продовольствие и промтовары резко скакнули вверх. Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров на совещании у президента Путина предложил ввести НЭП – раскрепостить низовое предпринимательство, прежде всего уличную торговлю, оживить сферу услуг. Стандартный набор средств для спасения народа от голода и инфляции. А что же Собянин? А ничего. Собрал воротил московского бизнеса и объявил, что уменьшит им арендные ставки, упростит – опять же им – получение кредитов и т. д. Также мэр заявил, что хочет «отжать» бизнес у Макдональдс, и выделил для этого полмиллиарда рублей. Вместо западной сети Собянин решил открыть новый «бизнес при мэрии», расставив без конкурса своих администраторов на новые кафе быстрого питания. Естественно, что «Теремок», «Крошка-картошка» и прочие независимые сети не входят в число получателей грантов, несмотря на их желание занять освободившуюся рыночную нишу. Федералы хотя бы отменили НДФЛ с вкладов, анонсировали выплаты семьям с детьми… А Собянин увеличивает денежные средства, направляемые на перекладку плитки, строительство каких-то объектов по завышенным в 10 раз ценам, поднимает тарифы на коммуналку (!) и тому подобное.
Мэр Москвы игнорирует обращения общественных организаций об увеличении городской надбавки к пенсии с целью увеличить её размер на 50% в связи с санкциями международного сообщества против России. Финансовые возможности в городском бюджете имеются, но политической воли на подобное решение у мэра нет, что, на мой взгляд, дополнительно снижает его реальный рейтинг у горожан. Непоправимый рейтинговый ущерб нанесло Собянину его «фронтменство» в борьбе с ковидом, бесславно закончившееся поражением от ОРВИ – ни одна из принятых мэром чудовищных ограничительных санкций не сработала, коллективный иммунитет не появился, а болезнь отступила сама собой, как банальное сезонное явление. А запрет ДРБ мэрии на проведение массовых мероприятий в столице под предлогом борьбы с ОРВИ, в то время как акции «Единой России» и даже КПРФ стабильно разрешались, вызвал дополнительное неприятие гражданского общества столицы. Опросы москвичей независимыми социологическими службами в середине марта показали 25% одобрения деятельности мэра на своём посту, а в федеральном списке рассматриваемый чиновник не «зашёл» даже в десятку лучших. Это – провальный результат, учитывая колоссальные финансовые, организационные и медийные возможности столичного градоначальника.


Есенгалий ИБРАЕВ
Заместитель председателя Координационного совета национальных объединений Тюменской области, член Общественного совета при УМВД России по Тюменской области


В условиях новой политической и экономической реальности, связанной с проведением специальной операции на Донбассе и на Украине, введением санкций против России, жители страны ждут от властей всех уровней практичных и гибких решений по поддержке граждан и наиболее важных сфер, исходя из реального положения дел.
В новых условиях действия администрации Тюмени условно можно разделить на три основные группы. Первая – это обеспечение безопасности жителей города. Уже 25 февраля, на следующий день после начала спецоперации, Руслан Кухарук провёл внеочередное заседание антитеррористической комиссии города Тюмени. В ходе заседания были даны поручения по обеспечению антитеррористической защищённости территорий и мест массового пребывания людей. Отдельное внимание было уделено вопросам защиты объектов топливно-энергетического, промышленного и транспортного комплексов, объектов образования. Жителям Тюмени был дан понятный сигнал – мы заботимся о вас и вашей безопасности.
Вторая группа решений связана с публичной поддержкой признания независимости ЛНР и ДНР и специальной военной операции России на Донбассе и на территории Украины. Первые 7 тонн гуманитарной помощи жителям ЛДНР ушли из Тюмени в Ростовскую область ещё 21 февраля, вторая машина была отправлена 24 февраля. В своём еженедельном видеоблоге мэр Тюмени проинформировал горожан о местах сбора гуманитарной помощи для беженцев из Донбасса. Также Руслан Кухарук публично поддержал денацификацию и демилитаризацию Украины. На здании городской администрации появилась светящаяся буква Z. Под фотографиями и видео, размещенными в Телеграм-канале и на странице мэра Вконтакте, он прямо заявил о поддержке нашей армии, которая защищает мир от неофашизма.
Третье направление – это поддержка экономики. Регулярно проводятся рабочие встречи мэра с представителями ключевых отраслей экономики города, где обсуждается дальнейшая работа в новых условиях, вырабатываются меры антикризисной поддержки. В онлайн-формате прошло открытое заседание Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Тюмени, в котором приняли участие порядка 300 предпринимателей города. Общение прошло в режиме «вопрос-ответ» и, в том числе, касалось мер государственной и муниципальной поддержки бизнеса в Тюмени.
Сохранение социальных обязательств перед жителями, расселение аварийного жилья, строительство школ и детских садов, капитальный ремонт, реконструкция сетей инженерно-технического обеспечения, совершенствование дорожной сети: работа администрации города идёт в плановом режиме, что, безусловно, укрепляет позиции мэра Тюмени Руслана Кухарука.


Алексей МАРТЫНОВ
Политолог, директор Института новейших государств


Сочи – практически город федерального значения. Его всегда выделяют из общей статистики Краснодарского края. Большое значение для всей страны имеют и федеральные проекты, которые реализуются сегодня на территории Сочи: это и «Сириус» — образовательный центр поддержки одарённых детей России, и Олимпийские объекты. И, думается, можно даже не добавлять, что здесь находится южная резиденция президента, в которой он проводит достаточно много времени.
Эти факторы так или иначе влияют на жизнь города и горожан, ставя перед его мэром качественно иные задачи, отличные от тех, с которыми сталкивается подавляющее большинство его коллег в других городах. Есть масса трудностей, порой звучит и критика, особенно ретроспективная, касающаяся проблем, связанных с пандемийным периодом. С другой стороны, не ругают лишь того, кто ничего не делает. И когда мы смотрим на баланс критики и похвалы в адрес муниципалитета со стороны населения и особенно специалистов, то видим, что критики гораздо меньше, и в сухом остатке – плюс.
В начале года стали очевидными успехи руководства Сочи в деле организации зимнего туристического сезона. Внушает оптимизм недавно принятый план комплексного социально-экономического развития города на период до 2030 года. Впечатляют проекты строительства школьных и других социально значимых объектов. Хотя, разумеется, проблем в городе достаточно много — это место концентрации людских потоков, в частности, миграционных: население Сочи за последние несколько лет выросло почти в два раза. Градостроительство повышенной интенсивности, в том числе жилищное, также порой имеет не только положительный, но и тот или иной негативный контекст. Можно отметить и другие серьёзные проблемы, доставшиеся Алексею Копайгородскому в наследство и копившиеся в Сочи годами, если не десятилетиями. Но повторюсь: в сухом остатке позитива в работе команды мэра оказывается гораздо больше.


Александр МАЛЬКЕВИЧ
Журналист, политолог, член Общественной палаты РФ. Генеральный директор телеканала «Санкт-Петербург»


Сила и авторитет власти наиболее ярко проявляются в критические моменты. Именно умение быстро принимать решения, позволяющие нивелировать санкционное давление на петербуржцев и на сам город, продемонстрировал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
Последняя неделя февраля и начало весны были посвящены принятию оперативных мер по поддержке бизнеса, предупреждения безработицы и ликвидации спекулятивного роста цен.
Так, градоначальник заявил, что власть имеет план для любого развития событий: «У нас есть и пессимистический, и оптимистический, и средний вариант. Но прежде всего нам необходимо выполнить все социальные обязательства. Ввести все социальные объекты. Вся расходная часть, которая обеспечивает жизнедеятельность города, должна быть полностью сформирована, мы должны её знать. Это как неприкосновенный запас». Также Александр Беглов подчеркнул, что самое главное – это сохранить рабочие места и создать условия для новых рабочих мест.
Для решения вопроса безработицы в Петербурге создан Центр кадровой мобильности. Рассматривается возможность организации дополнительных рабочих мест для временного трудоустройства безработных.
Для развития предприятий Санкт-Петербурга принято ещё одно очень важное решение: глава Петербурга Александр Беглов одобрил внесение изменений в закон «О налоговых льготах». Они направлены на поддержку компаний, вкладывающих средства в передовые технологии. Теперь петербургские предприятия смогут направить 90% своих расходов на научные разработки.
В то же время губернатор Санкт-Петербурга пообещал жёстко разбираться с желающими нажиться на трудностях. В особенности это касается продовольственных ритейлеров. Об этом градоначальник заявил в созданном им Телеграм-канале. «Мы не допустим спекуляций и будем резко пресекать попытки наживы на жителях города», – подчеркнул Александр Беглов.
В неспокойные времена одна из главных задач власти состоит в том, чтобы делом продемонстрировать спокойствие и двигаться вперед. Решений, которые показывают предстоящее развитие, в Петербурге принято достаточно. Например, после рабочей встречи с президентом России, которая состоялась в начале марта, и где обсуждались вопросы доступности и обновления общественного транспорта, губернатор объявил о том, что почти три тысячи комфортных автобусов выедут на улицы Петербурга. Все они будут оснащены кондиционером, системой видеонаблюдения и навигацией для инвалидов. Программа обновления общественного транспорта реализуется в Северной столице в три этапа. Первый стартует в начале апреля, к нему уже готовятся.
Не прекращаются работы по развитию главного городского транспорта – метрополитена. Как идёт строительство коричневой ветки, губернатор Александр Беглов проверил лично. Он отметил, что у метростроевцев появится дополнительное оборудование. «Щит «Надежда» забрали из Москвы. Сейчас он проходит соответствующую ревизию, приводим его в порядок. Тоже будет задействован. Мы планируем в 2024 году ввести три станции метро. Это «Путиловская», «Юго-Западная» и «Горный институт». Деньги соответствующие есть. Работа обеспечена», – подчеркнул губернатор.
Продолжается развитие системы городского здравоохранения. Градоначальник отметил, что в прошлом году высокотехнологичную помощь получили более 110 тысяч жителей Северной столицы, что почти на 18% больше, чем в 2020 году. В этом году объём плановой помощи увеличится ещё больше.
Не оставляет глава города и вопросов дорожного строительства. Так, принято решение о строительстве транспортной развязки на пересечении Московского шоссе с Дунайским проспектом. Она существенно улучшит дорожную ситуацию на юге города. Проект планировки территории для размещения объекта был утверждён на рабочем совещании губернатора Александра Беглова с членами городского правительства. Глава города подчеркнул, что новая развязка станет одним из значимых инфраструктурных проектов Петербурга.
В целом можно сказать, что Александр Беглов и его команда чётко и мощно ответили на вызовы времени и знают, как, а главное – что нужно делать в условиях экономической войны, которую начали против нас не дружественные к России страны.


Андрей ПОЛУХИН
Политолог (г. Новокузнецк)


Общая ситуация в стране и мире серьёзно влияет на внутригородскую жизнь, существенно меняет её. Глава Новокузнецка активно поддерживает участие России в событиях на Украине, проводит бурную патриотическую кампанию.
В городе продолжают работу пункты по сбору гуманитарной помощи для беженцев Донбасса. Параллельно приходится реагировать на происходящие негативные изменения. Например, на усиление инфляции и рост цен на потребительские товары. Решение этих вопросов – не в компетенции городского управления, но глава города сделал всё, что от него зависело (письма в прокуратуру и вышестоящие органы).
Обозначилась тенденция экономии и «придерживания» финансовых ресурсов на текущие и новые проекты со стороны региональных властей. О сворачивании проектов никто не объявляет, но и с реализацией их возникают некоторые вопросы.
Разворачивающиеся события для Новокузнецка исторически не несут существенных угроз. Даже наоборот – будут способствовать росту его экономики. Город экспортоориентирован. Цены на уголь и металлы бьют рекорды, а инфляция удешевляет внутреннее производство, что на руку местным производителям. На 2 марта уровень безработицы по Новокузнецку составил 0,6%. В марте произошла замена заместителя главы города по социальным вопросам, что призвано повысить надёжность исполнительной власти в непростые времена.
Судьбоносным для Новокузнецка может быть принимаемый ныне областной закон «О создании и развитии агломераций в Кемеровской области – Кузбассе», по которому Новокузнецкая агломерация получит официальный статус, что может ускорить развитие города, способствовать созданию на его базе миллионника. В Новокузнецке, как и в Кузбассе, запущен обратный отсчёт до старта Международных игр «Дети Азии», которые должны состояться через год. Также через год обещают достроить масштабный центр подготовки горноспасателей и шахтёров, в окрестностях которого сейчас идёт серьёзное строительство дорожной сети. Запущен старт строительства литейно-прокатного комплекса ЕВРАЗ ЗСМК (стоимость – более $700 млн). А визит праправнука Достоевского в Новокузнецк должен поспособствовать увековечиванию памяти его великого предка.


Антон ЧАБЛИН
Политолог, журналист. Главный редактор портала «Акценты»


Антон Иванов начинал работать в правительстве Белгородской области ещё во времена Евгения Савченко, был заместителем начальника областного департамента строительства Евгения Глаголева.
Глаголев, напомню – заместитель Савченко и был вскоре после назначения новым губернатором Вячеслава Гладкова вдруг задержан за получение взятки.
Гладков так же легко распрощался и с другими кадрами Савченко – от прежнего мэра Белгорода Юрия Галдуна до, как ни странно, того же Антона Иванова. В октябре прошлого года он покинул два очень привлекательных поста – гендиректора АО «Белгородская ипотечная корпорация» и ГУП «Белгородский фонд поддержки ИЖС».
Покинул, чтобы возглавить мэрию Белгорода вместо Галдуна. Абсолютно очевидно, что этот шаг продумал и реализовал лично Гладков, которому во главе областного центра нужен стопроцентно лояльный человек. Но это и вызывает удивление: зная авторитарную традицию Гладкова, мне сложно представить, как он даст Иванову возможность реализовать свои управленческие компетенции на посту мэра.
Иванов уже презентовал неплохую креативную концепцию развития Белгорода – это развитие туризма, цифровизация госуслуг, создание общественных пространств. Всё это выглядит очень по-московски, в хорошем смысле. Но как это всё удастся реализовать при автократе Гладкове, который пытается всем и вся рулить только в ручном режиме?! Вопрос – риторический, как вы понимаете.


Алексей ИГНАТОВ
Политтехнолог. Руководитель агентства политического консультирования «ИГНАТОВ консалтинг» (Тульская область)


За период с конца декабря 2021 года глава администрации Тулы Дмитрий Миляев довольно серьёзно усилился политически: стал секретарём местного отделения партии «Единая Россия» в Туле и вошёл в президиум регионального политсовета партии. То есть, помимо кресла главы администрации, он занял должность партийного начальника депутатов городской думы, где заседает большинство «единороссов». Соответственно, теперь он сможет управлять ситуацией в думе ещё и с позиции партийного руководителя. Несмотря на благоприятную политическую обстановку, это – дополнительный рычаг воздействия в спорных ситуациях, который тоже может быть не лишним, тем более в период экономической турбулентности, который сегодня переживает страна.
Миляеву удалось разрешить конфликт со своим очень активным заместителем по благоустройству, причём очень дипломатично: должность зама по благоустройству была ликвидирована, полномочия между замами перераспределены, и тот самый заместитель передвинулся на позицию начальника терруправления в статусе зама главы.
Самым большим напряжением прошедших месяцев для главы администрации стал обильный снегопад в январе-феврале, когда Тулу засыпало метрами осадков. В целом администрация города неплохо справилась со снежной бедой на центральных улицах – они очищались оперативно и относительно хорошо. Но вот на второстепенных улицах и во дворах ситуация была хуже, особенно там, где зона ответственности управляющих компаний. При этом административно-технический надзор и ГЖИ не дремали и активно штрафовали управляющие компании.
События последнего месяца на жизни города видимым образом не отразились: система ЖКХ, транспорта и другие городские службы работают в целом нормально.
Есть расхожее мнение: если люди не замечают власть, значит, она работает более-менее нормально. Сейчас в Туле, можно сказать, не особо замечают городскую власть. Нет восторга, но нет и особых претензий – город живёт в привычном ритме.
Конечно, здесь сити-менеджеру помогает внимание губернатора. Можно отметить огромное количество финансовых вливаний в инфраструктуру региональной столицы, каждый месяц открываются значимые социальные объекты, например, перинатальный центр и новый огромный ФОК в Заречье, которые заработали в полном объёме.
Один из важных показателей стабильности в деятельности городской администрации – отсутствие публичных скандалов. Это создаёт благополучный эмоциональный фон: все тихо, спокойно, хорошо. А сегодня это – уже большое достижение.

Константин КУЗЬМИНЫХ
Экономист. Политолог. Эксперт Агентства стратегических инициатив (г. Уфа)


Глава администрации Уфы Ратмир Мавлиев при избрании сказал в своём выступлении, что «пришло время менять подходы в управлении городом». Он также заявил о поддержке предпринимательства, уменьшении проверок, постоянном живом общении с населением, отлове бездомных животных, подготовке к паводку и новой разметке на дорогах. «Чаяния миллиона уфимцев станут для меня главным ориентиром в работе. Комфорт горожан, их безопасность и благополучие будут моими приоритетами», – пообещал Ратмир Мавлиев.
Первое, на что мэр сделал упор, – уборка снега с основных дорог. В течение нескольких дней множество техники и работников коммунального хозяйства боролись со снегом ударным трудом. После наступило 10-дневное затишье, которое нарушил глава Башкортостана Радий Хабиров, дав поручение жилищно-коммунальному блоку и мэру работать «днём и ночью».
На сегодняшний день дороги, например, в частном секторе в центре города – в колеях, из которых на автомобиле выехать проблематично, здесь же на фоне буксующих машин люди пытаются лавировать между ними, так как тротуары – под снегом и льдом. Во дворах – горы снега, лёд, люди боятся ходить, некоторые получают переломы. Такое ощущение, что коммунальное хозяйство, управляющие компании бойкотируют наших глав.
Если люди потеряли надежду на чистый двор, посылая периодически претензии, то на помощь им должны прийти органы, контролирующие качество уборки территорий от снега: жилищные инспекторы, закреплённые за муниципалитетом, к которому относится конкретный дом, контрольно-счётная палата, органы прокуратуры, Роспотребнадзор.
Система, к сожалению, проскальзывает. Если кто-то из руководителей и исполнителей в коммунальном хозяйстве бойкотируют проблемы, можно провести аудит финансовых потоков, изучив эффективность их использования. И не бояться спросить даже со «своих» по полной программе – в рамках закона.
Хочется надеяться на обещания нового мэра Уфы Ратмира Мавлиева оправдать доверие и показать результаты работы делом, а избитые политтехнологии – рэп для «босса» и решение не поднимать себе зарплату – уважения среди населения особо не приносят.


Владимир СЛАТИНОВ
Политолог, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Курского государственного университета


Игорь Куцак был избран мэром Курска в начале февраля. Занимавший ранее пост градоначальника Виктор Карамышев переместился в администрацию области на вице-губернаторскую должность – хозяйственная роль руководителя города, находящегося в сильной ресурсной зависимости от региональной власти, явно тяготила политического тяжеловеса. Понятно, что кандидатуру мэра по факту подбирали на областном уровне – в сложившихся реалиях российской вертикали власти, добавившей централизма в связи с реализацией нацпроектов, в кресле главы областного центра сегодня востребован «оператор» региональной политики – желательно неплохой управленец технократического типа, не имеющий на старте большого политического веса и стремления к автономии.
Игорь Куцак вполне подошёл на эту роль. В активе – профильное образование по госуправлению, работа в бизнесе, на федеральной госслужбе (территориальный орган Росимущества), руководство комитетом по управлению имуществом области. Говорят о его принадлежности к влиятельной группе интересов внутри региональной власти. С главой региона, по всей видимости, в силу образования и биографии говорит «на одном языке», коммуникация – рабочая, стилистически они вполне совместимы.
За месяц с небольшим работы в новой должности Игорь Куцак продемонстрировал деловой стиль, активную вовлечённость в новую роль и в городские проблемы и ожидаемо начал изменения в структуре управления городом и в кадровой политике. Первые впечатления, скорее, положительные, особо стоит отметить работу с управляющими компаниями в снегопады и гололёд, повышенное внимание к качеству отопления, частые выезды на проблемные участки городского хозяйства и инфраструктуры, инициативы по преобразованию запущенных городских пространств.
Происходит ожидаемая перенастройка структуры администрации города. Кадровые изменения заметны – обновляется команда заместителей мэра, преимущественно за счёт приглашения на должности статусных областных чиновников, этот приём активно использовался и ранее, но теперь становится ключевым. Внешне активно демонстрируется полное взаимопонимание с региональной властью.
Эффекты производимых перемен будут видны довольно скоро. Из текущих проблем – приведение города в порядок после зимы, перенастройка городских финансов и приоритетов городской политики, заточенных прежним руководством для «забега на короткую дистанцию». Из политических вызовов – выборы в городское собрание в сентябре, вокруг модели его формирования идут дискуссии: предлагается перейти на полностью мажоритарный принцип, что вызывает возражения политических сил и экспертов. Не совсем понятно, в каком состоянии будут политические настроения горожан к осени, учитывая последствия событий на Украине и санкционной политики. Перенастройка системы управления и экономики города под новую реальность, контуры которой ещё не вполне ясны, – главный вызов, стоящий перед новым мэром.


Наталья БАЛЫНСКАЯ
Политолог, профессор, завкафедрой государственного и муниципального управления и управления персоналом МГТУ им. Г. И. Носова (г. Магнитогорск)


Мэр города С. Н. Бердников хорошо контролирует ситуацию в это непростое время. Так, серьёзно осложнил жизнь населения COVID-19. Город предпринимает все необходимые меры, чтобы максимально обезопасить и сохранить здоровье магнитогорцев. В Магнитогорске открылись два амбулаторных центра для пациентов с симптомами новой коронавирусной инфекции на базе поликлиники с дневным стационаром ГАУЗ «Городская больница № 1 имени Г. И. Дробышева» и поликлиники № 1 ГАУЗ «Городская больница №2», где жители могут сдать экспресс-тест и открыть больничный. Также открыли центр ПЦР-тестирования на базе областного кожно-венерологического диспансера № 4.
Единственный способ остановить распространение инфекции — вакцинация. На сегодняшний день в городе действуют три мобильных пункта вакцинации от COVID-19 в торгово-развлекательных центрах: ТРК «Гостиный двор», ТРК «Континент», ТЦ «Казачий рынок». Есть возможность пройти вакцинацию в стационарных прививочных кабинетах в поликлиниках городских больниц. Продолжает работу и круглосуточный пункт в приёмном покое хирургии ГАУЗ «Городская больница № 1 имени Г. И. Дробышева». Результат такой работы более чем заметен — вакцинировано уже 87,6% населения Магнитогорска, что является самым высоким показателем в Челябинской области.
Также стоит отметить эффективную работу в информационном пространстве. Наложенные на председателя совета директоров ПАО «ММК» Виктора Рашникова санкции вызвали тревогу и опасения среди рядовых граждан. В информационных сетях мгновенно отреагировали лидеры общественного мнения, разъяснив, что Магнитогорский металлургический комбинат и до санкций работал на 80% именно на российский рынок, и, естественно, он и являлся одним из самых крупных налогоплательщиков страны. На сегодняшний день власти города и ПАО «ММК» находятся в тесном тандеме: ни один проект не закрыт, никакие обязательства не нарушены.

Никита ДОНЦОВ
Политолог, руководитель Коммуникационной Группы «Влияние»


Новый глава администрации города Пскова Борис Елкин продолжает двигаться в «весенней» повестке губернатора Псковской области Михаила Ведерникова по решению сезонных городских вопросов – благоустройства и качества дорожной сети. Борис Елкин ещё на должности главы комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области проявил себя как хороший организатор и эффективный руководитель. Он сумел в достаточно короткие сроки практически полностью перестроить дорожную отрасль Псковской области. Его работу не раз отмечал губернатор Михаил Ведерников.
Глава администрации активно продвигает проекты по повышению транспортной доступности. Управленец принёс в Псков формат регулярных обходов территории вместе с жителями и представителями СМИ – вероятно, такой формат подсмотрели у московских глав управ, но для Пскова это свежо и ново, а Елкин выглядит открытым и доступным для жителей. Борис Елкин проводит «прогулки» с прессой по объектам, находящимся на его контроле, и активно подчёркивает свою открытость как чиновник. К важным направлениям своей деятельности Борис Елкин относит и создание комфортной городской среды в городе и улучшение экологической ситуации, что перекликается с общей повесткой губернатора Псковской области. В преддверии электорального сезона, к которому уже активно готовится Псковская область, такая открытость чиновника и конструктивное взаимодействие с жителями по решению насущных городских вопросов способствуют повышению рейтинга поддержки власти и создают позитивный фон для голосования за кандидатов от партии «Единая Россия» на предстоящих выборах.

Продолжение во второй части статьи ...



Полная версия публикации
ИноСМИ 22.03.2022 10:17
Комиссия американских банков от операций по привлечению средств в уставный капитал упала на $4,6 млрд
ИноСМИ 25.03.2022 09:32
Sanofi приостановила новые поставки в Россию, кроме жизненно важных лекарств
Экономика 28.03.2022 13:23
Полетим ли на Ил-96?