Согласно закону, не может быть признано доминирующим положение субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рыке определенного товара не превышает 35%.
Напомним что в первом чтении законопроект был принят 8 июля 2005 г. Ко второму чтению к законопроекту поступило 573 поправки, из них 418 были отклонены, а 155 приняты.
В соответствии с новым документом, слияние организаций (за исключением финансовых) требует предварительного согласия антимонопольных органов, если суммарная стоимость их активов превышает 3 млрд руб. или если суммарная выручка за последний год превышает 6 млрд руб., либо если одна из этих организаций включена в реестр субъектов, имеющих долю на рынке определенных товаров более 35%. Как говорит руководитель ФАС Артемьев, Сейчас самое время принимать конкретные шаги по сближению норм конкурентного законодательства России и ЕС.
В ходе последних консультаций в законопроект введено определение признаков ограничения конкуренции, включены согласованные с представителями РСПП определения монопольных видов цен и определение понятия согласованных действий, закреплен исчерпывающий перечень группы лиц. В ходе подготовки документа ко третьему чтению с учетом замечаний президента России нижний порог коллективного доминирования повышен с 5 до 8 процентов доли на рынке, введен дополнительный признак рынка, на котором может быть установлено коллективное доминирование (информационная открытость рынка). Говоря о финансовых рынках, Артемьев сказал, что государство должно постепенно уходить из этой сферы. Это приведет к росту конкурентной среды и стабилизации в последующем финансового рынка.
По его мнению, в сфере железнодорожного транспорта существующая монополия не дает частным компаниям, появившимся в этой сфере, стать полноценными перевозчиками. В сфере российской энергетики существуют риски вертикальной интеграции, отметил руководитель ФАС.По мнению первого заместителя председателя Комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрия Медведева В законе многие вопросы пока не нашли своего решения. Некоторые принятые позиции это скорее политические решения, чем экономические.
Пример: обязательное проведение конкурсов при обеспечении естественных монополий всеми видами услуг. Надо им финансовые услуги они объявляют конкурс, банки им предлагают свои условия. В этой ситуации тот факт, что у Газпрома есть Газпромбанк, уже никакого значения не имеет. Это, по версии правительства, необходимо для оптимизации расходов государства. Мы отмечали, что нелогично так поступать.
Почему под это решение не попадают государственные унитарные предприятия? Ведь ГУПы стопроцентно государственные предприятия. И там начальник зачастую выбирает себе коммерческих партнеров, исходя лишь из собственных интересов. Нам говорят нет, их очень много, мы запутаемся. Еще одна очень важная тема, к которой в этом законе мы пытаемся подойти: как сделать так, чтобы власть всех уровней не способствовала монополизации, а занималась обратным процессом. Ведь сегодня многие решения, которые принимаются властью, принимаются, исходя из интересов конкретного человека, сидящего в этой власти. Под себя, под свои структуры идут госзаказы. Власть является сегодня главным источником монополий всех уровней бизнеса.
Вообще закон, с одной стороны, более точно прописывает весь понятийный аппарат. Например, что такое монопольно высокая и монопольно низкая цена. Ведь если этот термин не прописать точно, то уже сложно определить моя цена на рынке монопольная или нет. Очень удачные формулировки прописаны по многим вопросам, их отсутствие мешало предыдущему закону работать.Как считает один из разработчиков закона статс-секретарь заместитель министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Сергей Дудкин. Мы старались создать документ, который будет действительно эффективно защищать конкуренцию на товарных рынках. Однако решены не все проблемы.
Например, на сегодняшний день максимальный размер штрафа, налагаемого на организацию за нарушение антимонопольного законодательства, составляет лишь 5000 МРОТ. В таких условиях компаниям, которые хотят любой ценой усилить свое влияние на рынке, выгоднее платить штрафы, нежели воздерживаться от нарушения требований конкурентного законодательства или исполнять предписания антимонопольных органов, так как финансово-экономический эффект, который эти компании получают от антиконкурентных действий, в сотни, тысячи раз превосходит суммы штрафов. Однако изменить размеры штрафов самим Законом о конкуренции невозможно, так как существует Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), в котором определены штрафные санкции за нарушение законодательства. Евгений Ясин не уверен, что законопроект О защите конкуренции будет соответствовать жизненным реалиям.
Что на нашем рынке требует воздействия? Участие в конкуренции правоохранительных органов кого-то заказали, на кого-то дело завели. Изобретательность русского народа по части, как подкузьмить друг друга, высока.