Новое оружие ФАС
26 октября вступает в силу ФЗ О защите конкуренции. Как заявил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Артемьев, этот закон заменит пока еще действующие законы О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и О защите конкуренции на рынке финансовых услуг, объединив их нормы.
Руководитель ФАС отметил, что по сути это инструментарий в анализе ситуации, в применении антимонопольных правил как на товарном, так и на финансовом рынках. При этом, по словам Артемьева, разработчики нового закона, который Владимир Путин подписал 26 июля, учли все нюансы правоприменительной и судебной практик, существовавших в этой сфере.
Заметим, что закон О защите конкуренции не только совершенствует правовое регулирование по предупреждению и пресечению монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках, но и расширяет полномочия Федеральной антимонопольной службы в борьбе с недобросовестной конкуренцией. С другой стороны, этот документ позволит снизить административное бремя, ложащееся сегодня на хозяйствующие субъекты.
В новом законе подверглось изменению понятие товар, изменилось и понятие товарный рынок: в него теперь включается не только территория РФ, но и территории других стран (регулируются заключенные за пределами России соглашения, достигнутые в отношении активов, акций российских хозяйственных обществ, прав в отношении российских коммерческих организаций). Существенной модификации подверглось понятие доминирующее положение хозяйствующего субъекта. В частности, с 65% до 50% изменен размер доли хозяйствующего субъекта, начиная с которого он должен доказать антимонопольному органу, что не занимает на рынке доминирующего положения.
Обратим внимание на то, что при разработке этого положения был учтен международный опыт борьбы с недобросовестной конкуренцией. Так, например, в Германии сегодня в соответствии с законом о борьбе с ограничением конкуренции, который был принят еще в 1957 г., доминирующее положение имеет место в том случае, если, во-первых, по меньшей мере одно предприятие контролирует треть рынка определенного типа товаров или коммерческих услуг, во-вторых, три или менее предприятий в совокупности контролируют 50 или более процентов рынка, в-третьих, если пять или менее предприятий в совокупности контролируют две трети рынка и более. А вот в Великобритании в законе о добросовестной торговле (1973 г.) содержится понятие сложной монополии, которая определяется как ситуация, когда группа компаний, в совокупности контролирующих 25% рынка, своими действиями влияет на конкуренцию.
Кроме того, в ФЗ О защите конкуренции включено новое понятие коллективное доминирование. Таковым признается совокупное доминирование более чем трех субъектов, доля каждого из которых больше доли других субъектов на этом рынке и в совокупности превышает 50%. Заметим, что данная норма отчасти поможет Федеральной антимонопольной службе в борьбе с тем ценовым беспределом на отечественных рынках нефтепродуктов и жилья, который наблюдается в нынешнем году и который, по мнению аналитиков, может являться следствием картельного сговора доминирующих на этих рынках компаний. На это же обстоятельство обратил внимание на вчерашней пресс-конференции и Игорь Артемьев, который в качестве примера привел Челябинскую область, где недавно несколько доминирующих компаний, владеющих АЗС, в одночасье подняли цену на бензин сразу на 2 рубля. Заметим, что одновременно с ужесточением (по сравнению с действующим законодательством) некоторых норм конкурентных отношений, новый закон в то же время снижает административное бремя на хозяйствующие субъекты.
Так, например, пороговые значения для предварительного согласования сделок увеличиваются до 3 млрд. руб., а для уведомлений о совершении сделок до 200 млн. руб. При этом отменяется согласование каждой сделки по приобретению акций. Получение предварительного разрешения будет обязательно только для приобретения блокирующего (25%), контрольного (50%) или исключающего возможность блокирования решений акционера третьими лицами (75%) пакетов акций. Исчезает и предварительное согласование создания финансовых организаций и увеличения их уставного капитала. Таким образом, если раньше ФАС России контролировала 90% компаний, то теперь будет контролировать лишь 10%, - заявил Игорь Артемьев.
Заметим, что закон О защите конкуренции не только совершенствует правовое регулирование по предупреждению и пресечению монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках, но и расширяет полномочия Федеральной антимонопольной службы в борьбе с недобросовестной конкуренцией. С другой стороны, этот документ позволит снизить административное бремя, ложащееся сегодня на хозяйствующие субъекты.
В новом законе подверглось изменению понятие товар, изменилось и понятие товарный рынок: в него теперь включается не только территория РФ, но и территории других стран (регулируются заключенные за пределами России соглашения, достигнутые в отношении активов, акций российских хозяйственных обществ, прав в отношении российских коммерческих организаций). Существенной модификации подверглось понятие доминирующее положение хозяйствующего субъекта. В частности, с 65% до 50% изменен размер доли хозяйствующего субъекта, начиная с которого он должен доказать антимонопольному органу, что не занимает на рынке доминирующего положения.
Обратим внимание на то, что при разработке этого положения был учтен международный опыт борьбы с недобросовестной конкуренцией. Так, например, в Германии сегодня в соответствии с законом о борьбе с ограничением конкуренции, который был принят еще в 1957 г., доминирующее положение имеет место в том случае, если, во-первых, по меньшей мере одно предприятие контролирует треть рынка определенного типа товаров или коммерческих услуг, во-вторых, три или менее предприятий в совокупности контролируют 50 или более процентов рынка, в-третьих, если пять или менее предприятий в совокупности контролируют две трети рынка и более. А вот в Великобритании в законе о добросовестной торговле (1973 г.) содержится понятие сложной монополии, которая определяется как ситуация, когда группа компаний, в совокупности контролирующих 25% рынка, своими действиями влияет на конкуренцию.
Кроме того, в ФЗ О защите конкуренции включено новое понятие коллективное доминирование. Таковым признается совокупное доминирование более чем трех субъектов, доля каждого из которых больше доли других субъектов на этом рынке и в совокупности превышает 50%. Заметим, что данная норма отчасти поможет Федеральной антимонопольной службе в борьбе с тем ценовым беспределом на отечественных рынках нефтепродуктов и жилья, который наблюдается в нынешнем году и который, по мнению аналитиков, может являться следствием картельного сговора доминирующих на этих рынках компаний. На это же обстоятельство обратил внимание на вчерашней пресс-конференции и Игорь Артемьев, который в качестве примера привел Челябинскую область, где недавно несколько доминирующих компаний, владеющих АЗС, в одночасье подняли цену на бензин сразу на 2 рубля. Заметим, что одновременно с ужесточением (по сравнению с действующим законодательством) некоторых норм конкурентных отношений, новый закон в то же время снижает административное бремя на хозяйствующие субъекты.
Так, например, пороговые значения для предварительного согласования сделок увеличиваются до 3 млрд. руб., а для уведомлений о совершении сделок до 200 млн. руб. При этом отменяется согласование каждой сделки по приобретению акций. Получение предварительного разрешения будет обязательно только для приобретения блокирующего (25%), контрольного (50%) или исключающего возможность блокирования решений акционера третьими лицами (75%) пакетов акций. Исчезает и предварительное согласование создания финансовых организаций и увеличения их уставного капитала. Таким образом, если раньше ФАС России контролировала 90% компаний, то теперь будет контролировать лишь 10%, - заявил Игорь Артемьев.