Продолжение первой части статьи ...
Вторая группа рейтинга
Максим Косенков, после полутора лет работы в статусе «врио», 31 января утверждён муниципальными депутатами в качестве мэра города Тамбова. Напомним, что до этого срывались одна за другой несколько попыток голосования за градоначальника.
Двуглавая система управления городом вернулась в Тамбов в декабре прошлого года, и Максим Косенков, судимый по тяжкой статье, смог стать главой администрации (эта должность – не выборная). Наблюдатели отметили, что Максим Косенков был убеждён в благополучном для себя исходе голосования: ещё в январе, до выборов первых лиц города, он заявил, что хочет, «чтобы до 1 марта в Тамбове достаточно масштабно были возрождены уличные комитеты».
Большинство экспертов, вспоминая покровительство, оказывавшееся Максиму Косенкову экс-губернатором Олегом Бетиным, и договорённости со следующим главой региона Александром Никитиным, считают: пока что дружного тандема из ныне действующего врио главы области Максима Егорова и сити-менеджера Тамбова Максима Косенкова не просматривается. Вряд ли градоначальника областной столицы можно назвать и беспрекословно выполняющим волю главы Тамбовской области, как это происходит в большинстве регионов. Можно говорить только о каких-то тактических договорённостях между ними, да и то не по всем пунктам муниципальной повестки. Так, некоторые наблюдатели сообщают, что Максим Косенков не пошёл навстречу Максиму Егорову, возглавившему местное отделение «Единой России» – врио губернатора лоббировал в качестве главы города представителя партии власти, но Максим Косенков якобы «продавил» кандидатуру своей протеже и однопартийца из «Родины», спикера гордумы Елены Леоновой.
Одним из первых шагов избранного сити-менеджера стали попытки улучшения санитарного состояния города, которое вызывало нарекания жителей – это вопросы уборки мусора, упорядочения вырубки деревьев в городе. Тамбовцы долгое время возмущались варварским отношением к зелёным насаждениям. Формально недавнее увольнение главы тамбовского «Зеленхоза» Ивана Шишкина произошло по его собственному желанию, но некоторые наблюдатели засчитывают этот факт в положительный баланс новоиспечённого градоначальника.
Тем не менее, несмотря на получение официального статуса, большинство экспертов «Национального рейтинга» не зачли рассматриваемый период в пользу Максима Косенкова.
Новый 2022 год для Нижнего Новгорода начался с позитивной новости: изданием Forbes город включён в десятку новых туристических центров России, ставших популярными у путешественников за время пандемии. Сити-менеджер Юрий Шалабаев в это время хлопотал над организационным обеспечением масштабных торжеств – город исполнял роль «Новогодней столицы России». Целый месяц проходили новогодние мероприятия, Нижний посетили более четверти миллиона туристов, а градоначальник собрал законный урожай рейтинговых очков. Хотя некоторые эксперты не преминули заметить, что при столь внушительном финансировании празднеств областным бюджетом (общая стоимость «Новогодней столицы» составила около 327 млн рублей) испортить торжества было трудно.
Праздники закончились, а начало будней в Нижнем ознаменовало ЧП, вошедшее в федеральную повестку: при взрыве газа в жилой пятиэтажке пострадали два человека, не говоря уже о самом доме. Эксперты отметили, что городские службы сработали без замечаний, были эвакуированы 11 человек, и подготовлены варианты размещения других жильцов на случай, если их пребывание в доме было бы признано опасным. Мэр объявил, что жильцам, пострадавшим при взрыве дома, муниципалитет выплатит по 100 тысяч рублей.
Гораздо меньше одобрения вызвало подписание градоначальником постановления об увеличении в Нижнем Новгороде платы за детский сад на 22,3%. Мэр «реабилитировался», пообещав отремонтировать дороги, ведущие к больницам, и ввести льготы по оплате пребывания школьников в группах продлённого дня для 11 категорий горожан.
Некоторые наблюдатели полагают, что руководство муниципалитета какое-то время может «почивать на лаврах» результатов подготовки к отмечавшемуся в прошлом году 800-летнему юбилею Нижнего Новгорода. Город к этой дате преобразился, и это немудрено, учитывая 32 млрд рублей средств, в том числе федеральных и региональных, вложенных в подготовку к юбилею. Благоустройство коснулось практически всех общественных пространств, на карте города возник целый ряд новых объектов.
Юрий Шалабаев оказался в актуальном тренде, когда одним из первых среди мэров крупных городов страны объявил о закрытии своего аккаунта в Instagram*. Вместо него, доложил общественности мэр, он завёл Телеграм-канал, где намеревается сообщать горожанам о наиболее важных событиях и отвечать на злободневные вопросы. Именно там он сообщил о начале реализации проекта по возведению новых станций городского метро. Сити-менеджер назвал четыре площадки, на двух из которых работы обещано завершить в декабре 2025 года.
Юрий Шалабаев, считает большинство экспертов, заметно упрочил своё положение в «Национальном рейтинге».
Не лучшим образом на имидже Дмитрия Вавилина (г. Ульяновск) в исследуемый период сказался скандал с задержанием его подчинённого, замначальника управления дорожного хозяйства и транспорта администрации Ульяновска Геннадия Шакирова. Правоохранители подозревают чиновника в получении взяток от частных перевозчиков. Администрация города пообещала полное содействие силовикам в расследовании. При этом сам мэр заслужил одобрение пассажиров, предложив для горожан всех категорий бесплатный проезд в электротранспорте в период новогодних каникул.
Дмитрий Вавилин также в последний день зимы лишился своего 1-го заместителя: Алексей Гаев (к слову, возглавлявший мэрию с 2015-го по 2018 год) покинул этот пост, утратив рычаги воздействия на вопросы текущего содержания и оперативного управления – ему сулят должность, на которой он будет заниматься перспективами развития города и инфраструктуры. Эксперты предсказывали уход Алексея Гаева по инициативе облправительства после неудовлетворительно организованной работы по очистке города от снега, хотя многим из них было очевидно, что это только предлог. Алексея Гаева считают лоббистом интересов видных представителей городской и региональной бизнес-элиты. Вполне вероятно, полагает часть экспертов, что увольнение первого заместителя мэра – результат столкновения интересов этих групп. При этом сам градоначальник, в чём убеждены многие наблюдатели, в данном случае отнюдь не является равноудалённой фигурой, находящейся «над схваткой».
Шанс «подправить» свой имидж мэр получает в условиях нынешней социально-экономической турбулентности, хотя перспективы и пути преодоления намечающегося кризиса вряд ли кто-то сможет сейчас просчитать. Дмитрий Вавилин объявил о начале работы по формированию бюджетного резервного фонда «на чёрный день», вероятность наступления которого весьма велика. Цены на продукты в ульяновских магазинах, по данным властей, выросли в среднем на 10%, ФАС пытается договориться об удержании роста в пределах 5%, а муниципалитет собирается участвовать в мониторинге ценников. В любом случае мэру и его подчинённым предстоит сдавать экзамен на умение работать в форс-мажорных обстоятельствах.
Однако и текущие проблемы муниципального хозяйственного комплекса никто не отменял. Так, Дмитрий Вавилин инициировал принятие изменений в городские правила землепользования и застройки, что предусматривает, в частности, возвращение процедуры обязательных публичных слушаний при точечной застройке. Эксперты расценили этот шаг как конструктивный, однако между намерениями и реализацией, как известно, дистанция внушительная: важно не то, что слушания проводятся, важно, как они проводятся.
Позиции Дмитрия Вавилина ухудшаются – таково преобладающее мнение экспертов «Национального рейтинга».
Оценивая работу Дмитрия Морева (Архангельск), многие эксперты «Национального рейтинга» припомнили «транспортный скандал» начала нового года, когда 1 января в Архангельске автобусы не выполнили более 100 рейсов. Хотя в последние дни 2021 года стоимость проезда в пассажирском транспорте увеличилась в Архангельске с 29 до 34 рублей, что чиновники связали с требованиями компаний-перевозчиков, ссылающихся на рост цен на топливо. Дмитрий Морев нанёс нерадивым перевозчикам «ответный удар», сообщив об увеличении штрафов за неисполнение автобусных рейсов в 3 раза, а также о том, что в текущем году контракты с перевозчиками будут заключаться на новых условиях.
Февраль ознаменовался для архангелогородцев тревогами по поводу лже-«минирования» школ, что происходило еженедельно. Дмитрий Морев обвинил в этом Службу безопасности Украины, что вызвало разноречивую реакцию наблюдателей. В областной столице администрацией были подготовлены места для размещения 300 беженцев из ДНР и ЛНР.
Старт в г. Архангельске в первый день весны проекта «Школа глав» – флагманской кадровой программы и для региона, и для областного центра – накладывает особую ответственность на мэра региональной столицы Дмитрия Морева, который будет отвечать за его реализацию как председатель Совета муниципальных образований Архангельской области. Программа призвана повысить уровень компетенций муниципальных руководителей, хотя, по мнению экспертов, главным станет восполнение дефицита кадров, в том числе и муниципалитета областного центра, где, по словам градоначальника, не хватает эффективных управленцев городского и районного звена. Дмитрий Морев, координируя эту работу, должен нарастить свой авторитет как глава крупнейшего муниципального образования региона.
Видеоотчёт градоначальника об итогах деятельности администрации в прошедшем году выложен на странице муниципалитета в соцсети ВКонтакте. Подобная форма информирования населения получила со стороны экспертов одобрение. Расходную часть городского бюджета пополнили 283 миллиона рублей, не израсходованных в прошлом финансовом году – они будут потрачены на социальную сферу Архангельска.
Дмитрий Морев проверил работу новой станции водоочистки на архангельском острове Кего, которая была построена по федеральному проекту «Чистая вода» и теперь снабжает около 2 000 жителей города.
Подведение итогов за первые три месяца нынешнего года оставило Дмитрия Морева на прежнем месте в «Национальном рейтинге».
Дмитрий ЕВСЮТКИН
Политолог, руководитель аналитической группы «Запад»
Спецоперация на Украине, помимо политической составляющей, стала тем фактором, на который чиновники разного уровня списывают свою некомпетентность. Сегодня любую проблему можно списать на «сложную ситуацию».
В Калининграде, где городское управление уже несколько лет деградирует, ситуация усложняется тем фактором, что регион является полуэсклавом, где импорт всегда занимал большую долю в функционирования города, начиная от реагентов для водоканала и стройматериалов и заканчивая комплектующими для различных секторов ЖКХ.
Поэтому 15 марта сити-менеджер Елена Дятлова заявила о том, что городские власти пересматривают бюджет в части расходов и перезаключают ряд контрактов на оборудование. Никто не против экономии, но при этом на многих объектах социальной инфраструктуры в Калининграде затягиваются сроки сдачи.
Так, реконструкция здания бывшей больницы на ул. Горького, 65 под поликлинику отстала от графика более чем на год. Пешеходный мост на остров Канта планировали ввести в эксплуатацию не позднее марта 2022 года, в итоге дело дошло только до изменений в проектной документации.
От проектов вроде монорельса, о котором говорят уже добрую дюжину лет, мэрия просто открестилась, сообщив, что использовать такой вид транспорта в Калининграде (задыхающемся в пробках) нецелесообразно.
Проблем городскому хозяйству добавили природные катаклизмы, мэрия оповестила о более чем 18 неблагоприятных явлениях, обрушившихся на Калининград в последние два месяца.
В феврале в результате неожиданных снегопадов городские службы полностью расписались в своём бессилии, а Дятлова призвала жителей самим расчищать дороги.
Дошло до того, что депутаты горсовета Калининграда рассматривали тему уборки дорог отдельным вопросом и прилюдно уличили ответственных чиновников в том, что их победные реляции по вывозу снегу не соответствуют действительности.
Эксперты прогнозируют дальнейшее ухудшение состояние дорог. Затягивается решение даже по мелочам. Дорожное полотно с трамвайными рельсами на перекрёстке Ленинского проспекта и Театральной обещали выровнять год назад, но воз и ныне там. В соцсетях явно видно недовольство ситуацией в городе и автомобилистов, и пешеходов. Но чиновники кивают друг на друга: мэр – на сити-менеджера, тот – на губернатора, депутаты горсовета – друг на друга, а в итоге – управленческая неразбериха.
Всё чаще в среде горожан слышны разговоры о том, что управление городом должно осуществляться избранными мэрами.
Вячеслав ГОРОДЕЦКИЙ
Главный редактор сетевого издания «Арктический Обозреватель»
Власти Мурманска в первом квартале 2022 года сосредоточились на решении общих хозяйственных вопросов. Отчасти по причине продолжающихся выборных процедур, отчасти – по причине общей повестки (имеются в виду взаимоотношения России и Украины и остального мира) можно сказать, что в Мурманске – пора политического затишья.
Конкурс на замещение вакантной должности сити-менеджера Мурманска депутаты объявили на первом с начала года заседании горсовета, которое состоялось в первых числах февраля. Столь длительный перерыв между заседаниями был связан с коронавирусом и невозможностью собрать кворум.
Каких-либо выдающихся событий, заслуживающих пристального внимания и акцентирования, не произошло.
Владислав ШИНДЯЕВ
Политконсультант, руководитель Фонда «Отражение» (г. Иркутск)
Мэр Иркутска продолжает системную управленческую работу. Он остаётся фигурой, равноудалённой от всех политических структур, депутатских групп и других структур. Работа Руслана Болотова настроена исключительно на выстраивание управленческих процессов и систем контроля за ними. При этом можно отметить медийную и социальную активность мэра. Он регулярно посещает различные социально-культурные, патриотические мероприятия, проявляет активность в социальных сетях.
За прошедший период появился авторский Телегра-канал мэра, где он информирует подписчиков о работе мэрии.
Работу мэра за прошедший и предыдущие периоды можно оценить как ориентированную на конструктивные проектные и тематические изменения в городе, направленные на стабилизацию ситуации во всех сферах, приведение в порядок областного центра, в том числе после зимнего периода. Также продолжается работа по обеспечению контроля за всеми структурами, которые задействованы на выполнении работ и оказании услуг по муниципальным подрядам.
Улубей МУТАЕВ
Заведующий кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ивановского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова
Зима-весна 2022 года ознаменовались продолжающейся ковидной эпопеей, большими снегопадами, необходимостью уборки города после зимы и ставшей результатом западных санкций пропажей с прилавков сахара, соли, стирального порошка и других товаров первой необходимости. В сложившихся условиях горожане особенно остро реагировали на деятельность администрации города, но, надо отдать должное мэру, В. Н. Шарыпов открыто работает над устранением последствий сложившейся ситуации.
С прилавков магазинов внезапно исчез сахар, поэтому потребовалась дополнительная работа с магазинами, личная инспекция некоторых из них, в результате чего сахар всё-таки появился в продаже, хотя и по значительно более высокой цене.
Изменилась ситуация в сфере предпринимательства в связи с западными санкциями, в ответ на это в конце марта открылся приём заявок на субсидирование субъектов малого и среднего бизнеса.
Активно ведётся работа с НКО, в марте 5 млн рублей были распределены среди общественных организаций. Кроме того, В. Н. Шарыпов лично отвёз корм в приют для животных «Майский день».
Снежная зима привела к риску паводка, администрацией города принимаются необходимые меры для предотвращения пагубных последствий таяния снега.
Остаётся проблема уборки города от последствий зимы, но надеемся, что ситуация скоро разрешится посредством работы городских служб и традиционных субботников.
В сложившемся положении мы, горожане, должны консолидироваться вокруг наших лидеров для поддержания устоявшегося порядка и преодоления трудностей, с которыми столкнулась наша страна.
В. Н. Шарыпов как раз такой лидер, вместе с которым город Иваново сможет сохранить темпы своего развития.
Роман КОЛОМОЙЦЕВ
Руководитель мониторингово-экспертного центра «Группа 32», главный редактор сайта InFocus.рress
Получив вместе с огромным количеством проблем мнение жителей, ответивших отрицательно на вопрос популярного областного ресурса: довольны ли они качеством управления Ростовом («да» – 4, 03%, «нет» – 95,97%), А. В. Логвиненко в 2021 году вновь занял пост главы администрации города. В его ответном слове после избрания снова проявился знакомый стиль чиновничества, не ориентированного на оценки людей, не стремящегося к инновационным подходам в управлении таким важнейшим центром Юга России, каким является Ростов-на-Дону. Ростовский глава стандартно пообещал продолжить курс на привлечение инвестиций, сосредоточиться на развитии города и создании комфортной среды, сделав заявку на имидж хозяйственника. И вплоть до настоящего времени глава города по инерции выделяет в своих управленческих решениях поддержку застройщиков и стабильность строительного рынка, игнорируя, в частности, негативное отношение ростовчан к многоэтажному строительству, уродующему исторический облик Ростова, создающему проблемы с транспортом, социальной инфраструктурой, парковками и, что немаловажно, ведущему к вырубке сотен деревьев.
Сначала пандемия потребовала внести коррективы в городскую политику, а теперь ситуация с санкциями требует ещё большей мобильности в решении задач, стоящих перед городом. Просчёт, на мой взгляд, в управленческой практике А. В. Логвиненко – в том, что он формально подходит к изменившимся реалиям. Вот властями Ростова принимается пакет антикризисных мер (отсрочка по уплате арендных платежей, льготные микрозаймы для МСП, мораторий на плановые проверки в рамках осуществления муниципального контроля), однако по сути эти меры повторяют аналогичные, введённые во время локдауна в апреле 2020 года.
Понятно, что значимость муниципального уровня в решении задач, стоящих перед Россией, остаётся невысокой. Однако и на этом уровне, тем более в нынешней кризисной ситуации, необходимо идти на разрыв шаблонов, действовать жёстко, решительно, нестандартно. Ведь ещё в конце прошлого года российское правительство в программе «Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения» предлагало «рассматривать муниципальную экономику как важнейшую часть национальной экономики и возможность увеличить экономический рост за счёт активизации финансово-экономической деятельности».
Между тем, в администрации Ростова приступили к подготовке второго пакета антикризисных мер в условиях санкций. И что? Заявлен знакомый акцент «на поддержку застройщиков». То есть значительный перекос в работе Логвиненко в пользу инфраструктурных мегапроектов продолжается. При этом более насущная, текущая работа мэрии вызывает постоянные нарекания горожан. Здесь и санитарная очистка улично-дорожной сети, и спасение архитектурного облика Ростова (1 500 раритетных зданий могут исчезнуть в городе), и нерешённые проблемы с мусором, и шесть лет не ремонтировавшиеся теплотрассы. Результат – последний случай прорыва трубы с горячей водой на Малиновского : 13 человек с ожогами.
Некоторую надежду на изменение инерции управленческой парадигмы вселяет то, что «совместно с Торгово-промышленной палатой Ростовской области администрация оказывает содействие предприятиям по поиску поставщиков и построению новых логистических цепочек». Обещана поддержка малому и среднему бизнесу, а также крупным системообразующим предприятиям. Власти Ростова объявили о своём желании встретиться с бизнес-сообществом и представителями крупных российских банков. Все собранные предложения, касающиеся региональных или федеральных полномочий, администрация намерена направить в правительство Ростовской области для рассмотрения.
Всё это – пожелания и намерения. Из конкретных шагов назову появление в администрации Ростова нового заместителя главы по экономике. Им стал Сергей Заревский. В 1997 году он окончил Ростовскую государственную экономическую академию, затем – Ростовский государственный экономический университет РИНХ, имеет учёную степень кандидата экономических наук.
Интересный факт: в 2019 году Сергей Заревский стал финалистом конкурса по выбору главы администрации города. Он конкурировал с Алексеем Логвиненко. По итогу второй оказался лучшим при собеседовании.
Антон ТИМЧЕНКО
Политконсультант. Партнёр Консалтингового бюро Т&М. Член Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО)
Ситуацию с мэром Ярославля можно назвать «подвешенной». Активно распространяемые слухи и прогнозы скорой отставки реальностью не стали. При этом, даже если ротация градоначальника планировалась, в нынешней ситуации, щедро одаривающей вызовами всю вертикаль власти, проводить её едва ли рационально. Шторм – не лучшее время для кадровых экспериментов. Тем более что с текущими задачами Владимир Волков справляется. Проводится ремонт дорог, обновление генплана и благоустройство города, сбор гуманитарной помощи для жителей ЛНР и ДНР, приём беженцев.
Однако важно учитывать, что «на земле» социально-экономические последствия текущего момента легли на плечи в первую очередь глав регионов. И то, насколько эффективно ярославский мэр встроится в эту работу в качестве низового звена публичной власти, а также итоги предстоящей избирательной кампании, судя по всему, и определят осенью его дальнейшую судьбу.
Антон ЧАБЛИН
Политолог, журналист. Главный редактор портала «Акценты»
Все политические действия руководства Ярославля в этом году подчинены предвыборной логике. Регион крайне непростой, и прошлогоднее протестное голосование на сентябрьских выборах во многом и стоило кресла губернатору Дмитрию Миронову.
Сейчас регион раздираем противоречиями между федеральными группами влияния, которые пытаются повлиять на исход выборов. Не случайно сюда завели сразу двух федеральных политтехнологов – Андрея Колядина и Анастасию Костикову. Но они скорее оппоненты, а не союзники.
В Ярославле в преддверии сентябрьских выборов изменили избирательную систему – из смешанной она становится мажоритарной. Выборы по одномандатным округам в городе можно расценить как шаг отчаяния на фоне падающих рейтингов «Единой России». Хотя шаг этот мне кажется и не самым эффективным по ряду технологических причин. Смешанная система выборов более эффективна, поскольку позволяет использовать потенциал и партийных брендов, и отдельных политиков-одномандатников.
«Единую Россию» в городе, напомню, возглавляет председатель горсовета (в Ярославле он хитро называется муниципалитет) Артур Ефремов. Сам мэр Владимир Волков лишь состоит в региональном политсовете. Насколько мне известно, политические взаимоотношения у него с Ефремовым сложные.
А с учётом затеянных в преддверии выборов политических экспериментов отношения в городском истеблишменте ещё больше усложнятся. Одномандатных округов на всех желающих попросту не хватит, в отличие от мест в партийных списках. Так что в ближайшие месяцы Ярославль точно станет ареной жёсткой и бескомпромиссной политической борьбы.
Оксана МОРОЗОВА
Политолог, председатель Рязанского отделения Российской ассоциации политической науки
Рязань находится в достаточно сложном экономическом положении, потому что является дотационным муниципальным образованием и зависит от политики региональных властей. Начало года ознаменовалось для Рязани уходом со своего поста председателя городской думы, главы МО г. Рязань Юлии Рокотянской. К её уходу город отнёсся достаточно спокойно. А на вакантное место была избрана Татьяна Николаевна Панфилова, которая вернулась из Рязанской областной думы, где также была избрана по спискам «Единой России».
Панфилова – политик с очень большим стажем. Она неоднократно избиралась депутатом и других представительных органов власти, и можно предположить, что она предпримет кадровые перестановки, которые неизбежно затронут и структуру городской администрации.
Некоторые изменения уже произошли: покинули свои посты приближённые к Рокотянской сотрудники администрации.
На этом фоне мэр Рязани Елена Сорокина не дает каких-то определённых комментариев, занимаясь той традиционной работой, которую для себя определила приоритетной. Это, прежде всего, деятельность, связанная с проверкой того, как происходит движение в сторону решения проблем благоустройства города, что до сих пор актуально, и строительство муниципальных объектов, среди которых на первом месте, конечно, можно назвать школу в плотно застроенном микрорайоне Кальное. Сорокина периодически бывает на этих объектах. В этом и заключается в основном её посыл, с которым она выходит в информационное пространство.
Очень негативно воспринимается горожанами тот факт, что были проигнорированы публичные общественные слушания, которые происходили ранее, и неоднократно, относительно застройки квартала Рязани между улицами Есенина и Грибоедова. Жители близлежащих территорий были против этой застройки новыми многоквартирными домами, потому что эта территория и сейчас насыщена жилыми комплексами. Есть основания предполагать, что дополнительные высотные дома создадут крайне опасную нагрузку на коммуникации, уже довольно сильно изношенные, и их может не хватить на то, чтобы снабжать весь район водой, электричеством и осуществлять водоотведение. Более того, эта застройка создаёт дополнительные транспортные проблемы, так как это как раз место, через которое осуществляется въезд и выезд из города, а рядом проходит дорога с односторонним движением, поэтому транспортный коллапс этим улицам будет обеспечен.
Тем не менее, уже все наблюдают огораживание места, снесение заправки, и получается, что смысла в общественных слушаниях по большому счёту не было, городская администрация приняла решение, и застройка всё-таки будет осуществлена.
Что касается медиаактивности, то Е. Сорокина присутствует в различных соцсетях, где периодически обновляется информация об объектах, которые она посетила, или проконтролировала уборку снега, или провела личный прием граждан. Но количество подписчиков не очень большое, комментарии редки, а часть из них носит негативный характер. Например, зимой город столкнулся с крайне неудовлетворительной работой городских служб по уборке улиц и дворов от снега и его своевременного вывоза. Техники катастрофически не хватало, улицы были заполнены сугробами. Бывало, в дни сильных снегопадов на уборку остановок выходили даже сотрудники администрации. Но это были больше разовые акции, которое носили пиар-характер. Потому что всё-таки каждый должен заниматься своим делом, и работники администрации – в том числе.
Можно сказать, что деятельность мэра Елены Сорокиной в большей степени относится к таким важным для жителей города аспектам городского хозяйства, как благоустройство, постройка и реконструкция объектов социальной инфраструктуры. Однако жители города не видят на этом поприще заметных достижений.
Сергей ЗЫРЯНОВ
Политолог. Директор Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Глава города Наталья Котова работает в этой должности с ноября 2019 года, то есть 2 года и 3,5 месяца. За это время она, благодаря своим деловым и лидерским качествам, вошла в состав лидерской группы региональной элиты и закрепилась в ней. Согласно оценкам экспертов, Наталья Котова по итогам 2021 года заняла места в ТОП-7 рейтинга известности и рейтинга влияния региональной элиты.
В основе данных оценок – успешное управление функционированием хозяйственно-экономической и социально-культурной сфер жизни крупного миллионного промышленного города и административного центра Челябинской области. Об изменениях к лучшему в 2021-ом, втором году пандемийного кризиса, свидетельствуют ряд позиций, характеризующих жизнь городского социума, озвученных во время отчёта главы перед депутатами городской думы.
Одним из ключевых для города моментов стало принятие двух важнейших документов – стратегии социально-экономического развития до 2035 года и Генерального плана города. Данные документы демонстрируют планируемые точки развития города в долгосрочной перспективе, ближайшие планы по развитию города уже строятся на основе этих двух ключевых документов, в них учтены экологические вопросы, обновление транспорта, озеленение, развитие жилищного строительства, возведение социальных объектов.
По итогам 2021 года в Челябинске зафиксированы: рост товаров и услуг – на 30%, рост на 3% услуг предприятий общественного питания, рост среднемесячной зарплаты на 8,7%, построено 589 тысяч квадратных метров жилья, расселение 28 аварийных домов (235 челябинцев), реализация под руководством муниципального проектного комитета с муниципальной составляющей на сумму более 7 млрд рублей, рекультивация участка, занятого городской свалкой в Металлургическом районе, обновление167 единиц городского пассажирского транспорта и др.
Наталья Котова, опираясь на созданную в мэрии «платформу обратной связи», поддерживает постоянный диалог с жителями города, приняв и отработав 49 934 обращения. Всё перечисленное, несомненно, способствует улучшению качества жизни городского социума. Однако есть и противоречивые тренды, купировать которые Наталье Котовой и её команде пока не удаётся.
Во-первых, уменьшение численности населения города с 2019-го по 2022 годы составило 74 727 человек (расчёт и оценка – автора). Свою лепту в это внесла пандемия. Возникшие в 2020 году в России обстоятельства, скорее всего, способствуют усилению тренда на сокращение населения города.
Во-вторых, имеет место быть сокращение городского бюджета. С 2020-го по 2022 год доходная часть уменьшилась на 5,792 млрд рублей, а расходная сократилась на 6,080 млрд рублей.
В-третьих, требует дальнейшего совершенствования политический PR в части, касающейся внедрения инновационных решений в городскую жизнь. Два примера. Первый: мэрии пришлось приостановить работу по ограждению трамвайных путей. Второй: реализованный проект реконструкции дорожного полотна на Комсомольском проспекте вызвал множество критических оценок. В обоих случаях отсутствовала предварительная PR-работа.
Говорить о проблемах в деятельности главы Челябинска Н. П. Котовой и её администрации понуждает и то, что, судя по начальным событиям 2022 года в России и мире, управленческой команде предстоит найти ключи к решению проблем, вызванных стихийными санкциями коллективного Запада по отношению к экономике России. Видимо следует ожидать сокращения объёмов производства и услуг, а также возможного роста безработицы и инфляции.
Также в случае принятия новой редакции закона о местном самоуправлении Челябинску предстоит упразднить 7 внутригородских муниципальных районов и восстановить выборную городскую думу.
Олег РЕУТ
Политолог, публицист. Член Общественного совета при Центральной избирательной комиссии Республики Карелия (г. Петрозаводск)
В Петрозаводске корректировка муниципальной экономической политики в обстоятельствах принципиально новых вызовов заметно отстаёт от ожиданий федерального центра и региональных органов власти. При условном разделении на две волны воздействия – краткосрочную, связанную с разрывом логистических цепочек и хозяйственных связей, скачком валютного курса, ростом стоимости капитала, и долгосрочную, определяющую общий рост инвестиционных рисков, переформатирование ряда бизнесов и отраслей, рост трансакционных издержек, снижение экспорта – поиск действенных методов защиты от них оказался поставленным на паузу.
Эффекты краткосрочной волны материализовались в увеличении стоимости горячего питания в детских садах и школах, повышении спроса и цен на лекарства и медицинские препараты, создании дефицита некоторых товаров из-за недопоставок. Городская администрация предпочла занять позицию, в соответствии с которой поиск альтернативных поставщиков товаров и услуг возьмут на себя рыночные механизмы, а мониторинговые задачи выполнит региональный штаб по сохранению экономической устойчивости.
На фоне быстрой и эффективной реакции, которая была продемонстрирована в ряде административных центров, в столице Карелии меры поддержки бизнеса и населения до сих пор не проработаны. Не проводится мониторинг состояния рынка труда и реагирования на его изменения. Не сформулированы предложения в региональные программы мер помощи промышленности и импортозамещения. Не создана экспертная (экспертно-консультационная) экономическая группа.
Руководство администрации Петрозаводска и Петрозаводского городского совета провели лишь две встречи с предпринимателями, представляющими сферы общественного питания и производства пищевых продуктов. К сожалению, всё ограничилось информированием о начале конкурсного отбора на предоставление субсидий в рамках программы «Развитие и муниципальная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Петрозаводского городского округа». И это при том, что указанная информация о формах и видах финансовой, имущественной и информационной поддержки достаточно подробно представлена на портале для малого и среднего бизнеса Петрозаводска. Действительно востребованные и инновационные меры поддержки даже не обсуждались.
Городская «машина роста» оказалась не готова к активизации работы по инвестиционному треку в сложившейся ситуации экстренного импортозамещения и запроса на ускорение темпов цифровизации. Властная коалиция, опирающаяся на депутатов горсовета, представляющих строительные и сервисные компании, демонстрирует структурную уязвимость при переформатировании задач побратимской кооперации и перенастройке проектов приграничного сотрудничества. Новая экономическая реальность требует максимальной адаптации к санкционному режиму и реагирования на ограничения. Однако пока всё делается «дороже, сложнее и медленнее».
Леонид ЧЕРТОК
Политолог, главный редактор Информационного Агентства «RUSNORD» (г. Архангельск)
Самым большим испытанием февраля для главы Архангельска и всей городской администрации стали непрекращающиеся снегопады. С таким обилием белых осадков не справлялся генеральный подрядчик подобных работ в лице «Мезенского дорожного управления». Губернатор региона Цыбульский за это периодически устраивал «разбор полётов» на еженедельных летучках. Но и помогал деньгами и техникой… Родовой москвич, в отличие от своих предшественников, уделяет должное внимание «лицу области».
Ситуация усугублялась ещё и тем, что внутридворовые проезды не входят в зону ответственности МДУ, а у управляющих компаний то мощностей не хватает, то элементарного желания – дворники до сих пор являются представителями редкой профессии на Русском Севере. Что вызывало законное недовольство у обитателей соцсетей, не очень разбирающихся в тонкостях мироустройства. И всё-таки ситуация выровнялась не без помощи не так давно созданного МУП «Городское благоустройство». Плюс – на помощь пришла новая техника в виде мини-погрузчиков со специальным навесным скалывателем льда. Работает настолько эффектно, что сразу понизило градус народного гнева.
В перспективе у города появится новый подрядчик дорожных работ со сроком контракта на 14 месяцев и с правом оперативной замены, что было анонсировано самим Дмитрием Моревым.
Из событий марта стоит отметить попадание Архангельска в федеральную программу капремонта школ. Администрация города совместно с директорами среднеобразовательных учреждений подготовила грамотную заявку, которая получила положительную экспертизу и поддержку властей региона. Наши наблюдатели отмечают, что в это непростое, тревожное (вы понимаете) время позитивные новости от мэра всё больше касаются решения именно социальных проблем – некая форма «импортозамещения».
А ещё Морев выступил перед архангелогородцами с видеообращением через социальные сети, в котором рассказал о планах на будущее и подвёл итоги прошлого года. До него подобного не делал никто. Говорят, народу понравилось…
Третья группа рейтинга
Михаилу Исаеву (Саратов) до самой весны пришлось «разгребать завалы» снега и материалов проверок по его уборке и складированию. В предыдущие два года, напоминают наблюдатели, администрация областной столицы уже подвергалась мерам прокурорского реагирования за недоработки в уборке снега и льда. Минувшей зимой прибавился и вопрос организации снежных полигонов и их соответствия экологическим требованиям.
Региональная прокуратура направила градоначальнику Михаилу Исаеву представление об устранении нарушений при организации вывоза и складирования снега на полигоне в пос. Саксагай, где местные жители выражали готовность перекрыть дорогу для машин со снегом. Люди (как полагают эксперты, не без оснований) считают, что загрязнённые вредными веществами талые воды угрожают и их здоровью, и экологии реки Волги.
Уборка снега и наледи в самом Саратове, по мнению горожан, зимой-2022 также была организована неудовлетворительно. Несколько прохожих получили серьёзные травмы, в том числе из-за падения наледи с крыш. Глава города сообщил, что муниципалитет предупреждал управляющие компании и просил очистить кровли и козырьки. Однако эти оправдания не уберегли Михаила Исаева от получения рейтинговых «чёрных шаров» по итогам работы мэрии прошедшей зимой.
Возможно, в том числе проблемная зима побудила саратовского градоначальника на встрече с губернатором Валерием Радаевым озвучить планы мэрии о децентрализации работ по благоустройству, куда входит и уборка снега – их отдадут на уровень районных администраций, главы которых будут иметь свой ресурс, в том числе и соответствующие МУПы. Это решение мэра наблюдатели расценили как рациональное. Обратили они внимание и на его постановление о том, что в числе мест для исправработ осуждённых станет больше объектов благоустройства.
В конце прошлого года было объявлено об очередном расширении Саратова за счёт присоединяемых к городу населённых пунктов. Из-за проблем с распоряжением землёй в них областному центру аврально потребовался новый генплан, разработка которого оценивалась в 19,6 млн рублей. В аукционе победу отдали компании из Санкт-Петербурга, снизившей цену до 11 с небольшим млн рублей. Она обязалась подготовить генплан за 3 месяца, в связи с чем некоторые специалисты усомнились в возможности за столь короткий срок создать что-то качественное. Данная тема станет очередной зоной ответственности для градоначальника.
Эксперты обратили внимание и на то, что бюджет Саратова в текущем году ожидается с дефицитом в полмиллиарда рублей из-за выпадения доходов в результате отмены единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Впрочем, в следующие два года бюджет обещают исполнить без дефицита, что также станет экзаменом для городской власти и повлияет на позиции мэра.
Комментируя меры поддержки региона в период санкций, мэр областной столицы сообщил, что при поддержке Центра в ближайшей перспективе появится автомобильный Южный обход, который разгрузит город от транспорта. Градоначальник пообещал всемерное содействие проекту со стороны муниципалитета. Сообщив эту благую для города новость, Михаил Исаев, тем не менее, много баллов в свою пользу не набрал, в очередной раз уступив их «заслуженному куратору города Саратова» спикеру Госдумы Вячеславу Володину, на чьи слова он и ссылался.
Несмотря на все перипетии, рейтинг Михаила Исаева в «Национальном рейтинге» всё же немного повысился.
Андрей Борисов (г. Смоленск) привлёк внимание экспертов, презентовав стратегию социально-экономического развития областного центра до 2030 года. Приоритетами в стратегии названы развитие и модернизация городского хозяйства и инженерной инфраструктуры; увеличение численности субъектов малого и среднего предпринимательства и повышение инвестиционной привлекательности; создание туристической среды; развитие социальной сферы и создание условий для улучшения качества жизни горожан.
Наблюдатели отметили также инициированную градоначальником реформу городской администрации. Предполагается преобразование с 1 июня с. г. администраций Ленинского, Промышленного и Заднепровского районов в территориальные управления с их избавлением от ряда дублирующих функций. А большая часть структурных подразделений администрации Смоленска получит статус управлений. Изменения были единогласно утверждены городскими депутатами. Большинство наблюдателей соглашаются с тем, что меры, инициированные сити-менеджером, позволят оптимизировать деятельность администрации, повысить управляемость городским хозяйством, а также контроль за деятельностью структурных подразделений.
Двояко оценивают эксперты «войну с ларьками», ведущуюся в Смоленске. Губернатор Алексей Островский потребовал, чтобы предприниматели сферы торговли вели свою деятельность в рамках правового поля и не в ущерб облику областного центра. Глава региона поучил мэру изучить опыт других субъектов в части демонтажа торговых точек, не вписывающихся в рамки закона, ибо «масштабы работы не устраивают ни горожан, ни меня». Андрей Борисов, в свою очередь, доложил губернатору, что администрация города системно взаимодействует с ресурсоснабжающими организациями относительно отключения незаконных объектов торговли от электро-, тепло-, водоснабжения. Некоторые эксперты считают, что меры поддержки малого бизнеса пока что недостаточны, тем более в нынешней сложной обстановке, а ликвидация торговых точек вызовет трудности для определённой части горожан. Данная тема негативно воздействует на имидж Андрея Борисова.
Мэр также обратил на себя внимание, прибегнув к столь непопулярному в среде чиновничества жанру, как публичные извинения перед людьми. Андрей Борисов в ходе прямой линии в соцсети извинился перед горожанами за те неудобства, которые они порой испытывают в повседневной жизни. Извиняться, по мнению экспертов, есть за что. В частности, мэрия объявила, что в связи с отсутствием средств обновление общественного транспорта в 2022 году в Смоленске не планируется, хотя износ большинства единиц подвижного состава вплотную приблизился к 100 процентам. «У нас нет как таковой транспортной услуги, есть всего лишь «обилечивание» пассажиров», – самокритично заявил Андрей Борисов.
Разрыв Варшавой побратимских отношений со Смоленском Андрей Борисов назвал «международной онкологией», чем вызвал гораздо больше оценок со знаком «плюс», чем «минус».
Однако, несмотря на успех на «международном» направлении, Андрей Борисов серьезно ухудшил свои позиции в «Национальном рейтинге».
Эксперты сочли стартовые позиции избранного мэром г. Биробиджана Максима Семёнова благоприятствующими его прогрессу в таблице «Национального рейтинга».
После добровольной отставки в декабре 2021 года экс-градоначальника Александра Головатого был объявлен конкурс на замещение должности главы муниципалитета. 24 февраля с. г. 13 из 17 депутатов городской думы отдали свои голоса за кандидатуру Максима Семёнова, работавшего ранее главой Биробиджанского муниципального района.
Неожиданностей в ходе конкурса ожидать было трудно в силу того, полагают эксперты, что «единороссу» Максиму Семёнову протежировал глава региона Ростислав Гольдштейн. Он, по наблюдениям экспертов, не рискнул назначить «на город» исполнявшего обязанности мэра и спикера гордумы неопытного 23-летнего мундепа Антона Болтова со скудным послужным списком – репутационные издержки для губернатора в данном случае превышали бы потенциальные и не очевидные для наблюдателей выгоды. Впрочем, другие наблюдатели расценивали этот кейс как информационный вброс, призванный сохранить интригу вокруг достаточно рутинной (при квалифицированном большинстве в гордуме у «ЕР») процедуры конкурса.
Максим Семёнов также не обременён большим стажем пребывания в губернаторской команде, к «Единой России» он примкнул относительно недавно, позиционируя себя ранее не ангажированным политиком, дистанцировавшимся и от партии власти в том числе. Однако определённым опытом муниципального администрирования, благодаря руководству районом, Максим Семёнов располагает.
Как считают эксперты, пользуясь тем, что амбициозный глава региона пытается вывести ЕАО из числа вечных аутсайдеров, что без кардинальных изменений в столице области не осуществить, у Максима Семёнова есть реальный шанс проявить себя на позиции градоначальника. В Биробиджане запланировано возведение учебных заведений, нового современного жилого микрорайона.
Первые испытания для мэра не заставили себя ждать. 11 марта по телефону «горячей линии» биробиджанцы имели возможность пожаловаться на плохую уборку дорог и дворов от снега. Администрацию завалили жалобами, и Максим Семёнов пригрозил ответственным за уборку мерами прокурорского реагирования и обращением в Госжилинспекцию. А 15 марта в результате аварии на магистральном трубопроводе большая часть Биробиджана осталась без горячей воды и отопления. Реакцию градоначальника на эти катаклизмы и его действия наблюдатели оценили положительно.
В свою копилку новоиспечённый мэр может занести и включение его губернатором в региональный штаб по обеспечению развития экономики в условиях внешнего санкционного давления.
Рокировку руководителей столицы Республики Калмыкия большинство экспертов «Национального рейтинга» сочли вписывающейся в актуальную кадровую логику главы региона. Кресло мэра Элисты занял Шафран Тепшинов, сменивший на этом посту досрочно сложившего полномочия Дмитрия Трапезникова, перешедшего на более высокий управленческий уровень в республиканское правительство, где он в ранге зампреда будет курировать вопросы экологии и ресурсного обеспечения сельского хозяйства.
Дмитрий Трапезников за два года работы градоначальником добился реальных результатов в увеличении доходной части бюджета Элисты (с 2,8 млрд руб. в 2019 г. до 4,5 млрд руб. в 2022-м), оптимизации муниципального хозяйства в сферах транспорта, создания социальной инфраструктуры и обновления инфраструктуры коммунальной, расселения граждан из ветхого и аварийного жилья, исполнения обращений граждан и т. д.
«Считаю его хорошим стратегом, умеющим выстраивать деловые отношения», – выразил своё мнение о Дмитрии Трапезникове глава республики. Однако политическая и эмоциональная ситуация, складывавшаяся вокруг прежнего мэра, изначально была нездоровой. Своей равноудалённостью от местных кланов он канализировал их недовольство и выступил в роли «громоотвода» для недавно вступившего в должность руководителя Калмыкии, период адаптации которого был осложнён политической турбулентностью и в регионе, и в его столице.
Конкурентами назначенного мэром 42-летнего Шафрана Тепшинова (с ноября прошлого года – заместителя главы администрации Элисты, курировавшего строительство, а до этого – главы района в Волгограде) в конкурсе были два кандидата, также представлявшие горадминистрацию. На внеочередном заседании 11 марта большинство депутатов городского собрания поддержали кандидатуру и. о. руководителя муниципалитета Шафрана Тепшинова.
Наблюдатели отмечают, что обладающий значительным опытом деятельности в муниципальной экономике Шафран Тепшинов сразу включился в работу. Инспекция им строительных объектов, контроль работ по благоустройству и ликвидации последствий непогоды в городе, участие в обсуждении проблем сохранности историко-культурных памятников продемонстрировали, что публичный акцент в своей работе (по крайней мере, на её первом этапе) сити-менеджер планирует сделать на решении социальных и хозяйственных проблем Элисты.
Большинство экспертов «Национального рейтинга» не склонны пока выдавать особые авансы новому мэру. Однако в таблицах исследования его стартовые показатели оказались всё же несколько лучшими, чем итоговые у предшественника.
Галина ШЕШУКОВА
Политолог, профессор Оренбургского института (филиала) «Московский государственный юридический университет им О. Е. Кутафина». Руководитель социологического центра «Общественное мнение»
Более полугода в Оренбурге не было мэра – городом управлял исполняющий его обязанности С. Салмин. Конкурсная комиссия никак не могла этот вопрос решить окончательно и предложить городскому совету две кандидатуры на выбор. И вот, наконец, 24 марта коллапс власти разрешился. 33 (из 34-х голосовавших депутатов) проголосовали за С. Салмина, один бюллетень оказался испорчен.
Напомню, бывший мэр В. Ильиных в сентябре прошлого года стал депутатом Госдумы, а перед этим, с мая, под разными предлогами он фактически не появлялся на территории города, что вызвало настоящий кризис муниципальной власти. Многие чиновники городской администрации уволились. Им было понятно, что по договорам, которые заключались ранее, ответственность придётся нести всем оставшимся. В итоге порядка 30% работников покинули администрацию города, и сейчас там много вакантных должностей.
У города сохраняются серьёзные проблемы с благоустройством территорий, отловом бродячих собак, уборкой мусора, потому что не решается вопрос с контейнерными площадками.
Обязанности главы города нередко исполнял губернатор Д. Паслер – он сам инспектировал состояние ЖКХ, городских пространств, медицинских и торговых учреждений на территории Оренбурга. Надо отдать должное С. Салмину, для него эти полгода были своего рода испытательным сроком, на протяжении которого он не совершил серьёзных ошибок.
Возможно, теперь, после избрания, С. Салмин, представивший конкурсной комиссии интересную программу развития города, почувствует силу. Молодой, энергичный и инициативный, он попробует создать свою команду и приступит к решению накопившихся в городе проблем. У него для этого есть поддержка губернатора и амбициозные планы по развитию городской инфраструктуры. При этом очень важно наладить отношения с гражданским обществом, волонтёрским движением, СМИ. Время сейчас очень сложное для города и для страны. Для решения самых неотложных проблем города понадобится год-полтора. Пожелаем же удачи С. Салмину и жителям Оренбурга.
Виталий АРЬКОВ
Политолог, основатель и руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS
Со сменой персоналии на посту главы Волгограда не изменился принцип стратегического управления городом – оно по-прежнему осуществляется не из мэрии, а из администрации Волгоградской области, из кабинета губернатора Андрея Бочарова.
Однако в части оперативного управления муниципалитетом изменения всё же произошли, и это всё отчетливее заметно. Новый глава Волгограда Владимир Марченко, очевидно, получил куда более широкие, нежели его предшественник на этом посту Виталий Лихачёв, реальные полномочия, а свобода его действий расширена.
Причин тому может быть несколько. Во-первых, это само отличие Марченко от Лихачёва. Если карьера Виталия Викторовича до заведения в мэрию Волгограда в основном была связана с парламентаризмом и публичной политикой, а на посту главы муниципалитета эти его профессиональные навыки оказались под негласным запретом (сиять на политическом небосклоне региона дозволено только первому лицу), то в багаже Владимира Васильевича больше всё же реального управленческого опыта, и именно в тех сферах, что наиболее «горячи» в работе на новой должности. То есть он прекрасно разбирается в том, руководить чем его назначили.
Во-вторых, отладив механизмы работы в Волгограде как локомотиве региона, губернатор Андрей Бочарова совершенно логично переключился на наведение порядка и в других муниципалитетах – последние месяцы он активно колесит по сельским районам.
К тому же со второй половины февраля, как известно, серьёзно изменилась ситуация в общероссийском масштабе, и решение возникающих в этой связи проблем в большинстве случаев требует личного участия главы субъекта Федерации.
Герой России Андрей Бочаров сегодня – один из немногих российских губернаторов, чувствующих себя в чрезвычайных ситуациях совершенно уверенно, принимающих своевременные и грамотные решения. Для него, как российского офицера, подобное – привычная стихия. В отличие от рафинированных «молодых технократов».
И в этой связи, конечно же, сейчас он даже чисто физически не может уделять Волгограду прежнего внимания – инспектируя с прежней интенсивностью строительство новых школ и других объектов инфраструктуры, сохраняя при этом полный контроль над ситуацией.
И по этой ещё причине нынешний глава Волгограда Владимир Марченко появляется перед жителями в рабочих поездках по городу, в отличие от предшественника, уже не как по большей части безмолвная тень губернатора, а как наделённый определёнными полномочиями один из ключевых игроков его команды.
Алексей ПРОКАЕВ
Юрист. Член Общественной палаты муниципального образования «Город Саратов»
Глава города Саратова Михаил Исаев, несмотря на масштабные геополитические изменения и изменения в экономике, активизировался в решении муниципальных проблем, что вселяет определённую уверенность в том, что местная власть осознаёт стоящие перед ней проблемы и понимает пути их решения.
Прошедшее ежегодное отчётное заседание актива Саратова достаточно неожиданно показало наличие стратегического мышления у главы города, намеченные цели и задачи на предстоящий период в своем большинстве учитывают возможные негативные последствия в экономике города, а предлагаемые меры направлены на решение первоочередных задач, в том числе сохранение достигнутых экономических показателей. Отчёт главы города о проделанной работе за прошедший год дает основания делать выводы об исполнении основных показателей бюджета, а также о реализации федеральных проектов.
Саратов не стал исключением в части панических настроений населения на фоне происходящих событий. Глава города оперативно предпринял меры для устранения необоснованного ажиотажа среди населения по поводу наличия в торговых сетях продуктов первой необходимости, в том числе путем дополнительной организации ярмарочной торговли. Был организован колл-центр для обеспечения надлежащей информированности населения по указанной проблеме.
Глава города продолжил активно взаимодействовать с местными и федеральными элитами. Несмотря на прозвучавшую критику со стороны главы Саратовской области В. В. Радаева и председателя Государственной Думы В. В. Володина, они публично выразили поддержку главе города на заседании актива Саратовской области, которое, так же, как и отчётное заседание актива города Саратова, прошло в исследуемый период.
В целом можно сделать вывод о том, что Михаил Исаев в новых условиях занимается тем, чем и должен заниматься компетентный градоначальник.
Екатерина ГОЛОД
Генеральный директор ООО «Издательский дом «Волгоградская правда»
За прошедший месяц мир вокруг нас изменился решительно и бесповоротно. Россия, да и весь мир вступили в новую историческую эпоху. Перестраивается внутренняя политика на всех уровнях, разрабатываются новые экономические меры, к изменившимся реалиям постепенно адаптируется государственная информационная политика. Перестройка мышления и действий идёт везде.
И на этом фоне особенно выбивается из общего интенсивного ритма, мироощущения и задач работа мэра Астрахани Марии Пермяковой.
Если вы – журналист и отслеживаете новости, что предполагает, в том числе, мониторинг решений и действий власти, то деловая и информационная повестка астраханского мэра, по меньшей мере, вызовет у вас удивление. Новые реалии? Новые вызовы? Новые задачи? Нет, мы об этом не слышали. Мир изменился, мэрия не меняется.
На исходе этого эпохального в жизни России месяца, наблюдая за работой Марии Пермяковой и её мэрии, так и хочется попросить: друзья, те, кто рядом, кто-нибудь, расскажите им последние новости. Или просто включите им телевизор. Должен же мэр города узнать о решениях президента, спецоперации и поддержке наших военнослужащих, санкциях против России и необходимости кардинальной перестройки работы на местах с учётом новых реалий. Потому что пока складывается устойчивое впечатление, что ни о чём таком в мэрии Астрахани не подозревают.
Если, конечно, это не так, то ситуация ещё более печальная: получается, знают, но ничего по этой новой повестке не делают. Кажется, что единственная перемена, которая «разбудила» администрацию Астрахани, это закрытие Инстаграм (социальная сеть признана в Росси экстремистской и запрещена по решению суда). Глава города и её команда, вплоть до последнего активно «постящиеся» там, объявили о «переезде» в Телеграм.
11 марта мэрия Астрахани анонсировала открытие своего канала для информирования жителей и обратной связи с ними. Спустя несколько дней, 15 марта, свой ТГ-канал завела и Мария Пермякова. Однако из новостей там или на официальном сайте мэрии вы так и не узнаете, что же конкретно делает местная власть, и как поменялась её работа. Уборка, перекрытие дорог и отключение воды, награждения, поздравления и «расскажи, где торгуют смертью» (нет, это не про Донбасс, а про борьбу с наркотиками в Астрахани).
Спрашивается, а чего мы, собственно, хотим? На сайте мэрии ведь даже один раз за целый месяц написали про сбор помощи беженцам и несколько раз упоминали реализацию нацпроектов. Ответим: анонсировать в ленте новостей о работе мэрии 25 февраля (на следующий день после начала спецоперации) игру в КВН как-то немного странно. Ожидания и запросы аудитории совсем другие.
Кроме, разумеется, полезных объявлений о перекрытии дорог, отключениях, награждениях и поздравлениях, нам бы хотелось узнать о многом другом. К примеру, о совещании или комментарии относительно того, что будет в новых условиях с реализацией в Астрахани ключевых программ и национальных проектов; о том, на какие дополнительные меры поддержки может рассчитывать малый и средний бизнес; сумеют ли местные власти продолжить начатые в городе стройки и ремонты; не забуксовали ли на объектах ранее начатые работы из-за нарушения логистики поставок.
Этот список можно продолжить, но нам кажется, что руководитель областной столицы и без этих подсказок должен знать, как нужно сейчас выстраивать деловую активность и публичную. Пару слов о последней. Обращает на себя внимание тот факт, что Мария Пермякова ни в своём личном Телеграм-аккаунте, ни на сайте ни слова за эти дни не написала об актуальных сегодня политических темах, реагировать на которые публичный политик, конечно же, должен. Положение обязывает. Но ни о решении президента России, ни слов поддержки наших военнослужащих, участвующих в спецоперации, мы на этих площадках не нашли. Да что уж там – важная в свете нынешних событий дата 18 марта – годовщина воссоединения Крыма с Россией – и та прошла мимо Марии Пермяковой. Спас положение ТГ-канал мэрии, запостив ролик и несколько снимков с мероприятия, опять же, не распространяясь при этом об участии в мероприятии главы Астрахани.
Между тем, у мэра есть хороший пример того, как нужно выстраивать деловую и информационную активность в нынешних условиях. Причём пример буквально перед глазами – поучиться реагированию, по крайней мере, в публичной части точно, можно у губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина. Он, кстати, тоже завёл свой ТГ-канал, только вот контент там резко контрастирует с тем, о чем информирует нас глава города.
Но мы всё же надеемся, что новая повестка работы астраханского мэра и её команды все-таки существует и, возможно, даже реализуется. Осталось лишь всем об этом рассказать. Желаем Марии Пермяковой обязательно это сделать в ближайший месяц. Это очень важно для города и его жителей.
Николай КУЗЬМИН
Философ, руководитель регионального отделения РОП в Республике Крым
В новой экономической ситуации у мэров крупных, да и не только, городов должны смениться приоритеты. Главными должны стать не идеи о том, как правильно потратить деньги, а как их заработать. Наполнение бюджетов, содействие работающим предприятиям становится приоритетной целью. Если раньше лицом мэра во многом были красивые картинки разного рода благоустройств, то сейчас ими должны стать работающие предприятия. При решении такого рода задач необходимо тесно взаимодействовать с региональными правительствами. Как фронда в отношениях с губернатором, так и послушное исполнение распоряжений становятся плохими стратегиями.
Новый глава городской администрации Симферополя Михаил Афанасьев, с учётом его опыта работы в правительстве Республики Крым, обладает потенциалом стать не просто распорядителем средств городского бюджета, перерезающим ленточки на очередном объекте благоустройства. В нынешних условиях главной задачей должно стать развитие экономики города. Тем более что следует ожидать прихода в Крым федеральных экономических игроков, попавших под санкции и лишившихся сдерживающих от захода на полуостров факторов. Стимулирование захода таких бизнес-структур должно стать для него приоритетной задачей – только так Симферополь может снизить зависимость от вышестоящих бюджетов и заработать на развитие городской инфраструктуры. Получится это у нового мэра или нет – вопрос открытый. Проблема ещё в том, что от него ждут решения зависших реконструкций и ремонтов разного рода. То, что эти ожидания не соответствуют требованиям времени, необходимо как-то донести до горожан. И это ещё одна из задач, которые ему придётся решать.
Иван МЕЗЮХО
Политолог, председатель Крымской региональной общественной организации «Центр политического просвещения»
Мэры в Симферополе надолго не задерживаются. Нынешний глава администрации Михаил Афанасьев, буквально на днях приступивший к работе, уже седьмой руководитель исполнительной власти столицы республики с момента воссоединения Крыма с Россией. Его предшественник Валентин Демидов на своём посту не проработал и года. Недоделки по объектам благоустройства общественных пространств в микрорайонах, недореконструированная главная площадь Симферополя (пл. Ленина), провал в кадровой политике – такое наследство Демидов оставил Афанасьеву. Правда, справедливости ради надо сказать, что и сам Демидов получил в наследство от предшественницы Елены Проценко ворох недоделанных дел и кадровую текучку. Какой-то заколдованный круг!
Михаил Афанасьев пришёл в мэры после работы на посту министра внутренней политики, информации и связи Республики Крым. Однако опыт работы в местном самоуправлении у него имеется – до министерской должности работал на посту главы администрации города Саки.
Сейчас у нового главы администрации крымской столицы – время для выстраивания своей команды. Пока радикальных кадровых изменений не производилось. Надеюсь, что Михаилу Афанасьеву удастся остановить кадровую текучку и наладить системную работу всех городских служб и подведомственных предприятий.
Мадина САГЕЕВА
Независимый журналист (г. Владикавказ)
Новый мэр Владикавказа Вячеслав Мильдзихов, в отличие от главы республики Сергея Меняйло, с которым они, как считается, составляют политический тандем, не имеет выраженной поддержки населения и положительной харизмы, присущей адмиралу. Тем более, что начал Вячеслав Мильдзихов свою историю в качестве мэра с двух провальных инициатив, потребовав убрать с центральных улиц мусорные баки и кофе-машины. Обе темы стали вирусными и надолго запомнились горожанам.
Кадровая политика нового мэра тоже вызвала недоумение: в мэрию вместе с ним вернулись члены команды беглого экс-мэра Сергея Дзантиева, ОПГ которого недавно признали в суде виновной в нанесении многомиллионного ущерба бюджету города. Мильдзихову приходится нести ответственность и за результаты работы своего предшественника: разбитые, хоть и недавно отремонтированные, дороги, незавершённые проекты, сделки с городским имуществом. Всё это не добавляет ему популярности. Руководство города никак не реагирует и на новые политические и экономические реалии, за исключением того, что на уличных рекламных носителях появилась военная символика.
Но при всём при этом команде нового мэра удалось добиться успеха на очень важном направлении, чем не могли похвастаться предшественники – организации школьного питания. Обновлённый Владикавказский комбинат питания с начала учебного года успешно обслуживает все городские школы, соблюдая требования к меню школьников и организации работы столовых. Кардинально улучшить ситуацию удалось в первую очередь потому, что было выделено дополнительное финансирование на школьное питание. Очевидно, что в условиях уже происходящего роста цен и возможной безработицы такие социальные проекты становятся приоритетными.
Андрей ШАПОШНИКОВ
Депутат Смоленской областной думы. Член Бюро и секретарь Смоленского областного комитета КПРФ
Главный итог начала года в Смоленске – провал городской администрацией снегоуборочной кампании. Этой зимой с уборкой снега было плохо, как никогда, несмотря на прошлогодние заверения в том, что «ошибки учтены, коллапса не повторится».
Ещё один важный момент – так называемая реформа городского управления, предполагающая ликвидацию районных городских администраций. Реформа по сути сводится к косметическим мерам: вместо глав районов теперь будут начальники управлений городской администрации по каждому из районов.
Продолжается судебное дело о банкротстве крупнейшей муниципальной управляющей компании ОАО «Жилищник». Это негативно сказывается на качестве коммунального обслуживания в городе. Директор «Жилищника» (личный друг главы города Борисова) находится под стражей.
Марат ХАМИДУЛЛИН
Директор Агентства нестандартных политических и корпоративных ситуаций
Детальность мэра любого города в первом квартале года можно оценить по нескольким важным пунктам – беспроблемный отопительный сезон, качественная и своевременная уборка города от снега, подготовка к паводку.
По подготовке к паводку сложно дать какую-то оценку, так как, по словам чиновников, город к этому готов, но из-за заморозков пока сложно понять реальную картину. Что касается отопительного сезона, то он проходит в нормальном режиме. А вот с уборкой снега у главы Ижевска случился капитальный провал.
Очевидно, что Олег Бекмеметьев не был готов к вызовам, связанным с ухудшением погодных условий, в частности, к осадкам сверх нормы. Но это не главная причина проваленной борьбы со снегом, а следствие. Следствие того, что уже несколько лет Бекмеметьев не может организовать работу в сфере ЖКХ. К примеру, начальники ответственных подразделений там меняются, как перчатки. Он не может выстроить системную работу с подрядчиками. В городской администрации слабо выстроена работа юридической службы. Глава Ижевска публично грозит подрядчикам штрафами и разрывами договоров, а по факту ничего этого не происходит, и подрядчики таких санкций уже не боятся.
Сам же Олег Бекмеметьев продемонстрировал, что он работает только ради одного человека – главы Удмуртии Александра Бречалова. Это подтверждают, в том числе, и многочисленные игнорирования жалоб по уборке снега Бекмеметьевым, но зато, когда Бречалов публично призвал чиновников выходить на улицы с лопатами, то глава Ижевска оказался в числе первых. И даже в такой имиджевой акции случился провал. Вместо того, чтобы вывести с собой на уборку снега чиновников городской администрации, Бекмеметьев вывел с собой волонтёров, чем вызвал ещё большее негодование у жителей.
Возникает логичный вывод: если человек, не умеет грамотно выстроить и организовать процессы, то ему самому приходится выполнять их. Поэтому вопросы к компетенциям главы Ижевска Бекмеметьева возникли не только у жителей, но и в высоких кабинетах администрации главы Удмуртии, а также среди депутатского корпуса городской думы столицы республики. Вопросы эти не были заданы публично, но зато сохранились в памяти и, возможно, сыграют ещё против столичного градоначальника. Будут ли сделаны выводы главой Ижевска? Я думаю, будут. Только вот воплощать эти выводы в администрации города уже некому. Всех, кого так или иначе можно было назвать командой Бекмеметьева, разбежались. Управленческого резерва у главы Ижевска, как мы видим, не оказалось. А грамотные специалисты со стороны работать рядом с Бекмеметьевым не стремятся.
Оксана КОВАЛЕВА
Экономист. Юрист. Эксперт региональной группы Агентства стратегических инициатив (г. Курган)
Впервые за 30 лет мэру Кургана удалось наладить хорошие отношения с губернатором Курганской области и его командой. Конфликт между городской властью Кургана и властью Курганской области, длившийся 30 предыдущих лет, устранён при Елене Ситниковой. Благодаря этому региональная столица сегодня имеет достаточное финансирование для реализации нацпроектов на своей территории и возможности для развития города.
Лично меня впечатлили представленные итоги работы мэра за 2021 год. Она продолжила тему развития хорошо знакомой ей по прежней работе социальной сферы города Кургана. В итоге построено по федеральным программам 2 новых детских сада и 2 пристроя к детским садам в густонаселённых районах города, которые уже приняли малышей.
Кроме того, увеличены масштабы ремонтов и обновления городских школ, музеев, поликлиник и т. д.
Также мэр Ситникова и её команда уделяли большое внимание инфраструктурным проектам. В отчёте мэра среди реализованных проектов: построенный трехпролётный мост, путепровод, обновлено большое количество автомобильных дорог, и завершены работы многолетней модернизации канализационных коллекторов в центральной части города на улице Куйбышева и в посёлке Восточный.
Мэр лично выезжает в любое время и лично вникает в разные проблемные ситуации, возникающие в городе (от вопросов ЖКХ до точечной застройки), держит их на личном контроле.
Качество коммунальных услуг в Кургане в целом высокое. Нарекания вызывают накопившееся количество коммунальных сетей с высокой степенью износа, на которых периодически происходят аварии. При этом, как показывают результаты деятельности мэра Е. В. Ситниковой, работа в данном направлении по минимизации возможных коммунальных аварий планомерно ведётся. Качество прочих муниципальных услуг (образования, соцзащиты, культуры и т. д.) в Кургане традиционно на высоком уровне. Особенно отмечу услуги дополнительного образования детей и взрослых. Развитие всех этих направлений поддерживается и действующим мэром. Как результат, более яркими и запоминающимися становятся городские праздники, а город Курган становится более притягательным для гостей и жителей города даже в условиях ограничений в пандемию.
Постепенно под такой стиль руководства подстраиваются и общественные институты города. Так, мэр плотно работает по обращениям курганцев к Уполномоченному по правам человека в Курганской области и по обращениям к депутатам Курганской городской думы.
Одним из острых вопросов, по которому сохраняется общественное напряжение, является активизация точечной застройки в Кургане. Мэр Ситникова держит на личном контроле этот вопрос, но его окончательное решение последует в виде решения судов и после окончания следственных действий СУ СК РФ по Курганской области.
Андрей СЕРЕНКО
Директор Аналитического центра Российского общества политологов
В начале 2022 года в Элисте сменилось руководство – вместо Дмитрия Трапезникова главой горадминистрации стал Шафран Тепшинов. Однако эта ротация никак не повлияла на кризисную ситуацию в столице Калмыкии: в Элисте сохраняются многочисленные проблемы, провоцирующие протестные настроения среди горожан.
Среди этих проблем – безнадёжный рост долга муниципального бюджета, стремительное снижение уровня жизни и обеднение работающего населения, деградация инфраструктуры (непрекращающиеся аварии на газопроводных коммуникациях, электро- и водопроводных сетях) и срыв муниципальных программ её модернизации; наконец, развал системы городского транспорта, превративший почти в подвиг ежедневное перемещение элистинцев по столице Степной республики.
Все эти «городские трагедии» достались в наследство Шафрану Тепшинову от Дмитрия Трапезникова, который перешёл на работу вице-премьером в правительство Калмыкии. Впрочем, маловероятно, что господину Тепшинову удастся хоть в малейшей степени исправить грустную повседневность Элисты. Для этого у него нет ни достаточных ресурсов, ни эффективной команды. Да и личные качества нового градоначальника калмыцкой столицы сейчас вызывают иронические комментарии у чиновников Элистинской мэрии.
Как утверждают злые языки, Шафран Тепшинов пока весьма далёк от образов «отца города», «сильного мэра» и «жёсткого хозяйственника». Якобы он слишком психологически зависим не только от главы республики Бату Хасикова, который мало что понимает в муниципальном управлении, но и от «серых кардиналов» калмыцкой политики – руководителя администрации главы Калмыкии Чингиза Берикова и председателя ресизбиркома Бемби Чужаева. По слухам, Бериков и Чужаев полностью контролируют каждый шаг Тепшинова, который, впрочем, не очень и стремится к самостоятельности. Этот контроль помогает «кардиналам» решать важные для себя и своего окружения вопросы в столице Калмыкии, однако он никак не способствует процветанию Элисты.
Скорее всего, ни о каком развитии главного города Степной республики речь в обозримой перспективе идти не будет. Элисте просто придётся выживать в крайне сложной бюджетно-кредитной, инфраструктурной и социально-политической ситуации. Впрочем, задачи реального развития Элисты вряд ли входят в планы нового руководства города. Как говорят, приоритетом Шафрана Тепшинова должно стать «правильное проведение» выборов (возможно, досрочных) в Народный хурал (парламент) Калмыкии. А с этим могут быть серьёзные проблемы, несмотря на то, что «серые кардиналы» калмыцкой политики делают ставку на волшебные возможности электронного дистанционного голосования (ЭДГ). На недавних выборах в Госдуму партия власти, используя чудеса админресурса, тем не менее, проиграла Элисту левой оппозиции, что, как полагают, и стало позже причиной отставки Дмитрия Трапезникова с поста мэра калмыцкой столицы. От Шафрана Тепшинова в администрации главы республики ждут иного результата – победы «Единой России». Однако добиться этого будет крайне трудно, а в честной борьбе с оппозицией – пожалуй, почти невозможно.
Татьяна ФИЛЕВА
Журналист, главный редактор газеты «Орловская среда»
Новая экономическая и политическая реальность никак не повлияла на деятельность мэра Орла Юрия Парахина. Если судить по официальной информации администрации города и по страницам мэра в социальных сетях, где он рассказывает о своей деятельности, то можно сделать вывод, что основное его занятие в последний месяц – это участие в различных мероприятиях. Он поздравляет коммунальщиков с профессиональным праздником, отмечает 25 лет со дня введения должности мэра Орла (при этом не забывает называть себя Мэром с большой буквы), награждает учителей и воспитателей года, поздравляет женщин с 8 Марта, а жителей города – с Масленицей. Разумеется, в ряду мероприятий есть и те, которые отвечают нынешней политической повестке: в марте мэр посетил пункт временного размещения беженцев из Донбасса, поучаствовал в праздновании годовщины Крымской весны.
Между тем жители города, как представляется, хотели бы сейчас видеть в Парахине прежде всего кризисного менеджера. В Орле, например, наблюдается дефицит сахара (при том, что в регионе действуют четыре сахарных завода), некоторых лекарственных препаратов, ряда других товаров. При этом, если областная власть и надзорные органы хоть как-то пытаются влиять на ситуацию (пока, правда, не слишком удачно), то мэр города ограничился тем, что в ответ на жалобы граждан демонстративно посетил один из магазинов и сообщил: сахар там есть. Между тем в соседнем Липецке местные власти решают «сахарную» проблему увеличением количества ярмарок выходного дня, где местные производители продают тот же сахар без розничной наценки. Парахин же, как глава муниципальной власти, не сделал даже попытки встретиться с представителями торговых сетей, работающих в областном центре, ни тем более организовать новые торговые площадки для местных производителей, чтобы обеспечить горожан продуктами первой необходимости по приемлемым ценам. Впрочем, это не мешает губернатору Клычкову считать мэра Орла управленцем, способным отвечать на новые вызовы, о чём он сам и сообщил на днях на встрече с депутатами городского и областного советов от СЗРП.
Антон ЧАБЛИН
Политолог, журналист. Главный редактор портала «Акценты»
Любопытно наблюдать, как мэрия во главе с Юрием Парахиным уже третий год пытается реконструировать в Орле многострадальный Красный мост. Реконструкция должна была завершиться как раз нынешней весной, но вместо этого завершилась уголовным делом по факту растраты выделенных на работы почти 180 млн рублей.
Разумеется, это уголовное дело стало очередным имиджевым ударом и по Парахину, и по губернатору Клычкову. И с четвёртого раза мэрия все же сумела найти нового подрядчика на реконструкцию Красного моста – «Уваровскую ПМК-22» из Московской области. Даже не берусь делать прогнозы, к чему это приведёт на сей раз.
Но и без Красного моста с начала года поводов для критики Парахина хватало. В январе – это уборка снега, а в феврале – пустые полки магазинов. Причём в обоих случаях 44-летний мэр не пытался выстраивать адекватную и, главное, доверительную коммуникацию с населением.
Скажем, в случае с дефицитом сахара вышел конфуз. Губернатор Клычков признал, что проблема есть, а Парахин тут же заявил, что сахара в городе полно. Как известно, коммунист Клычков и «единоросс» Парахин находятся в серьёзной конфронтации. Но зачем эти межпартийные конфликты переносить в экономическую плоскость, да ещё и в такую болезненную для граждан сферу, как товары первой необходимости?!
В любом случае нахождение в регионе двух оппонирующих друг другу политиков – губернатора и мэра областной столицы – эффективности работе обоих не прибавляет. И во многом это становится причиной управленческого паралича. Напомню, что до сих пор нет руководителя (имеется лишь «и. о.») в финансовом управлении мэрии, а в управлении строительства и дорожного хозяйства руководителя не было почти 1,5 года, до начала февраля.